Число зверя

***

Число́ зве́ря – таин­ствен­ное число «Шесть­сот шесть­де­сят шесть», упо­ми­на­е­мое в Откро­ве­нии Иоанна Бого­слова (Откр.13:18).

[Зверь] «…сде­лает то, что всем, малым и вели­ким, бога­тым и нищим, сво­бод­ным и рабам, поло­жено будет начер­та­ние на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни поку­пать, ни про­да­вать, кроме того, кто имеет это начер­та­ние, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13:16-17).

В исто­рии бук­валь­ное тол­ко­ва­ние числа зверя заклю­ча­лось в под­боре состав­ля­ю­щих чело­ве­че­ское имя букв, сумма чис­ло­вых обо­зна­че­ний кото­рых равна 666.  Это воз­можно в тех языках, где цифры обо­зна­ча­ются бук­вами алфа­вита. Напри­мер, имя Нерон: Н – 50; Е –6; Р – 500; О – 60; Н – 50.

В Ветхом завете число «666» встре­ча­ется трижды:

  1. «Сыно­вей Адо­ни­кама шесть­сот шесть­де­сят шесть» (1Ездр. 2:13)
  2. «В золоте, кото­рое при­хо­дило Соло­мону в каждый год, весу было шесть­сот шесть­де­сят шесть талан­тов золо­тых» (3Цар. 10:14)
  3. «Весу в золоте, кото­рое при­хо­дило к Соло­мону в один год, [было] шесть­сот шесть­де­сят шесть талан­тов золота» (2Пар. 9:13).

При попытке тол­ко­ва­ния «числа зверя», часто дела­ется ошибка: число раз­ла­га­ется на деся­тич­ные раз­ряды и пред­став­ля­ется в виде трёх цифр 6, с кото­рыми и отож­деств­ля­ется. Однако во вре­мена напи­са­ния Апо­ка­лип­сиса не суще­ство­вало деся­тич­ной пози­ци­он­ной системы счис­ле­ния. В антич­но­сти не было цифр, и функ­цию цифр испол­няли тоже буквы алфа­вита, как и в цер­ков­но­сла­вян­ском языке. Ори­ги­наль­ная гре­че­ская запись состоит из трёх слов «шесть­сот», «шесть­де­сят» и «шесть» и не поз­во­ляет про­из­ве­сти опи­сан­ного раз­ло­же­ния.

В еврей­ском языке, если это клас­си­че­ские три шестерки, то есть шесть, шесть, шесть, то напи­са­ние у них такое ן ן ן (вав, вав, вав). Но если это шесть­сот шесть­де­сят шесть, то и напи­са­ние у числа соот­вет­ствен­ное ו ס ם (мем софит (пишется в конце слов) = 600, самех = 60 и вав = 6).

Есть еще вари­ант напи­са­ния из четы­рех букв по схеме: תרסן тав ‑реш-самех-вав (400–200-60–6).

* * *

мит­ро­по­лит Ила­рион Алфеев:

В пра­во­слав­ной тра­ди­ции не име­ется также какого-либо обще­при­ня­того тол­ко­ва­ния «числа зверя», или «числа имени» анти­хри­ста, кото­рое, согласно Апо­ка­лип­сису, состав­ляет шесть­сот шесть­де­сят шесть (см.: (Откр.13:17-18; 15:2). Ириней Лион­ский счи­тает, что это число сла­га­ется из воз­раста Ноя на момент начала потопа (6оо лет) и раз­ме­ров исту­кана, постро­ен­ного Наву­хо­до­но­со­ром (6о локтей в высоту, 6 в ширину), однако про­из­воль­ный харак­тер этого тол­ко­ва­ния оче­ви­ден. По словам Иппо­лита Рим­ского, отно­си­тельно имени анти­хри­ста «невоз­можно выска­зать что-нибудь опре­де­лен­ное».

Иппо­лит пред­ла­гает несколько воз­мож­ных тол­ко­ва­ний этого имени, однако ого­ва­ри­ва­ется, что «нельзя еще напе­ред пред­ска­зы­вать, что (имя анти­хри­ста) дей­стви­тельно и будет тако­вым, равно как нельзя отри­цать, что он не может назы­ваться как-нибудь иначе». Андрей Кеса­рий­ский отно­си­тельно тол­ко­ва­ния имени анти­хри­ста и числа имени его заме­чает: «Если бы была необ­хо­ди­мость знать его имя, то, как гово­рят неко­то­рые учи­тели, тай­но­ви­дец открыл бы его, но бла­го­дать Божия не соиз­во­лила, чтобы это пагуб­ное имя было напи­сано в Боже­ствен­ной книге. Если иссле­до­вать слова, то, по мнению Иппо­лита и других, можно найти мно­же­ство имен, и соб­ствен­ных, и нари­ца­тель­ных, соот­вет­ству­ю­щих этому числу».

Во всяком случае, пра­во­слав­ной тра­ди­ции было всегда глу­боко чуждо маги­че­ское отно­ше­ние к числам как тако­вым, в том числе к числу шесть­сот шесть­де­сят шесть, кото­рое само по себе ничем не отли­ча­ется от других чисел. Нигде в свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции не встре­ча­ется мысль о том, что в самом этом числе содер­жится некая угроза или духов­ная опас­ность. Оче­видно, что число шесть­сот шесть­де­сят шесть в Апо­ка­лип­сисе явля­ется неким таин­ствен­ным сим­во­лом, смысл кото­рого не рас­крыт авто­ром книги; не был этот символ сколько-нибудь убе­ди­тельно истол­ко­ван и в свя­то­оте­че­скую эпоху.

Отно­си­тельно же «начер­та­ния» анти­хри­ста, мно­го­кратно упо­ми­на­е­мого в Апо­ка­лип­сисе (см.: (Откр.13:17-18); (Откр.14:9—11); (Откр.15:2); (Откр.16:2; (Откр.19:20), можно лишь ска­зать, что, согласно самой этой книге, а также боль­шин­ству свя­то­оте­че­ских тол­ко­ва­ний, оно будет сим­во­лом доб­ро­воль­ного под­чи­не­ния анти­хри­сту. Иными сло­вами, начер­та­ние, или печать, не будет ста­виться авто­ма­ти­че­ски, и никто не ока­жется у анти­хри­ста в неволь­ном под­чи­не­нии или пора­бо­ще­нии. У каж­дого будет воз­мож­ность сде­лать созна­тель­ный выбор в пользу Христа или в пользу анти­хри­ста, и истин­ные хри­сти­ане отверг­нут иску­ше­ние, даже если это будет стоить им жизни.

***

проф. А.И. Осипов:

Данная цифра явля­ется, по суще­ству, биб­лей­ским сим­во­лом мамоны – цар­ства зем­ного изоби­лия, славы, могу­ще­ства. Это сле­дует из исто­ри­че­ского факта, вос­хо­дя­щего ко вре­мени Соло­мона, при кото­ром еврей­ское госу­дар­ство достигло вер­шины своего про­цве­та­ния. Только «в золоте, кото­рое при­хо­дило Соло­мону в каждый год, весу было шесть­сот шесть­де­сят шесть талан­тов золо­тых» (3Цар. 10:14; 2Пар. 9:13), то есть 32 тонны 707,26 кг!

Полное погру­же­ние ума людей (печать на лбу), всей их дея­тель­но­сти (печать на правой руке как сим­воле дея­тель­но­сти чело­века) в заботу только об этой жизни, только о том, что есть, что пить и во что одеться, и совер­шен­ное остав­ле­ние мысли о Цар­стве Божием и правде его (Мф. 6:31-33), абсо­лют­ный мате­ри­а­лизм и станет «именем» анти­хри­ста как вели­чай­шего его идео­лога.

В связи с этим поня­тен и вопрос о «трех шестер­ках». Его пси­хо­ло­ги­че­ская осо­бен­ность заклю­ча­ется в кон­крет­ной нагляд­но­сти этого сим­вола и отсюда впе­чат­ля­ю­щей зна­чи­мо­сти для неис­ку­шен­ного созна­ния. Повы­шен­ная заост­рен­ность вни­ма­ния на этой апо­ка­лип­ти­че­ской цифре сти­му­ли­ру­ется еще и тем, что хотя она с точки зрения тех­но­ло­гии и вообще мате­ма­ти­че­ской основы ком­пью­тер­ной тех­ники ни в коей мере не явля­ется обя­за­тель­ной в ком­пью­тер­ных систе­мах исчис­ле­ния, тем не менее, ее при­сут­ствие в них, как счи­тают многие, стало повсе­мест­ной.

Оче­видно, что внед­ря­ю­щие данный знак, верят в его маги­че­скую силу и пыта­ются при­вить свою веру в этого идола всем и, прежде всего, хри­сти­а­нам. Но апо­стол Павел на любую язы­че­скую веру реа­ги­ро­вал совер­шенно опре­де­ленно: «… идол в мире ничто» (1Кор. 8:4). То есть все язы­че­ские мисти­че­ские знаки (цифры, слова, изоб­ра­же­ния, закли­на­ния, маги­че­ские дей­ствия, кол­дов­ство и т.д., и т.п.) сами по себе, без веры в их зна­чи­мость не имеют ника­кой силы и власти над хри­сти­а­ни­ном, име­ю­щим веру в Гос­пода Иисуса Христа и запе­чат­лен­ным Его свя­тыми таин­ствами.

Но вопрос: поскольку эта цифра как число имени анти­хри­ста ука­зана в Свя­щен­ном Писа­нии, то рав­но­ду­шие к ее упо­треб­ле­нию не может ли явиться при­чи­ной неза­мет­ного при­ня­тия самого зверя? Мысль о т.н. «неза­мет­но­сти» при­ня­тия анти­хри­ста реши­тельно про­ти­во­ре­чит одному из самых важных поло­же­ний пра­во­слав­ной веры – о без­услов­ной зави­си­мо­сти спа­се­ния или гибели чело­века от его созна­тель­ного, нрав­ственно-сво­бод­ного выбора Христа или анти­хри­ста. Сам Бог, утвер­ждают все святые отцы, не может спасти нас без нас. («Кто будет веро­вать и кре­ститься, спасен будет». Мк.16:16). Тем более, не может погиб­нуть чело­век без созна­тель­ной веры в анти­хри­ста. Только при­ня­тие этой цифры как знака веры в него делает ее гибель­ной для хри­сти­а­нина. Пока же этой веры нет, «печать анти­хри­ста» для чело­века не имеет ника­кого рели­ги­оз­ного зна­че­ния.

Может и быть, что анти­христ сде­лает эту цифру своей «печа­тью» (в про­ти­во­по­лож­ность кресту Хри­стову), знаком при­зна­ния его как дей­стви­тель­ного спа­си­теля всего чело­ве­че­ства. Тогда ее при­ня­тие в этом каче­стве будет дей­стви­тельно озна­чать отступ­ни­че­ство от Гос­пода Иисуса Христа. Но вне этого смысла боязнь шесте­рок есть при­знак суе­ве­рия хри­сти­а­нина, и, без сомне­ния, источ­ник зло­рад­ства про­по­вед­ни­ков этой веры, кото­рые, упо­доб­ля­ясь извест­ному живот­ному, также всюду остав­ляют свои следы.

***

См. АНТИ­ХРИСТ, АПО­КА­ЛИП­СИС, ВТОРОЕ ПРИ­ШЕ­СТВИЕ, СТРАШ­НЫЙ СУД

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки