Источник

ВСТУПЛЕНИЕ

Взаимоотношения умозрительной и нравственной сторон православно-христианской догматики. – Содержание двух частей настоящего труда. – Логическое мышление и благодатная жизнь любви. – Порядок уяснения нравственного смысла догматов веры в нашей работе. – Источники и пособия. – Переход к учению о человеке и его естественной способности к любви.

В преддверии исследования вопроса о Божественной любви скажем несколько слов: 1) о единстве умозрительной и нравственной сторон христианской догматики, 2) об избранном нами методе разработки нравственного значения догматов и 3) о материалах, привлекаемых к делу.

Глава 1

С нравственной точки зрения догматы веры определяют законы развития христианской самоотверженно-любвеобильной жизни. Осветить нравственную сторону православной догматики – то же, что показать в догматах первоосновы любви и проследить отражение их в христианском благодатно-деятельном настроении.

Самая суть «закона» (Мф.22:40) христианской жизненной веры кратко выражается тезисом «Жизнь любовью и для любви». По мосту любви «голая вера переходит в жизнь».

Указанием связи с любовью каждой вероучительной истины в целом ясно отмечаются как действия в мире невидимого Божества, так и законные формы их восприятия христианской личностью. Таким путем в конце концов выводится целостная норма нравственной жизни в Церкви. Эти нормы, опираясь на догматы, всегда могут быть для православных христиан защитой от увлечения внецерковными ложными теориями нравственности и руководством к пребыванию в силе Божией любви, что есть предвкушение вечной жизни еще на земле. Так практически постигается «сила благочестия» (2Тим.3:5), или благодать Божия, укрепляющая человеческую природную способность любить.

Глава 2

В своем труде мы пытаемся прежде всего, согласно догматам, изобразить движение от Божия Существа к человеку благодатной силы любви, отвечающей на устремление к Богу человеческой свободы. Это составляет первую часть исследования. Во второй его части, по определении содержания основных нравственных понятий при свете догматов, делается опыт теоретического построения любвеобильной деятельности христианской жизни на догматических устоях.

Нравственная сторона догматического богословия понимается в своей беспредельной глубине, широте и высоте лишь по мере жизни в любви и при единении с Православной Церковью, но по сверхъестественности переживаний благодатно любящих она исчерпывающе невыразима человеческим красноречием.

Порядок обозрения догматов удобнее всего заимствовать из православного Символа веры, части, или члены, которого внутренне объединены друг с другом, а также из курсов догматического богословия.

Обозначение предмета нашей работы словами «Божественная любовь» заимствовано из Библии, где читаем: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4:16).

Истинная любовь в разумно-свободных тварях всегда Божественна, потому что образующим началом ее бывает светоносная сила Триединого Божества. Соответственно безраздельности природной любви человека к Богу идет человеческое воспламенение небесным огнем любви в ряде бесконечно возвышающихся усовершений.

Глава 3

При написании настоящего труда источниками служили:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами. 2-е изд. СПб.: Синод, тип., 1892.

2. Полный круг православных церковно-богослужебных книг:

Октоих, сиречь Осмогласник: В 2 кн. М.: Синод, тип., 1898.

Триодь Постная. М.: Синод, тип., 1780.

Триодь Цветная. М.: Синод, тип., 1886.

Минея [месячная]: [В 12 т.]. М.: Синод, тип.:

Ианнуарий. М., 1747;Февруарий. М., 1690; Март. М., 1747; Априллий. М., 1691; Маий. М., 1691; Иуний. М., 1747; Иулий. М.,1747; Август. М., 1691; Септемврий. М., 1689; Октоврий. М., 1747; Ноемврий. М., 1747; Декемврий. М., 1747.

Минея праздничная. М.: Синод, тип., 1914.

Минея общая. М.: Синод, тип., б. г.

Часослов учебный. М.: Синод, тип., 1914.

Канонник. СПб.: Синод, тип., 1914.

Служебник. СПб.: Синод, тип., 1867.

Требник. Молитвослов для совершения священнодействий Православной Церкви на русском языке Пер. на рус. яз. [свящ.] В. Адаменко. Н. Новгород, 1927.

Порядок всенощного богослужения Пер. на рус. яз. [свящ.] В. Адаменко. Н. Новгород, 1925.

3. Полный церковнославянский словарь (со внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) Сост. свящ. Г. Дьяченко. М., 1900. (Около 30 000 слов).

4. Творения святых отцов (в русском переводе): святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Афанасия и Кирилла Александрийских, Кирилла Иерусалимского, Григория Неокесарийского, Григория Двоеслова, Киприана Карфагенского; блаженного Феофилакта Болгарского, блаженного Симеона Солунского, блаженного Николая Кавасилы, архиепископа Солунского, блаженного Августина, святителя Тихона Задонского.

5. Аскетические творения преподобных отцов: Ефрема Сирина, Нила Синайского, Петра Дамаскина, Варсануфия [Великого] и Иоанна [Пророка], Симеона Нового Богослова, Иоанна Лествичника, Макария Египетского и иных, упоминаемых в Добротолюбии.

6. Русские аскетические писания: архимандрита Паисия (Величковского), епископа Феофана Затворника, епископа Игнатия (Брянчанинова).

7. Духовные письма: епископа [Саратовского и] Пензенского Иннокентия (Смирнова), митрополита Московского Филарета (Дроздова), митрополита Московского Макария (Невского), Георгия (Машурина), Затворника Задонского, протоиерея Авраамия Некрасова, Оптинских старцев: Макария, Амвросия, Анатолия (Зерцалова), Оптинского игумена Антония (Путилова).

8. Наставления русских подвижников благочестия XVIII и XIX веков.

9. Полные собрания проповедей: митрополита Московского Филарета [Дроздова], митрополитов Санкт-Петербургских Никанора (Клементьевского) и Антония (Вадковского), архиепископов Херсонских Иннокентия (Борисова) и Димитрия (Муретова), архиепископов: Симбирского – Иринарха [Попова], Харьковского – Амвросия [Ключарева], Черниговского – Филарета [Гумилевского], епископа Имеретинского Гавриила [Кикодзе], митрополита Киевского Арсения [Москвина] и других.

10. Полные собрания сочинений: митрополита Московского Платона (Левшина), протоиереев И. И. Сергиева (Кронштадтского) и Родиона Путятина.

11. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского: [В 12 кн.]. М.: Синод, тип., 1903–1916.

12. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: [В 12 кн.]. М., 1906–1912.

Годы издания указанных выше книг отмечены нами в тексте работы.

Вслед за данными Библии на первом месте вместе с творениями святых отцов мы ставим свидетельства церковнобогослужебных книг, истолковывающие вероучительные истины христианства авторитетно, просто и благодатно. Более подробно освещаются в богослужебных книгах догматы о Триедином Боге, грехе и искуплении, о Церкви, благодати Таинств и вечной жизни и менее обстоятельно – нравственные выводы из догматов.

Кратко и существенно схватывая нравственную сторону православной догматики, церковно-богослужебные молитвы и песнопения позволяют своим содержанием многие места Библии уяснить почти исчерпывающим образом. Лишь в немногих отрывках церковно-богослужебная мысль, из-за густоты образов и возвышенности речи, мало понятна и требует пояснения святоотеческими и пастырско-учительными изречениями.

Многочисленные пособия, использованные нами в качестве материала к пониманию смысла термина «Божественная любовь», поименовываются в контексте речи [работы]. Как любовь к Богу и людям осуществляется человеческой природой – это объясняет учение о психике человека в связи ее с телом, раскрываемое нами ниже.


Источник: Божественная любовь по учению Библии и православной церкви : (опыт раскрытия нравственной стороны православно-христианских догматов веры из начала любви) / еп. Вениамин (Милов). - Саратов : Изд-во Саратовской митрополии, 2011. - 439 с., [1] л. портр.

Комментарии для сайта Cackle