Новый чело­век

***

Но́вый челове́к – 1) рас­про­стра­нен­ное в пра­во­слав­ной аске­ти­че­ской лите­ра­туре назва­ние состо­я­ния чело­ве­че­ского есте­ства, обнов­лен­ного Боже­ствен­ной бла­го­да­тью, в про­ти­во­по­лож­ность вет­хому чело­веку; 2) чело­век, живу­щий жизнью во Христе.

Новый чело­век назван новым, ибо про­ти­во­по­став­лен всему тлен­ному гре­хов­ному в силу дей­ству­ю­щей в нем бла­го­дати, обнов­ля­ю­щей, исце­ля­ю­щей, вос­ста­нав­ли­ва­ю­щей падшее чело­ве­че­ское есте­ство, пора­жен­ное стра­стями. Новый чело­век назван чело­ве­ком, ибо бла­го­дат­ное дей­ствие усва­и­ва­ется чело­ве­че­скому есте­ству, ста­но­вится нераз­дельно с ним, пре­вра­ща­ется в неотъ­ем­ле­мую часть чело­ве­че­ской лич­но­сти.

Ста­нов­ле­ние нового чело­века неосу­ще­ствимо одними чело­ве­че­скими уси­ли­ями. Оно испол­ня­ется с помо­щью Боже­ствен­ной бла­го­дати. Новый чело­век – чадо Божие, рож­ден­ное от Бога. О новом чело­веке сказал еван­ге­лист Иоанн: «А тем, кото­рые при­няли Его, веру­ю­щим во имя Его, дал власть быть чадами Божи­ими, кото­рые ни от крови, ни от хоте­ния плоти, ни от хоте­ния мужа, но от Бога роди­лись» (Ин. 1:12,13).

Новый чело­век полу­чает свою жизнь от рож­де­ния свыше, рож­де­ния от воды таин­ства кре­ще­ния и Свя­того Духа Божьего чрез веру в Иисуса Христа. Ибо для того и пришел Хри­стос, чтобы «от Себя, от есте­ства Своего, поро­дить чад Духом, бла­го­во­лив, чтобы рож­да­лись они свыше от Боже­ства Его. Он пришел веру­ю­щих в Него сде­лать новым умом, новой душой, новыми очами, новым слухом, новым языком духов­ным, одним словом – новыми людьми» (св. Мака­рий Еги­пет­ский).

Новый чело­век сопри­ча­стен Цар­ствию Божьему, кото­рое не при­хо­дит при­мет­ным обра­зом, а пре­бы­вает в чело­ве­че­ском сердце, есть «пра­вед­ность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Новый чело­век являет собой образ и подо­бие Иисуса Христа, ста­но­вится носи­те­лем даров Хри­сто­вых и плодов Свя­того Духа – любви, радо­сти, мира, дол­го­тер­пе­ния, бла­го­сти, мило­сер­дия, веры, кро­то­сти, воз­дер­жа­ния. Един­ствен­ный Источ­ник и Пример жизни нового чело­века – Сам Иисус Хри­стос как «Родо­на­чаль­ник вос­ста­нов­лен­ных и норма вос­ста­нов­ле­ния» (свт. Феофан Затвор­ник).

Ста­нов­ле­ние нового чело­века пред­по­ла­гает и подвиж­ни­че­ские усилия со сто­роны самого хри­сти­а­нина. От него тре­бу­ется твер­дое жела­ние остав­ле­ния грехов, совле­че­ние вет­хого чело­века, пока­я­ние, кото­рое есть «реши­тель­ное изме­не­ние на лучшее, пере­лом воли, отвра­ще­ние от греха и обра­ще­ние к Богу» (свт. Феофан Затвор­ник).

Ста­нов­ле­ние нового чело­века про­ис­хо­дит синер­гийно, в сво­бод­ном сотруд­ни­че­стве с Боже­ствен­ной бла­го­да­тью. Именно поэтому апо­стол при­зы­вает «отло­жить преж­ний образ жизни вет­хого чело­века, истле­ва­ю­щего в обо­льсти­тель­ных похо­тях, … и облечься в нового чело­века, создан­ного по Богу, в пра­вед­но­сти и свя­то­сти истины» (Еф. 4:22,24).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки