- Ложный подарок судьбы
- Внезапное искушение
- Почему бывает трудно быть честным?
- Не желай ничего, что у ближнего твоего
- Возможность поступить правильно
Ложный подарок судьбы
Как сообщают новостные ленты, 62-летний мужчина нашел на улице конверт с крупной суммой денег – 1,6 млн руб. Редкое везение? Увы, нет. Человек, потерявший деньги, обратился в полицию, и вскоре «счастливца», уже успевшего потратить часть денег, арестовали.
Теперь ему грозит серьезный тюремный срок (до 10 лет) по части 4 статьи 158 Уголовного Кодекса (кража в особо крупном размере).
Согласно ст. 227 ГК, лицо, нашедшее бесхозную вещь, обязано предпринять действия для возврата – уведомить о находке либо владельца, либо правоохранителей. Как напомнили в МВД, любое присвоение чужого имущества без уведомления полиции приравнивается к краже.
Это чрезвычайно грустно, потому что немолодой человек, нашедший и присвоивший деньги, едва ли был закоренелым преступником. Просто ему показалось, что ему повезло – на него ниоткуда свалились большие деньги, которые окажутся весьма кстати в его, скорее всего, очень небогатой жизни. Вполне возможно, он не воспринимал свой поступок как воровство, мы все обычно думаем, что воровство – это какие-то заранее обдуманные действия, а само намерение совершить кражу должно созреть постепенно.
Но он не совершал никаких активных действий, чтобы добраться до чужих денег – не взламывал сейф, не вытаскивал их из чужого кармана. Они, можно сказать, сами себя предложили, причем совершенно внезапно.
Он подхватил их, вероятно, не думая. «Дают – бери, бьют – беги», а если тебе в руки упали какие-то деньги, хватай их и прячь.
Но закон считает это именно кражей – и, действительно, не так важно, как именно вы завладели чужим имуществом. Прилагали ли вы при этом большие усилия или внезапно воспользовались тем, что ближний –такой раззява. Важно, что вы завладели чужим. Священное Писание говорит, что чужое добро, как бы оно ни попало к нам в руки, «отнимает жизнь у завладевшего им» (Прит.1:19).

Внезапное искушение
Трудно быть готовым к внезапному искушению. Если бы у человека была возможность подумать, взвесить все «за» и «против», может быть, он поступил бы по-другому. Но к внезапному искушению он, увы, оказался совершенно не готов. Как можем быть неготовыми и мы.
Так бывает – мы, почти не думая, принимаем решение, которое оказывается катастрофически глупым. Можно потом казниться – «Как я мог быть таким идиотом!» – но уже поздно.
Однако эта глупость – не внезапный несчастный случай. Мы долго шли к этому поступку через длинный ряд других неправильных решений, которые сформировали наш характер и образ действий.
Если мы привыкли неправильно смотреть на жизнь, случайно найденные деньги, или вещи, или еще какие-то внезапно возникшие возможности могут оказаться для нас ловушкой. Более того, в этом случае мы неизбежно рано или поздно набредем на какую-нибудь ловушку.
У святого апостола Павла в послании к Ефесянам есть слова о том, что христианин должен стоять, «облекшись в броню праведности» (Еф.6:14). В броню, то есть в защитные доспехи, люди облачаются, естественно, до того, как их ударили – когда вы пропустили удар, делать это уже поздно.
«Броня» – это четкие, глубоко усвоенные убеждения. Это привычка действовать определенным образом, стремясь во всем угождать Богу и соблюдать Его заповеди.
Если она есть – а приобретается она определенной практикой – внезапный удар не повергает человека наземь и не наносит ему смертельной раны. Столкнувшись с внезапным искушением, человек говорит «нет».
Я вспоминаю случай из моей жизни, прямо противоположный тому, с которого начинается эта статья. Я человек рассеянный, и как-то выронил деньги – не миллионы, но для меня сумму довольно заметную. Я обнаружил это, когда какой-то монгольского вида молодой парень окликнул меня – он подобрал эти деньги и тут же вернул мне. Вряд ли его бы поймали и наказали, если бы он их просто присвоил – но он решил вернуть их мне.
Он тоже оказался перед неожиданным выбором – потихоньку прибрать чужие деньги или поступить честно. Он выбрал второе. Почему? Наверное, потому что те решения, которые он принимал раньше, его к этому подготовили.
Важно заранее с этим определиться – «я не буду посягать на чужое» и вообще «я не буду поступать против заповедей Божиих».

Почему бывает трудно быть честным?
Мы живем в культуре, где деньги являются самоценностью и самоцелью. Деньги служат индикатором человеческого успеха и достоинства независимо от того, как человек их приобрел.
Все мы сталкивались с убеждением, что не воспользоваться ситуацией, чтобы поправить свои дела – глупость, а принципиальность, которая запрещает это делать – что-то смешное. Кроме того, человек постоянно слышит нашептывание, что все так делают – и ему незачем быть «лучше всех». Тот же шепоток может напомнить ему, что когда-то с ним тоже обошлись несправедливо – и теперь он может взять найденные деньги в качестве компенсации.
Есть куча разных поговорок, которые оправдывают хватательный рефлекс: «Только кура-дура от себя гребет, а человек завсегда к себе подгребает», «Своя рубашка ближе к телу», «Кто правдой живет, тот не скоро наживется», «Трудами праведными не наживешь палат каменных».
«Фабрики грез» – как зарубежные, так и отечественные – постоянно эксплуатируют мечту о легком и нечестном богатстве. Персонажи бесконечного числа фильмов и сериалов – бандиты, которые и не собираются «делать своими руками полезное» (Еф.4:28), но при этом проводят жизнь в роскоши, ни в чем себе не отказывая. Более мягкий вариант – человек сказочно обогатился, хитростью наложив руку на деньги, которые уже были нажиты нечестным путем. Вечный сюжет, восходящий к сказке про Али-Бабу и сорок разбойников.
Так или иначе, персонажу не приходится упорно трудиться из года в год, проявляя трудолюбие и изобретательность. Он становится неприлично богатым в результате чистого везения.
В 1970-е годы был невероятно популярен, в том числе у нас, шведский квартет АВВА, а среди его песен выделялась своей привязчивой мелодией песенка «Money, Money, Money», где лирическая героиня жалуется на необходимость пахать день и ночь, чтобы оплачивать счета, и мечтает поехать в Лас-Вегас и Монако, где на нее должны свалиться бешеные деньги – либо ей увлечется богатый мужчина, либо она сорвет куш в казино. «Этот мир принадлежит богатым» – настаивал припев, и ту же мысль выражает бесчисленное количество песенок, книг и фильмов.
Так уж работает индустрия развлечений – она предлагает людям то, о чем они (возможно, втайне от всех) мечтают.
Это вообще избитый сюжет в мировой литературе – мечта бедного человека о том, что на него без особого труда свалятся огромные деньги. Они, наконец-то, позволят ему вздохнуть свободно и не считать каждую копейку, почувствовать себя кем-то богатым, а значит – важным и уважаемым.
В плутовском романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок» можно найти пример такой мечты: «В то время Саша Корейко представлял себе будущее таким образом: он идет по улице – и вдруг у водосточного желоба, осыпанного цинковыми звездами, под самой стенкой находит вишневый, скрипящий, как седло, кожаный бумажник. В бумажнике очень много денег, две тысячи пятьсот рублей… А дальше все будет чрезвычайно хорошо.
Он так часто представлял себе, как найдет деньги, что даже точно знал, где это произойдет. На улице Полтавской Победы, в асфальтовом углу, образованном выступом дома, у звездного желоба. Там лежит он, кожаный благодетель, чуть присыпанный сухим цветом акаций, в соседстве со сплющенным окурком. На улицу Полтавской Победы Саша ходил каждый день, но, к крайнему его удивлению, бумажника не было».
И вот, когда человек находит – чужой бумажник, или дорогой мобильник, или еще что-то в этом роде – ему кажется, что его мечты сбылись. Но подобные мечты всегда упускают из вида одно важное обстоятельство – чтобы вы нашли кучу денег, нужно, чтобы кто-то эту кучу потерял.

Не желай ничего, что у ближнего твоего
В киношных мечтах о внезапном обогащении эта проблема часто снимается тем, что деньги первоначально принадлежат каким-то плохим людям, которых не жалко.
Кража у плохих людей как будто перестает быть грехом. Но это просто один из приемов, при помощи которых грех обманывает нашу бдительность – всегда легко счесть плохими людей, которых мы собираемся обворовать. Слово Божие говорит «не укради» – и не уточняет, что эту заповедь можно отменить, если речь идет о каком-то неприятном богаче. Не укради – и все тут.
Тем более, что в реальности случайно найденные нами деньги – или ценная вещь – скорее всего, вовсе не принадлежат «сорока разбойникам». Человек, который нашел пакет с деньгами, мог подумать, что эти деньги приобретены нечестным путем, и владелец не станет обращаться в полицию. Владелец, однако, обратился – очевидно, у него не было причин скрывать эти деньги от полиции.
Возможность поступить правильно
Может ли ситуация, когда мы нашли чужие деньги, действительно, быть подарком? Это зависит от того, как мы к ней отнесемся. Это может стать прекрасной возможностью угодить Богу и обрести Его благословение, проявить любовь к ближнему и честный, принципиальный характер. Тем более, что характер может меняться – мы меняем себя сами теми решениями, которые мы принимаем. Есть то, что дороже денег и что за деньги купить нельзя – чистая совесть. Привычка быть честным человеком.
Конечно, честность в карман не положишь; на нее ничего не купишь. Выбрать ее – значит выбрать что-то нематериальное, что-то, что в отличие от приятно хрустящих купюр нельзя сразу обменять на различные удовольствия.
Однако на самом деле быть нечестным глупо – причем уже в среднесрочной перспективе. Книга Притчей, которая носит очень приземленный и здравомысленный характер, постоянно говорит о том, как важно быть честным, трудолюбивым, надежным человеком.
Честность приносит добрые плоды. Вы оказываетесь человеком, которому другие – друзья, знакомые, работодатели – могут доверять. А это сильно способствует тому, что у вас будет работа, карьера и, следовательно, достаток.
Однако самое важное – честность помогает нам пребывать в правильных отношениях с Богом. «Воры, – предостерегает апостол, – Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:10).
Когда мы, из благоговейного страха Божия, удаляемся от всего, что может привести к нарушению заповеди – мы удаляемся заодно и от земных бед, таких как тюрьма. И тогда внезапное искушение не сможет нас погубить – мы сразу, не думая, его отвергнем.
Комментировать