Перечень заветов (договоров) Бога с людьми

Завет Вет­хий Вет­хий Вет­хий Вет­хий Вет­хий Новый
С кем Бог заклю­ча­ет завет  Адам
Быт.1:28,
Быт.2:16-17
Ной
Быт.9:1–17, все люди и зве­ри Быт.9:8–10
Авра­ам
Быт.17:1–18 и его потом­ки Быт.17:7
Мои­сей
Исх.6:1–14
Давид 2Цар.7:1–17 Все люди Лк.22:20
Вре­мя заклю­че­ния завета Ок. 3700 г. до Р. Х. Ок. 2400 г. до Р. Х. Ок.1900 г. до Р. Х. Ок.1250 г. до Р. Х. Ок. 1000 г. до Р. Х. 1 в. Р. Х.
Запове­ди «Пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь, и напол­няй­те зем­лю, и обла­дай­те ею», не вку­шать от дере­ва позна­ния добра и зла. Быт.2:16-17, Быт.1:28 «Пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь», «не убивайте».
Быт.9:1, 5–6
«ходить перед Богом», верить Быт.17:1 Десять запо­ве­дей Исх.20:1–17 Десять запо­ве­дей Втор.5:6–21 О люб­ви Ин.13:34
Божествен­ное обещание Благо­сло­ве­ние на обла­да­ние зем­лей и вла­ды­че­ство над все­ми живот­ны­ми. Быт.1:28 Не будет пото­па. Быт.9:11 Потом­ство Авра­ама будет веру­ю­щим, мно­го­чис­лен­ным, овла­де­ет Палести­ной Быт.17:5–8 Спасе­ние из Егип­та и посе­ле­ние в Пале­стине Исх.6:6–8 Мес­сия из дома Дави­да 2Цар.7:16 Жизнь веч­ная Ин.12:50, Ин.2:25
Знаме­ние завета - Раду­га. Быт.9:12–13 Обреза­ние Быт.17:11 Суббо­та Исх.31:13 Суббо­та и Храм Крест, Евхари­стия Лк.22:14–20; 1Кор.11:26

Всё Свя­щен­ное Писа­ние — это сверхъ­есте­ствен­ное нераз­дель­ное Божие Откро­ве­ние, состав­ля­ю­щие «еди­ное тело исти­ны» (прп. Ефрем Сирин) или еди­ный Завет Бога с чело­ве­че­ством. В то же вре­мя необ­хо­ди­мо пони­мать, что, несмот­ря на един­ство и бого­дух­но­вен­ность всей Биб­лии, Богу было угод­но открыть Себя, сооб­ра­зу­ясь с духов­ны­ми и интел­лек­ту­аль­ны­ми спо­соб­но­стя­ми и даро­ва­ни­я­ми чело­ве­че­ства. Оста­ва­ясь неиз­мен­ным, Бог сораз­мер­но уров­ню их пони­ма­ния посте­пен­но и непре­рыв­но рас­кры­вал уче­ние о Мес­сии. Это и нуж­но пока­зать в лекциях.

Таким обра­зом, еди­ный Завет Бога с людь­ми рас­па­да­ет­ся на несколь­ко этапов.

Преж­де все­го, он раз­де­ля­ет­ся на два Заве­та — на «Завет пер­во­быт­ный» или «дел» и «Завет бла­го­да­ти» или «вос­ста­нов­лен­ный». Их раз­де­ля­ет гре­хо­па­де­ние Адама.

Нача­лом Заве­та дел со сто­ро­ны Бога был Пред­веч­ный Совет, на кото­ром пред­опре­де­лил­ся план тво­ре­ния мира, искуп­ле­ния и спа­се­ния чело­ве­че­ства. Кон­цом это­го Заве­та было обе­то­ва­ние об Иску­пи­тель­ном Семе­ни жены (Быт.3:15). Для чело­ве­ка пер­во­быт­ный Завет начи­на­ет­ся с созда­ния Ада­ма и окан­чи­ва­ет­ся паде­ни­ем людей. Завет дел — это союз меж­ду Богом и Ада­мом, по кото­ро­му Ада­му было за совер­шен­ное послу­ша­ние обе­ща­на жизнь, а за непо­ви­но­ве­ние — смерть.

Вос­ста­нов­лен­ный Завет, начи­на­ет­ся от пер­во­го обе­то­ва­ния об Иску­пи­те­ле в раю и закан­чи­ва­ет­ся кон­цом мира. Завет бла­го­да­ти — это союз меж­ду Богом и греш­ни­ком, по кото­ро­му Бог обе­ща­ет спа­се­ние по бла­го­да­ти, а греш­ник обе­ща­ет жизнь в вере и послу­ша­нии. Все вет­хо­за­вет­ные веру­ю­щие, так же как и совре­мен­ные веру­ю­щие вхо­дят в завет благодати.

Этот Завет в свою оче­редь делит­ся на две части: на Завет Вет­хий, в кото­ром люди спа­са­лись верою в Иску­пи­те­ля гря­ду­ще­го, и на Завет Новый, спа­са­ю­щий верою в Иску­пи­те­ля пришедшего.

Вет­хий Завет, имея нача­лом Пер­во­е­ван­ге­лие (Быт.3:15), рас­па­да­ет­ся на два: на Завет, заклю­чён­ный Богом со всем чело­ве­че­ством через Ада­ма и Ноя, и на Завет с избран­ным еврей­ским наро­дом — через Авра­ама, Иса­а­ка и Иако­ва. Пер­вый из этих двух заве­тов отно­сит­ся ко всем потом­кам Ада­ма до Ноя, (как это вид­но из 1Пет.3:18-20, 4:4-7), а после Ноя пред­на­зна­чен для все­го чело­ве­че­ства, не знав­ше­го о дру­гих Заветах.

Завет, заклю­чён­ный с еврей­ским наро­дом через Авра­ама, был нару­шен в Егип­те, но затем вос­ста­нов­лен, рас­ши­рен и разъ­яс­нён через Мои­сея. О нём мож­но гово­рить как о двух: о Заве­те пат­ри­ар­халь­ном — до Мои­сея и о Заве­те под­за­кон­ном — от Мои­сея до Христа.

Этот под­за­кон­ный завет два­жды был под­твер­ждён и воз­об­нов­лён. В пер­вый раз это про­изо­шло при царе Дави­де, кото­ро­му Гос­подь обе­щал воз­двиг­нуть из его рода Хри­ста. Вто­рич­но — при Езд­ре, после того как десять изра­иль­ских колен совер­шен­но отпа­ли от истин­ной веры; а Завет, заклю­чён­ный с домом Дави­да, был ослаб­лен нече­сти­ем послед­них иудей­ских царей. В пери­од послед­не­го заве­та, заклю­чён­но­го при Езд­ре, окон­ча­тель­но пре­кра­ти­лось прав­ле­ние дина­стии Дави­да, в Иеру­са­ли­ме и Иудее воца­рил­ся иду­мей — Ирод. Нако­нец, при­шёл в мир Иску­пи­тель, Кото­ро­го с нетер­пе­ни­ем жда­ло чело­ве­че­ство и Кото­рый заклю­чил Новый Завет.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки