Высокоу́мие –
1) неоправданно высокопарное умствование на глубокие темы;
2) склонность к изощренному умствованию;
3) чрезмерное восхищение, надмение своими интеллектуальными способностями (умом).
Почему, если ум является богоподобной чертой, высокоумие не почитается априори как добродетель?
Поскольку Бог вложил в естество человека черты, отображающие Его беспредельное совершенство, постольку понятно, что раскрытие этих черт есть дело богоугодное. Собственно, в этом делании и нужно усматривать духовное совершенствование.
Общее же духовное совершенствование подразумевает, в качестве частного аспекта, совершенствование разумной силы души. Однако такого рода совершенствование состоит не в развитии интеллектуальных способностей как таковых, а в развитии их в правильном русле и в правильном направлении.
Если человек направляет свои душевные силы не в сторону Добра, а в сторону Зла), то это ведёт его к духовной деградации.
В отношении богоуподобления и спасения даже и чрезвычайно активная умственная деятельность бывает бесплодной, но бывает и вредной.
В светском употреблении умным может быть назван и язычник, и атеист, и богохульник, и еретик, однако это не означает, что его интеллектуальная деятельность служит признаком его духовного совершенства. В святоотеческой литературе люди, имеющие такое расположение духа, нередко называются безумцами.
Высокоумие выдаёт в человеке не столько возвышенный ум, сколько величающийся, самовозвеличенный.
Возвышенное мышление, несмотря на всю его возвышенность, может выражаться и в очень простой внешней форме. А иногда именно простота и доступность изложения мысли свидетельствуют о доброй организации умственных способностей её автора. Так, святые отцы, выражая глубокие истины, умели быть понятными не только образованным людям, но и безграмотным простолюдинам
Высокоумная речь часто бывает украшена излишними витиеватыми оборотами, обилием малопонятных (иногда даже и непосредственным адресатам) специфических терминов и выражений.
Как правило в основе высокоумия лежат: гордость и тщеславие. Поэтому высокоумие бывает сопряжено с кичливостью, пафосностью, стремлением выказать интеллектуальное превосходство (над оппонентами, собеседниками, слушателями и т. д.).
Как склонность или действие, направленное на превозношение, высокоумие, конечно же, не может быть оценено иначе, кроме как грех или (что хуже) греховная страсть.
Жёсткость оценки можно ещё и усилить: поскольку тщеславию свойственно искать проявления и признания, постольку высокоумные люди нередко стремятся умничать даже там, где их об этом не просят и где это совершенно неуместно – вступая в бессмысленные споры, раздувая дискуссии из ничего и пр. От этого могут происходить распри и раздоры. Разве (по крайней мере в отдельных случаях) это поведение не может подпасть под осуждение Божье?
А разве чрезмерное многословие, свойственное ищущим, где поумничать, не может артикулироваться как грех празднословия (см.: Празднословие)?
Цитаты о высокоумии
«Чрез меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто».
Сир.3:21-22
Литература по теме
- Высокоумие Сокровищница духовной мудрости
- Высокоумие Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев
- Полезно ли новоначальному христианину размышлять о высоких духовных предметах архимандрит Лазарь (Абашидзе)
Комментировать