Число́ зве́ря – таинственное число «шестьсот шестьдесят шесть», упоминаемое в Откровении Иоанна Богослова (Откр.13:18), которое окажется числом имени антихриста.
[Зверь] «...сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр.13:16-18).
В Ветхом Завете число «666» встречается трижды:
- «Сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят шесть» (1Ездр.2:13);
- «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3Цар.10:14);
- «Весу в золоте, которое приходило к Соломону в один год, [было] шестьсот шестьдесят шесть талантов золота» (2Пар.9:13);
Исторически один из способов предположительного определения имени, соответствующего этому числу, сводился к подбору имён или иных слов, либо словосочетаний, числовые значения букв которых составляли в сумме 666. Числовые значения могли определяться исходя из порядкового номера букв в том или ином алфавите (еврейском, греческом, латинском и пр.) либо иначе.
Заметим также, что в античности функцию цифр исполняли буквы алфавита. Таким образом, числовое значение буквы или сочетания букв могло быть установлено исходя из того, какую цифру оно обозначает. Оригинальная греческая запись состоит из трёх слов «шестьсот», «шестьдесят» и «шесть» и не позволяет произвести описанного разложения.
В еврейском языке, если это классические три шестерки, то есть шесть, шесть, шесть, то написание у них такое ן ן ן (вав, вав, вав). Но если это шестьсот шестьдесят шесть, то и написание у числа соответственное ו ס ם (мем софит (пишется в конце слов) = 600, самех = 60 и вав = 6).
Есть еще вариант написания из четырех букв по схеме: תרסן тав -реш-самех-вав (400-200-60-6).
В Православии не существует общепринятого толкования «числа зверя», или «числа имени» антихриста. Св. Ириней Лионский связывал это число с символикой определённых числовых величин, указывая, что оно соответствует сумме количества лет возраста Ноя на момент начала потопа (600 лет) и размеров истукана, построенного Навуходоносором (60 локтей в высоту, 6 в ширину). При этом он писал: «Надежнее и безопаснее всего ждать исполнения пророчества, нежели пытаться разгадать имя антихриста». По словам св. Ипполита Римского, относительно имени антихриста «невозможно высказать что-нибудь определенное». Он предлагал несколько возможных толкований этого имени, однако предупреждал, что «нельзя еще наперед предсказывать, что [имя антихриста] действительно и будет таковым, равно как нельзя отрицать, что он не может называться как-нибудь иначе». Архиепископ Андрей Кесарийский также писал: «Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге. Если исследовать слова, то, по мнению Ипполита и других, можно найти множество имен, и собственных, и нарицательных, соответствующих этому числу».
В любом случае, в православной традиции числу шестьсот шестьдесят шесть не придаётся какого-то особого таинственно-символического значения вне апокалиптического (эсхатологического) контекста, само по себе оно ничем, кроме арифметически значимой величины, не отличается от других чисел. Ни у кого из святых не встречается мысль о том, что в самом этом числе содержится некая угроза или духовная опасность. Ясно, что число зверя в Откровении Иоанна Богослова является таинственным символом, смысл которого детально не разъясняется составителем книги. Это символ не был также однозначно истолкован церковными толкователями.
Психологически этот символ в виде использования «трех шестерок» или чего-то подобного привлекает внимание кажущейся мистической значимостью, особенно для людей, не разбирающихся в тонкостях вопроса. Акцент на этой цифре усиливается еще и тем, что, несмотря на ее отсутствие в базовых принципах компьютерных вычислений, многие убеждены в ее повсеместном использовании.
Те, кто придают этому числу, а также обозначающей его цифре особую, мистическую или даже магическую значимость, нередко стремятся навязать своё представление окружающим, особенно христианам. Однако любые мистические символы – будь то числа, слова, изображения, заклинания, колдовские ритуалы и прочее – не обладают собственной силой. Без явного отречения от Христа и поклонения антихристу страх перед шестерками является признаком суеверия христианина, и, поводом для злорадства у проповедников этого суеверия.
Что касается начертания зверя (Откр.13:17), святые отцы утверждают, что практика маркирования им людей появится после воцарения антихриста и будет непосредственно связана с явным поклонением ему как богу. Начертание зверя – это противоположность печати Святого Духа, которой христиане запечатлеваются в Таинстве Миропомазания. Оно служит свидетельством отречения от Христа (если его примет христианин), его невозможно принять незаметным образом. Напротив, насильственное поставление такого начертания, против воли и согласия христианина, не сделало бы христианина, автоматически, противником Христа.
Стоит заметить, что поклонение антихристу, ознаменование себя антихристианской символикой – это не что-то такое, с чем человечество никогда не сталкивалось. Разумеется, что главный антихрист ещё не пришел, это дело будущего. Но отречение от Христа и поклонение материальным или нематериальным идолам – это то, что люди много раз делали в прошлом и делают прямо сейчас. В этом смысле, поклонение антихристу принципиально не отличается от множества прочих форм идолопоклонства или сатанизма. Как говорил свт. Иоанн Златоуст, «не бойся, возлюбленный, но послушай, что говорит [апостол]: [антихрист] возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы [в Господа]».
Цитаты о числе зверя
«Иоанн показывает число имени антихриста, имя же его умолчал, потому что оно недостойно быть возвещенным от Святого Духа».
свщмч. Ириней Лионский
«Христос – это все, так всегда и говори людям, дитя мое, и мы не боимся Его врага. И смотри, вот что я тебе еще скажу. Если бы сейчас пришел сам антихрист с лазерным прибором и насильно поставил на мне печать 666, я бы не расстраивался. Ты мне скажешь: «Геронда, но разве это не знак антихриста?» Да если бы он написал на мне лазерными лучами и тысячу раз 666, написал нестираемо, я бы не расстраивался. Почему? Потому что, дитя мое, первых мучеников бросали к диким зверям, но они осеняли себя крестным знамением, и те становились агнцами; их бросали в морскую пучину – они осеняли себя крестным знамением, и море становилось твердью, и они ходили по нему, как по суше; их бросали в огонь – они осеняли себя крестным знамением, и огонь становился прохладой. Благословенное мое чадо, что мы такое сейчас? Верим ли мы во Христа? Где наше крестное знамение? Зачем же пришел Христос? Не для того ли, чтобы укрепить нашу немощь? Так скажи, дитя мое, и Старцу. И ты сам говори людям, чтобы они не боялись антихриста. Мы – чада Христовы, мы – чада Церкви».
прп. Порфирий Кавсокаливит
Литература по теме
- Число зверя архим. Ианнуарий (Ивлиев)
- Зверь-антихрист и его пособник-лжепророк архиеп. Аверкий (Таушев)
- Описание зверя из моря с семью головами Толковая Библия
- 666 и ИНН А.И. Осипов
- Число имени зверя, или антихриста М.В. Барсов
- О нынешнем понимании числа зверя 666? свящ. Афанасий Гумеров
- Антихрист и «штрихофобия» свящ. Петр Андриевский
- Нумерология библейская
- Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных документ Архиерейского собора 2013 г.
- Итоговый документ VII Пленума Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви, посвященной вопросу об ИНН
Комментировать