Мариино стояние

Мари́ино стоя́ние (в Типи­коне – Чет­вер­ток Вели­кого канона) – так назы­ва­ется утреня чет­верга 5‑й сед­мицы Вели­кого поста (слу­жится, обычно, в среду вече­ром).

mariino stojanie - Мариино стояние

На этой утрене пол­но­стью про­чи­ты­ва­ются Вели­кий пока­ян­ный канон и житие прп. Марии Еги­пет­ской. Житие раз­де­лено на две части: первая чита­ется после кафизмы; вторая – после 3 песни.

Чтение Вели­кого пока­ян­ного канона пре­по­доб­ного Андрея Крит­ского — глав­ная осо­бен­ность данной утрени. Эта прак­тика появи­лась при­мерно в IX веке, ее предыс­то­рия такова.

17 марта 790 года в Кон­стан­ти­но­поле слу­чи­лось зем­ле­тря­се­ние. Это собы­тие было столь зна­чимо, что «попало» в Меся­це­слов Кон­стан­ти­но­поля. В Типи­коне Вели­кой церкви 17 марта ука­заны особая паре­мия для 6‑го часа и спе­ци­аль­ные чтения для литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров: про­ки­мены, паре­мия, Апо­стол и Еван­ге­лие; при этом спе­ци­аль­ные про­ки­мены и паре­мии 17 марта чита­лись вместо рядо­вых чтений. Если учесть, что в Типи­коне Вели­кой церкви только 4 дня в марте имели особые чтения (кроме памяти зем­ле­тря­се­ния 17 марта, этой почет­ной осо­бен­но­стью обла­дают празд­ники 40 муче­ни­ков Сева­стий­ских, свя­ти­теля Фомы Кон­стан­ти­но­поль­ского (22 марта) и Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дице), ста­но­вится понятно, что память зем­ле­тря­се­ния была зна­чи­мым днем в Меся­це­слове.

Во время этого зем­ле­тря­се­ния мона­хини мона­стыря Свя­того Пата­пия (святой VII в., память 8 декабря) в Кон­стан­ти­но­поле вышли на пло­щадь, боясь быть погре­бен­ными под облом­ками, и стали читать этот пока­ян­ный канон. Этот пре­це­дент повлиял на то, что впо­след­ствии Вели­кий канон стал ассо­ци­и­ро­ваться с памя­тью о зем­ле­тря­се­нии и потому его цер­ков­ное упо­треб­ле­ние в первую оче­редь было соот­не­сено с тем днем, когда имело место бого­слу­жеб­ное вос­по­ми­на­ние зем­ле­тря­се­ния.

Воз­можно, что и чтение Вели­кого канона сна­чала было закреп­лено за посто­ян­ной датой 17 марта. Дей­стви­тельно, Вели­кий канон как пока­ян­ное про­из­ве­де­ние (обра­зец пока­я­ния) был опти­маль­ным бого­слу­жеб­ным тек­стом для такой памяти: зем­ле­тря­се­ние в биб­лей­ском и хри­сти­ан­ском миро­воз­зре­нии всегда вос­при­ни­ма­ется как суд Божий над греш­ным наро­дом, потому и есте­ствен­ная реак­ция на это собы­тие — пока­я­ние.

Сна­чала память зем­ле­тря­се­ния «блуж­дала» по Триоди, выпа­дая на ее разные дни. Впо­след­ствии по при­чине неудоб­ства такой ситу­а­ции было при­нято реше­ние закре­пить службу Вели­кого канона за опре­де­лен­ным днем Триоди. Этим днем был выбран чет­верг 5‑й сед­мицы и про­изо­шло это во 2‑й поло­вине IX века (впро­чем, ста­би­ли­за­ция дня Вели­кого канона про­изо­шла позже, в IX – XI вв. канон еще читали в разные дни поста). Почему? Одной из причин, веро­ятно, стало то обсто­я­тель­ство, что на вечерне чет­верга в каче­стве паре­мии чита­ется фраг­мент о гибели Содома; в связи с этим на этот день была опре­де­лена память о другом бед­ствии, нис­по­слан­ном Богом – зем­ле­тря­се­нии.

Начи­ная с XI века в службу чет­верга 5‑й сед­мицы стали добав­лять житие и тро­пари в честь пре­по­доб­ной Марии. Инте­ресно, что в Сту­дий­ско-Алек­си­ев­ском Типи­коне (1030‑е гг.) отсут­ствует и житие, и тро­пари канона преп. Марии; однако в Евер­ге­ти­дском Типи­коне (конец XI – начало XII в.) уже ука­зано и то, и другое. Счи­та­ется, что пер­вич­ным было добав­ле­ние жития, кото­рое свя­зано с кано­ном идейно: пре­по­доб­ная Мария в своей жизни явила тот идеал под­лин­ного и глу­бо­кого пока­я­ния, кото­рый пред­на­чер­тан святым Андреем в его каноне. Вслед за житием стали при­со­еди­нять и тро­пари канона. Инте­ресно, что эти тро­пари — особый ком­плекс молит­во­сло­вий; они имеют свой акро­стих и отли­ча­ются от тро­па­рей других двух дней, когда совер­ша­ется память пре­по­доб­ной Марии: миней­ного канона 1 апреля и канона Недели 5‑й Вели­кого поста. При этом свое нынеш­нее место тро­пари пре­по­доб­ной Марии заняли далеко не сразу: Типи­кон Евер­ге­ти­дского мона­стыря пред­пи­сы­вает читать канон Марии не вместе с Вели­ким кано­ном, а на пан­ни­хис1 (причем назна­ча­ется даже другой канон — 6‑го гласа, состав­лен­ный пре­по­доб­ным Симео­ном Мета­фра­с­том). Более того, даже в неко­то­рых руко­пи­сях XIV века эти тро­пари отсут­ствуют, а в ста­ро­пе­чат­ных Три­о­дях тро­па­рей пре­по­доб­ной нет во 2‑й песни канона.

Чтение жития пре­по­доб­ной Марии Еги­пет­ской – запо­ми­на­ю­ща­яся осо­бен­ность этого бого­слу­же­ния; более того, это – един­ствен­ное устав­ное чтение из всей сово­куп­но­сти поло­жен­ных в Уставе раз­лич­ных житий и тол­ко­вых чтений, кото­рое сохра­ни­лось в нашей при­ход­ской прак­тике. Учи­ты­вая про­дол­жи­тель­ность службы, то обсто­я­тель­ство, что Вели­кий канон слу­ша­ется стоя; служба названа «сто­я­нием»; а по при­чине чтения жития пре­по­доб­ной Марии – «Мари­и­ным сто­я­нием». Это назва­ние не упо­треб­ля­ется в бого­слу­жеб­ных книгах, оно – исклю­чи­тельно оби­ход­ное, раз­го­вор­ное. Впро­чем, в XXI веке оно стало столь попу­ляр­ным, что про­никло даже в литур­ги­че­скую лите­ра­туру.

Бого­слу­жеб­ные осо­бен­но­сти службы Вели­кого канона («Мари­ина сто­я­ния»)

В этот день бого­слу­же­ние совер­ша­ется только по Триоди; канон рядо­вого свя­того Минеи пере­но­сится на одно из пове­че­рий по усмот­ре­нию насто­я­теля. Сразу отме­тим, что служба Вели­кого канона не сов­ме­ща­ется ни с каким-либо празд­ни­ком, ни даже с пред­праздн­ством или отда­нием Бла­го­ве­ще­ния. Более того, даже в среду 5‑й сед­мицы, то есть нака­нуне службы Вели­кого канона, совер­ше­ние празд­нич­ной службы невоз­можно. В про­тив­ном случае на литур­гии в среду при­шлось бы вместе со сти­хи­рами празд­ника петь 24 сти­хиры Вели­кого канона, а это не только неудобно с точки зрения Устава, но несов­ме­стимо в смысле идей­ного содер­жа­ния. Потому полезно запом­нить сле­ду­ю­щие пра­вила:

— если в среду или чет­верг слу­чится празд­ник поли­е­лей­ный, то служба свя­того пере­но­сится на втор­ник;

— если в среду или чет­верг слу­чится Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дице или хра­мо­вый празд­ник, то на втор­ник пере­но­сится служба Вели­кого канона (сти­хиры Вели­кого канона в таком случае поются на вечерне в поне­дель­ник);

— если в чет­верг слу­чится пред­праздн­ство Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­дице (соот­вет­ственно, сам празд­ник — в пят­ницу), то служба канона оста­ется на месте, а служба пред­праздн­ства пере­но­сится на среду.

В целом в день Вели­кого канона службы совер­ша­ются по вели­ко­пост­ному чину, но имеют немало инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей. 

Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров (в среду)

Все осо­бен­но­сти службы огра­ни­чи­ва­ются только пением стихир на «Гос­поди, воз­звах…»; в осталь­ном — обыч­ное после­до­ва­ние литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров.

На «Гос­поди, воз­звах…» всего поется 30 стихир (с учетом сти­хиры на «И ныне» — 31 сти­хира): днев­ные сти­хиры Триоди на 6 (само­гла­сен — дважды, муче­ни­чен и подобны — по разу) и 24 сти­хиры Вели­кого канона, назы­ва­е­мые также «сти­хиры по алфа­виту». «Слава» — послед­няя сти­хира «по алфа­виту»; «И ныне» — еще одна сти­хира, не вхо­дя­щая в число 24 стихир, но име­ю­щая ту же заклю­чи­тель­ную фразу «Гос­поди, прежде даже до конца…». При­певы для стихир ука­заны в самой Триоди: они берутся пре­иму­ще­ственно из «Гос­поди, воз­звах…» от стиха «Падут во мрежу свою…» и до конца; когда же закон­чатся эти стихи, берутся два стиха из сти­ховны, а для остав­шихся — припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Утреня

Совер­ша­ется в среду вече­ром: вечер­нее бого­слу­же­ние состоит только из утрени и при­со­еди­ня­е­мого к ней 1‑го часа.

Начало утрени — по пол­ному чину (с чте­нием «Царю Небес­ный…»).

После «Алли­луиа» чита­ются / поются Тро­ичны гласа (как обычно).

Кафисма одна (8‑я); седальны после кафисмы чита­ются из Окто­иха с добав­ле­нием муче­нична (разу­ме­ется, малой екте­нии нет).

Сразу после седаль­нов чита­ется 1‑я поло­вина жития пре­по­доб­ной Марии Еги­пет­ской. Как пра­вило, житие читает свя­щен­ник.

50‑й псалом (как обычно, хор перед псал­мом поет «Гос­поди, поми­луй» (трижды), «Слава», чтец — «И ныне» и читает текст псалма). Сразу после псалма поется канон (молитва «Спаси, Боже, люди Твоя…» не про­из­но­сится).

 Канон. Хор поет ирмосы по дважды. Тро­пари (столько, сколько есть в Триоди) читает духо­вен­ство в центре храма (для этого свя­щен­ники в начале пения ирмоса исхо­дят из алтаря боко­выми дверьми), а хор перед каждым тро­па­рем поет припев. Биб­лей­ские песни не поются; ко всем пока­ян­ным тро­па­рям хор поет припев «Поми­луй мя, Боже, поми­луй мя». В конце каждой песни есть два тро­паря, посвя­щен­ные пре­по­доб­ной Марии, и один тро­парь в честь автора канона. Перед ними поются при­певы «Пре­по­доб­ная мати Марие, моли Бога о нас» и «Пре­по­добне отче Андрее, моли Бога о нас». В конце песни перед Тро­ич­ным всегда поется «Слава», перед Бого­ро­дич­ным — «И ныне».

2‑я и 3‑я песни Вели­кого канона имеют две части, каждая из кото­рых имеет соб­ствен­ный ирмос. На 2‑й песни в конце 1‑й части перед Бого­ро­дич­ным хор поет припев «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас», дальше поет другой ирмос и чита­ются тро­пари 2‑й части. На 3‑й песни в конце 1‑й части есть еще Тро­и­чен, перед кото­рым поется «Пре­свя­тая Троице, Боже наш, слава Тебе» (перед Бого­ро­дич­ным — также «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас»).

Ката­ва­сия — только по 3‑й, 6‑й, 8‑й и 9‑й песни, тот же ирмос (по 3‑й песни — 2‑й ирмос).

По 3‑й песни: седальны Триоди.

Сразу после седаль­нов — 2‑я поло­вина жития пре­по­доб­ной Марии Еги­пет­ской.

На 4‑й, 8‑й и 9‑й песнях добав­ля­ются три­песнцы. Они чита­ются перед песнью Вели­кого канона. Ирмосы три­песн­цев опус­ка­ются, сразу чита­ются тро­пари со стихом «Святии апо­столи, молите Бога о нас» (все тро­пари три­песн­цев посвя­щены апо­сто­лам). Перед Бого­ро­дич­ными читаем стих «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас», перед Тро­ич­ным 2‑го три­песнца — «Пре­свя­тая Троице, Боже наш, слава Тебе» (согласно заме­ча­нию Типи­кона, у три­песн­цев «Слава, и ныне, не гла­го­лем»).

По 6‑й песни: кондак «Душе моя…» (обычно поется и в храме народ пре­кло­няет колени) и икос. Сразу после икоса поются «Бла­женны» с тро­па­рями (на прак­тике чаще хор поет только стихи «Бла­женн», а чтец читает тропар; в неко­то­рых при­хо­дах два чтеца все читают без уча­стия хора: один читает только стихи, другой — тро­пари).

По 9‑й песни: «Достойно есть..» на прак­тике не поется (хотя Устав прямых ука­за­ний насчет этого не содер­жит).

Све­тильны вели­ко­пост­ные гласа.

Окон­ча­ние утрени — по вели­ко­пост­ному чину.

Молитва пре­по­доб­ного Ефрема Сирина про­из­но­сится с 3‑мя покло­нами (ука­за­ний насчет сокра­ще­ния покло­нов нет, это – попу­ляр­ная и повсе­мест­ная прак­тика).

На часах

Кафисмы на 1‑м часе нет (!), на осталь­ных часах кафисмы чита­ются без пения (т.е. «Славы» между кафисмами не поются, а чита­ются).

Тро­пари вели­ко­пост­ные чита­ются без пения и без покло­нов.

По «Отче наш…» кондак Вели­кого канона «Душе моя…».

Молитва пре­по­доб­ного Ефрема Сирина с тремя покло­нами (на 1‑м часе конеч­ное Три­свя­тое и «Гос­поди, поми­луй» 12 раз опус­ка­ются, сразу после покло­нов чита­ется молитва «Христе, Свете истин­ный…»).

Отпуст в конце 1‑го часа все­днев­ный. Уместно поми­на­ние на отпу­сте пре­по­доб­ных Андрея Крит­ского и Марии Еги­пет­ской, так как в службе (в каноне) есть посвя­щен­ные им пес­но­пе­ния. 

Изоб­ра­зи­тельны

«Бла­женны» чита­ются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Гос­поди…» (чита­ется без покло­нов).

По «Отче наш…»: кондак Вели­кого канона «Душе моя…».

После «Боже, ущедри ны…» свя­щен­ник гово­рит молитву пре­по­доб­ного Ефрема Сирина с тремя покло­нами, затем чтец: «Аминь», «Все­свя­тая Троице…».

Отпуст все­днев­ный (такой же, как в конце 1‑го часа).

Послед­ней осо­бен­но­стью дан­ного дня явля­ется обя­за­тель­ное совер­ше­ние ради Вели­кого канона литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, кото­рая сама по себе осо­бен­но­стей не имеет.

Осо­бен­но­сти в службе вели­кого канона в случае пере­носа его на втор­ник 5-й сед­мицы 

Как уже было отме­чено, если в среду или чет­верг 5‑й сед­мицы Вели­кого поста слу­чится Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дице или хра­мо­вый празд­ник, то служба Вели­кого канона пере­но­сится на втор­ник. Этот вари­ант как раз слу­чи­лося в теку­щем 2022 году, далее в теку­щем XXI веке Бла­го­ве­ще­ние попа­дет на среду или чет­верг 5‑й сед­мицы еще пять раз: в 2033, 2038, 2044, 2049 и 2060 гг.

Вместе с самим Вели­ким кано­ном на втор­ник пере­но­сятся и свя­зан­ные с ним пес­но­пе­ния: сти­хиры «по алфа­виту», «Бла­женны» и кондак «Душе моя…». Также вполне логично пере­не­сти на втор­ник и чтение жития пре­по­доб­ной Марии, хотя как раз о пере­носе жития Типи­кон не гово­рит ни слова. Напро­тив, днев­ные пес­но­пе­ния чет­верга — началь­ные пять стихир на «Гос­поди, воз­звах…», седальны Триоди (рас­по­ло­жен­ные по 3‑й песни канона), три­песнцы и сти­хиры на сти­ховне утрени — оста­ются «на месте» и поются / чита­ются в чет­верг вместе с молит­во­сло­ви­ями празд­ника.

Итак, в случае пере­носа канона на втор­ник его пес­но­пе­ния соеди­ня­ются с днев­ными пес­но­пе­ни­ями втор­ника 5‑й сед­мицы. В целом схема службы та же, что и в чет­верг, потому отме­тим только неко­то­рые детали.

— Вечерня в поне­дель­ник совер­ша­ется обыч­ным вели­ко­пост­ным чином без соеди­не­ния с литур­гией Пре­ждео­свя­щен­ных Даров. На вечерне на «Гос­поди, воз­звах…» поются 27 стихир: 3 рядо­вых подобна из Триоди и 24 сти­хиры Вели­кого канона. Стихи удоб­нее начи­нать от «Внегда исче­зати от мене…», чтобы сти­хиры Вели­кого канона петь с теми сти­хами, кото­рые напи­саны в Триоди. Вход, в отли­чие от среды вечера, не совер­ша­ется, хотя на «И ныне» поется та же сти­хира «О неиз­ре­чен­наго снис­хож­де­ния…». На сти­ховне вечерни поются днев­ные сти­хиры без изме­не­ний.

— Точно так же вместо вели­кого совер­ша­ется малое пове­че­рие «в кельях»; на прак­тике оно опус­ка­ется.

— На утрене так же чита­ется одна рядо­вая кафисма (об изме­не­ниях в рас­пи­са­нии кафисм подроб­нее скажем в конце этого пара­графа), после кото­рой — седальны из Окто­иха с муче­нич­ным.

— Три­пес­нец добав­ля­ется в начале 2‑й, 8‑й и 9‑й песней, причем к тро­па­рям три­песнца сле­дует гово­рить стих «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (этот припев всегда указан для 2‑й песни, а на 8‑ю и 9‑ю мы его рас­про­стра­няем для еди­но­об­ра­зия).

— По 3‑й песни канона по ана­ло­гии со служ­бой чет­верга чита­ются седальны, кото­рые в самой Триоди нахо­дятся по 2‑й и 3‑й сти­хо­сло­вии. Схема их чтения такова: седа­лен «Теп­ло­тою веры…», «Слава»: «Пре­п­ро­слав­лен­ная бла­го­дать…», «И ныне»: «Необо­ри­мую молитву…».

— На 1‑м часе кафисмы нет.

— Во втор­ник ради канона совер­ша­ется литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров; на «Гос­поди, воз­звах…», как пола­га­ется на такой службе, сти­хиры поются на 10: Триоди — 6 и Минеи — 4. При этом из Триоди сна­чала поются сти­хиры со сти­ховны, затем — подобны из «Гос­поди, воз­звах…».

Изме­не­ния в рас­пи­са­нии кафисм на 5‑й сед­мице в случае пере­носа Вели­кого канона на втор­ник, если празд­ник Бла­го­ве­ще­ния слу­чится в среду или в чет­верг.

1) Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дице в чет­верг 5‑й сед­мицы. Для этого случая Типи­кон пред­ла­гает сле­ду­ю­щее рас­пи­са­ние кафисм.

 

утреня

1‑й час

3‑й час

6‑й час

9‑й час

вечерня

суб­бота

1

вос­кре­се­нье

2, 3, 17

поне­дель­ник

4, 5, 6

7

8

9

10

11

втор­ник

12

13

14

15

16

среда

19, 20, 1

2

3

4

5

чет­верг

6, 7, 8

9

10

11

12

пят­ница

13, 14, 15

19

20

18

суб­бота

16, 17

Мы видим, что в схеме чтения кафисм реа­ли­зу­ются сле­ду­ю­щие прин­ципы:

— кафисмы идут по порядку (кроме при­выч­ных исклю­че­ний: 17‑я кафисма про­пус­ка­ется, меня­ется поря­док чтения кафисм в пят­ницу и суб­боту), в том числе и на вечерне чита­ется рядо­вая кафисма.

— В день службы Вели­кого канона на утрене должна быть только одна кафисма, на 1‑м часе — кафисмы нет.

— На вечерне нака­нуне и в сам празд­ник Бла­го­ве­ще­ния кафисмы нет.

— Для ком­пен­са­ции отмены кафисм на вечерне в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния добав­ля­ется чтение кафисмы в поне­дель­ник на 1‑м часе (един­ствен­ный случай в Уставе, когда в поне­дель­ник на 1‑м часе есть кафисма). Кроме того, 18‑я кафисма чита­ется только раз за сед­мицу (т.к. она в другие сед­мицы чита­ется чаще других, то именно ее одно­крат­ное про­чте­ние на 5‑й сед­мицы в каче­стве исклю­че­ния явля­ется вполне понят­ным).

2) Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дице в среду 5‑й сед­мицы. Этого вари­анта в Типи­коне нет, но его можно соста­вить на осно­ва­нии преды­ду­щего рас­пи­са­ния. Так как здесь празд­ник выпа­дает на среду, то сле­дует отме­нить кафисмы на вечерне втор­ника и среды; напро­тив, кафисму в чет­верг вече­ром нужно про­чи­тать. Точно так же кафисма на 1‑м часе в поне­дель­ник сохра­ня­ется и 18‑я кафисма будет про­чи­тана один раз. В итоге этот вари­ант рас­пи­са­ния будет отли­чаться от преды­ду­щего только в период от вечерни втор­ника до вечерни чет­верга.

 

утреня

1‑й час

3‑й час

6‑й час

9‑й час

вечерня

суб­бота

1

вос­кре­се­нье

2, 3, 17

поне­дель­ник

4, 5, 6

7

8

9

10

11

втор­ник

12

13

14

15

среда

16, 19, 20

1

2

3

4

чет­верг

5, 6, 7

8

9

10

11

12

пят­ница

13, 14, 15

19

20

18

суб­бота

16, 17


При­ме­ча­ние:

1 Пан­ни­хис (παννυχίς) — особая служба, кото­рой нет ана­ло­гов в совре­мен­ном Уставе и кото­рая в гре­че­ских сред­не­ве­ко­вых мона­сты­рях совер­ша­лась ночью; в суточ­ном круге эта служба зани­мает место между пове­че­рием и утре­ней.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки