«Открылся стадион!» — с доброй иронией написал в своем блоге в Прощеное воскресенье один священник.
Мы начинаем пятую седмицу Великого поста, преполовив его экватор. Уже много дней пройдено, многое пережито.
В пятницу четвертой седмицы (и в среду) на утрене полагаются не только обычные для великопостного времени трипеснцы, но и полный канон.
Четвертая седмица, иначе именуемая средней, – это как перевал на трудном пути. И на вершине, от воскресной всенощной до пятницы, посреди храма нас встречает Крест.
Если Крестопоклонная – середина Великого поста, то среда – самый ее центр. Мы достигаем этого дня, размышляя о Кресте, покаянии, молитве.
Богослужебные тексты четвертой седмицы посвящены двум важным темам – поклонению Кресту и преполовению постного странствия. Буквально каждый день Церковь будет напоминать своим чадам о смысле и значении Крестного Древа.
Крест — это древо жизни посреди рая. Спасительная сила Креста обновляет само естество человеческое, возвращает человечество к первому, райскому состоянию пребывания с Богом.
Каждую пятницу мы постимся, вспоминая о поругании Господа. И в службах пятка на 3-й седмице, в преддверии Крестопоклонной Недели, несколько раз, в разных формах, звучит глагол «руга́тися» и однокоренные ему слова.
Четверг 3-й седмицы поста, как и всякий четверг, особое внимание уделяет апостольскому служению. В службах этого дня многократно прославляются апостолы, распространявшие по миру веру Христову. Они – «свет миру».
Перу преподобного гимнографа Иосифа принадлежит множество песнопений, в том числе и о Кресте. Но вновь и вновь он находит образы и грани, чтобы побудить нас к благодарности Спасителю.
В стихирах третьей седмицы мы вновь размышляем о пути возвращения к Богу, вспоминая притчу о блудном сыне. Что влечет нас от Бога на страну далече, к нашим мерзким животным страстям?
Начинаем проходить путь третьей седмицы поста: какие награды дает Христос постящимся, по словам церковных песнописцев?
Второе воскресенье Великого поста Церковь празднует, прославляя византийского святителя Григория Паламу. Чем же так прославился этот святой, что ему установили особое поминовение в дни Четередесятницы?
Упокой, покойный, успение – эти слова характеризуют христианское отношение к смерти. Мы не верим в смерть, ибо надеемся на ее Победителя.
Молясь словами канона пятницы второй седмицы, мы постигаем высоту воли Спасителя, который по Своему хотению претерпел крестные страдания и низложил диавола.
В четверг на второй седмице читаются стихи 1–12 из 6-й главы Книги Исайи. Удивительно, что самая важная часть Литургии Евхаристия тоже напоминает нам об этой паремии.
В среду мы поклоняемся Кресту Христову. Но посмотрите, как тонко и вместе с тем органично песнотворцы вплетают в тексты среды моление о нашем личном постном делании.
Зачастую слово «пост» ассоциируется с едой, а точнее с ее скудостью. Давайте послушаем, что скажут нам песнотворцы об истиной сытости.
Пусть тесны одежды, еще по-зимнему строга природа, но само постное делание нельзя воспринимать со знаком «все скорбно и плохо». Парадокс христианского делания: печаль по Богу рождает радостотворный плач, а не крик отчаяния.
С печалью обнаруживаешь, что первая, решающая неделя Великого поста прожита не так, как думалось. Казалось, что за эту неделю пройдёшь такой огромный путь!