Завет | Ветхий | Ветхий | Ветхий | Ветхий | Ветхий | Новый |
С кем Бог заключает завет | Адам Быт.1:28, Быт.2:16-17 |
Ной Быт.9:1-17, все люди и звери Быт.9:8-10 |
Авраам Быт.17:1-18 и его потомки Быт.17:7 |
Моисей Исх.6:1-14 |
Давид 2Цар.7:1-17 | Все люди Лк.22:20 |
Время заключения завета | Ок. 3700 г. до Р. Х. | Ок. 2400 г. до Р. Х. | Ок.1900 г. до Р. Х. | Ок.1250 г. до Р. Х. | Ок. 1000 г. до Р. Х. | 1 в. Р. Х. |
Заповеди | «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею», не вкушать от дерева познания добра и зла. Быт.2:16-17, Быт.1:28 | «Плодитесь и размножайтесь», «не убивайте». Быт.9:1, 5-6 |
«ходить перед Богом», верить Быт.17:1 | Десять заповедей Исх.20:1-17 | Десять заповедей Втор.5:6-21 | О любви Ин.13:34 |
Божественное обещание | Благословение на обладание землей и владычество над всеми животными. Быт.1:28 | Не будет потопа. Быт.9:11 | Потомство Авраама будет верующим, многочисленным, овладеет Палестиной Быт.17:5-8 | Спасение из Египта и поселение в Палестине Исх.6:6-8 | Мессия из дома Давида 2Цар.7:16 | Жизнь вечная Ин.12:50, 1 Ин.2:25 |
Знамение завета | — | Радуга. Быт.9:12-13 | Обрезание Быт.17:11 | Суббота Исх.31:13 | Суббота и Храм | Крест, Евхаристия Лк.22:14-20; 1Кор.11:26 |
Всё Священное Писание — это сверхъестественное нераздельное Божие Откровение, составляющие «единое тело истины» (прп. Ефрем Сирин) или единый Завет Бога с человечеством. В то же время необходимо понимать, что, несмотря на единство и богодухновенность всей Библии, Богу было угодно открыть Себя, сообразуясь с духовными и интеллектуальными способностями и дарованиями человечества. Оставаясь неизменным, Бог соразмерно уровню их понимания постепенно и непрерывно раскрывал учение о Мессии. Это и нужно показать в лекциях.
Таким образом, единый Завет Бога с людьми распадается на несколько этапов.
Прежде всего, он разделяется на два Завета — на «Завет первобытный» или «дел» и «Завет благодати» или «восстановленный». Их разделяет грехопадение Адама.
Началом Завета дел со стороны Бога был Предвечный Совет, на котором предопределился план творения мира, искупления и спасения человечества. Концом этого Завета было обетование об Искупительном Семени жены (Быт.3:15). Для человека первобытный Завет начинается с создания Адама и оканчивается падением людей. Завет дел — это союз между Богом и Адамом, по которому Адаму было за совершенное послушание обещана жизнь, а за неповиновение — смерть.
Восстановленный Завет, начинается от первого обетования об Искупителе в раю и заканчивается концом мира. Завет благодати — это союз между Богом и грешником, по которому Бог обещает спасение по благодати, а грешник обещает жизнь в вере и послушании. Все ветхозаветные верующие, так же как и современные верующие входят в завет благодати.
Этот Завет в свою очередь делится на две части: на Завет Ветхий, в котором люди спасались верою в Искупителя грядущего, и на Завет Новый, спасающий верою в Искупителя пришедшего.
Ветхий Завет, имея началом Первоевангелие (Быт.3:15), распадается на два: на Завет, заключённый Богом со всем человечеством через Адама и Ноя, и на Завет с избранным еврейским народом — через Авраама, Исаака и Иакова. Первый из этих двух заветов относится ко всем потомкам Адама до Ноя, (как это видно из 1Пет.3:18-20, 4:4-7), а после Ноя предназначен для всего человечества, не знавшего о других Заветах.
Завет, заключённый с еврейским народом через Авраама, был нарушен в Египте, но затем восстановлен, расширен и разъяснён через Моисея. О нём можно говорить как о двух: о Завете патриархальном — до Моисея и о Завете подзаконном — от Моисея до Христа.
Этот подзаконный завет дважды был подтверждён и возобновлён. В первый раз это произошло при царе Давиде, которому Господь обещал воздвигнуть из его рода Христа. Вторично — при Ездре, после того как десять израильских колен совершенно отпали от истинной веры; а Завет, заключённый с домом Давида, был ослаблен нечестием последних иудейских царей. В период последнего завета, заключённого при Ездре, окончательно прекратилось правление династии Давида, в Иерусалиме и Иудее воцарился идумей — Ирод. Наконец, пришёл в мир Искупитель, Которого с нетерпением ждало человечество и Который заключил Новый Завет.
Комментировать