Высокоумие

***

Высокоу́мие — 1) неоправ­данно высо­ко­пар­ное умство­ва­ние на глу­бо­кие темы; 2) склон­ность к изощ­рен­ному умство­ва­нию; 3) чрез­мер­ное вос­хи­ще­ние, над­ме­ние своими интел­лек­ту­аль­ными спо­соб­но­стями (умом).

***

Почему, если ум является богоподобной чертой, высокоумие не почитается априори как добродетель?

Поскольку Бог вложил в есте­ство чело­века черты, отоб­ра­жа­ю­щие Его бес­пре­дель­ное совер­шен­ство, постольку понятно, что рас­кры­тие этих черт есть дело бого­угод­ное. Соб­ственно, в этом дела­нии и нужно усмат­ри­вать духов­ное совер­шен­ство­ва­ние.

Общее же духов­ное совер­шен­ство­ва­ние под­ра­зу­ме­вает, в каче­стве част­ного аспекта, совер­шен­ство­ва­ние разум­ной силы души. Однако такого рода совер­шен­ство­ва­ние состоит не в раз­ви­тии интел­лек­ту­аль­ных спо­соб­но­стей как тако­вых, а в раз­ви­тии их в пра­виль­ном русле и в пра­виль­ном направ­ле­нии.

Если чело­век направ­ляет свои душев­ные силы не в сто­рону Добра, а в сто­рону Зла), то это ведёт его к духов­ной дегра­да­ции.

В отно­ше­нии бого­упо­доб­ле­ния и спа­се­ния даже и чрез­вы­чайно актив­ная умствен­ная дея­тель­ность бывает бес­плод­ной, но бывает и вред­ной.

В свет­ском упо­треб­ле­нии умным может быть назван и языч­ник, и атеист, и бого­хуль­ник, и еретик, однако это не озна­чает, что его интел­лек­ту­аль­ная дея­тель­ность служит при­зна­ком его духов­ного совер­шен­ство. В свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре люди, име­ю­щие такое рас­по­ло­же­ние духа, нередко назы­ва­ются безум­цами.

Высо­ко­умие выдаёт в чело­веке не столько воз­вы­шен­ный ум, сколько вели­ча­ю­щийся, само­воз­ве­ли­чен­ный.

Воз­вы­шен­ное мыш­ле­ние, несмотря на всю его воз­вы­шен­ность, может выра­жаться и в очень про­стой внеш­ней форме. А иногда именно про­стота и доступ­ность изло­же­ния мысли сви­де­тель­ствуют о доброй орга­ни­за­ции умствен­ных спо­соб­но­стей её автора. Так, святые отцы, выра­жая глу­бо­кие истины, умели быть понят­ными не только обра­зо­ван­ным людям, но и без­гра­мот­ным про­сто­лю­ди­нам

Высо­ко­ум­ная речь часто бывает укра­шена излиш­ними вити­е­ва­тыми обо­ро­тами, оби­лием мало­по­нят­ных (иногда даже и непо­сред­ствен­ным адре­са­там) спе­ци­фи­че­ских тер­ми­нов и выра­же­ний.

Как пра­вило в основе высо­ко­умия лежат: гор­дость и тще­сла­вие. Поэтому высо­ко­умие бывает сопря­жено с кич­ли­во­стью, пафос­но­стью, стрем­ле­нием выка­зать интел­лек­ту­аль­ное пре­вос­ход­ство (над оппо­нен­тами, собе­сед­ни­ками, слу­ша­те­лями и т. д.).

Как склон­ность или дей­ствие, направ­лен­ное на пре­воз­но­ше­ние, высо­ко­умие, конечно же, не может быть оце­нено иначе, кроме как грех или (что хуже) гре­хов­ная страсть.

Жёст­кость оценки можно ещё и уси­лить: поскольку тще­сла­вию свой­ственно искать про­яв­ле­ния и при­зна­ния, постольку высо­ко­ум­ные люди нередко стре­мятся умни­чать даже там, где их об этом не просят и где это совер­шенно неуместно — всту­пая в бес­смыс­лен­ные споры, раз­ду­вая дис­кус­сии из ничего и пр. От этого могут про­ис­хо­дить распри и раз­доры. Разве (по край­ней мере в отдель­ных слу­чаях) это пове­де­ние не может под­пасть под осуж­де­ние Божье?

А разве чрез­мер­ное мно­го­сло­вие, свой­ствен­ное ищущим, где поум­ни­чать, не может арти­ку­ли­ро­ваться как грех празд­но­сло­вия (см.: Празд­но­сло­вие)?

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки