Тест: Догматическое богословие. Вводная часть

(5 голосов: 4.4 из 5)

Распечатать: вопросы, ответы

  • 1. Тесты по Догматическому богословию составил Алексей Михайлович Леонов, преподаватель СПб Православного Института Религиоведения и Церковных Искусств.

    Что такое Божественное Откровение?





    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Слово «Откровение» может иметь двоякий оттенок. С одной стороны, этим термином может обозначаться действие Божие, которым Он делает Себя явным человеку, дает ему знать о Себе и таким образом вступает в отношение к нему. С другой стороны, этим термином обозначаются и сами истины, открытые человеку Богом. Различают естественное и сверхъестественное откровение Божие.
    Под естественным откровением подразумевается откровение Бога в творении. Через постижение мудрости, благости, красоты, гармонии, существующих в мире, получаем представление о Мудром, Благом, Совершенном, Всемогущем Устроителе мира, Который и есть Бог. Об этом говорил, в свое время, апостол Павел: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим. 1, 20 ). Это имела в виду и мать Маккавеев, вдохновляя на подвиг младшее чадо свое: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» ( 2 Мак. 7, 28 ).
    Познавать Бога человек может и через исследование себя. Обратим, для примера, внимание на разум, сердце и совесть человека.
    В разуме каждого человека существует идея о Всесильном Верховном Существе. Это – идея о Боге. Она не является результатом умственного или нравственного развития человека, а прирождена ему. Именно поэтому данная идея является достоянием всех, без исключения, людей, как образованных, так и самых грубых.
    Сердцем человек постоянно ощущает то или иное свое состояние: хорошее или плохое. Это состояние зависит от удовлетворения или неудовлетворения стремлений и потребностей нашей природы. Однако же, нет ничего среди сотворенных вещей, что могло бы дать человеку ощущение полного блаженства. Несчастные люди встречаются как среди бедных, так и среди богатых, как среди простолюдинов, так и среди министров и царей. Окруженный всеми благами мира Соломон констатировал: «суета сует, – все суета» ( Еккл. 1, 2 ). Только Бог, являющийся неисчерпаемым источником всяческих благ, может удовлетворить требованию сердца, жаждущего счастья. Именно к Нему и стремится сердцем человек. Потому сердце считается наиболее восприимчивым к религиозным истинам.
    В совести человек регулярно слышит голос, который его обличает, упрекает, осуждает, иногда – благодарит. Этот голос четко указывает на то, что есть добро и что – зло, что справедливо, а что – нет. В то же время, голос совести – это не наш собственный голос, не наше желание. Напротив, он нередко звучит вопреки нашему хотению, обличает нас вопреки нежеланию слушать его. В совести ощущается требование Высшего Верховного Существа. Это есть голос Справедливого Доброго Создателя.
    Наконец, через рассматривание своего многосложного организма, познавая его устройство и его возможности, человек познает и премудрость Того, Кто его создал. Таким образом, через исследование себя человек в состоянии постичь, что Бог существует, что он – добр, благ, премудр, справедлив.
    Но важнее откровения естественного – Сверхъестественное. Сверхъестественным Откровением называется Откровение, которое Бог сообщил о Себе пророкам и которое явил миру через Своего Сына и Господа нашего Иисуса Христа. На основании естественного откровения мы, конечно, получаем некоторые познания о Боге. В Откровении же Сверхъестественном мы познаем Самого Бога непосредственно. Именно Сверхъестественное ( а не естественное ) Откровение удовлетворяет всем потребностям человеческого духа. Сверхъестественное Откровение зафиксировано в Священном Писании и Священном Предании. Наше Православное Учение черпается, главным образом, из Откровения Сверхъестественного. Недостаточность естественного откровения просматривается в том, что посредством его человек только побуждается искать своего Создателя и Промыслителя, но не знает Его непосредственно, не входит в общение с Ним. Следовательно, религия как союз между Богом и человеком возможна только на основании сверхъестественного откровения Божия.

    Добротворский В., прот. Основное и Догматическое Богословие ( репринт ). СПб.: Изд. Общества памяти игумении Таисии, 2005. Ч. 1, с. 16 – 26; 34 - 95.
    Кирилл ( Гундяев ), митр. Слово Пастыря. М.: Изд. Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; Издательского совета РПЦ, 2004. С. 12 – 15.

  • 2. Св. Иоанн Лествичник писал: "Небезопасно и касаться богословия тому..."




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    "Небезопасно плавать в одежде, небезопасно и касаться Богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть". св. Иоанн Лествичник

  • 3. Есть ли у Бога кокретное имя, выражащее Его совершенство во всей полноте?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
  • 4. Свойствено ли Богу настроение: радость, печаль, гнев?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
  • 5. Имманентен или трансцедентен Бог миру?



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Бог имманентен и трансцендентен миру одновременно.

  • 6. К какому типу богословия, в большей степени, относится библейская фраза: "...не видел того глаз, не слы­шало ухо, и не при­ходило то на сердце человеку, что при­готовил Бог любящим Его"(1Кор.2:9)?


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Бог одновременно и трансцендентен и имманентен миру, поэтому возможны два взаимосвязанных пути богословия: апофатический (путь отрицаний) и катафатический (путь утверждений).

  • 7. Что называется Священным Писанием?





    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    На протяжении всей истории человечества Бог раскрывал людям истины о Себе и Своем отношении к миру, открывал им Свою святую волю и через то приуготовлял их к будущей блаженной жизни в Царствии Небесном. Изначально Божественное откровение передавалось устным словом и примером. Затем, дабы случайно не утратить и не исказить полученные знания, его стали записывать. Так появились Священные книги. Во времена Ветхого Завета откровение сберегалось верующими в среде иудейского народа, а во времена Нового Завета – в Церкви Христовой.
    Откровение, передаваемое из поколения в поколение, называется Священным Преданием, а та часть Предания, которая (по вдохновению Святого Духа) была записана пророками и апостолами именуется Священным Писанием.
    По форме Священное Писание представляет совокупность священных книг, которые называются Библией. По содержанию Библия настолько возвышеннее всех остальных книг, насколько Разум Божественный возвышеннее конечного человеческого разума. Слово «Библия» греческого происхождения, в переводе на русский язык означает: «книги». Говорят, так Священное Писание было названо в 4-м веке святителем Иоанном Златоустом и святым Епифанием Кипрским, поскольку оно содержит в себе множество священных книг.
    Библии состоит из книг Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет – это древний союз Бога с человеком. Новый Завет – новый союз. Книги Ветхого Завета повествуют о подготовке человеческого рода к Пришествию Спасителя. Книги Нового Завета повествуют о Пришествии на землю Сына Божьего, о Его воплощении, служении, страданиях, смерти, Воскресении, Вознесении на Небо, ниспослании Святого Духа в день Пятидесятницы, основании Церкви, о последних временах и о том, что необходимо сделать человеку для того, чтобы спастись.
    Ветхозаветные книги делятся на канонические и неканонические. Священный канон ветхозаветных книг состоит из книг, написанных в пророческие времена. С последним пророком тех времен Малахиею, жившем в первое время по возвращении иудеев из Вавилонского плена (597 – 536), прекратились пророки, закончились пророчества и значит, завершилась сама пророческая эпоха. Все существовавшие в то время в ветхозаветной Церкви священные книги были собраны священником Ездрой в один состав и образовали собою канон ветхозаветных книг. Все священные книги, явившиеся после того времени, в последние 4 столетия до Р. Х., в канон не вошли и стали, впоследствии, называться неканоническими. Слово «канон» в переводе с греческого означает: мера для измерения, например, трость, шнур; отсюда вообще норма, правило, – в частности, правило веры, наконец, – собрание книг, определяющих веру. В этом смысле слово «канон» употребляет Иоанн Златоуст.
    Все канонические книги (и ветхозаветные, и новозаветные) – боговдохновенны, то есть, написаны святыми божьими человеками по вдохновению Святого Духа. Иными словами, авторами этих книг являются и Бог и люди. Бог сообщил о Себе то, что было необходимо для человеческого спасения, исторические же авторы Библии, люди, записали это Божественное Откровение, облекая его в определенную литературную форму, свойственную культурно-историческому контексту их времени.
    Неканонические книги, вошедшие в общий сборник священных книг, не признаются Церковью за боговдохновенные, и потому не могут всегда служить обязательным руководством к благочестивой деятельности. Но они имеют полезное назидательное значение.

    Кирилл (Гундяев), митр. Слово Пастыря. М.: Изд. Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; Издательского совета РПЦ, 2004.
    Соловьев И., прот. О Святой Библии и ее богодухновенности. М.: Изд. Паломник, 2001. с. 5 – 27.
    Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская История. СПб.: Изд. Владивостокской и Приморской епархии РПЦ, 2004.
    Успенский Е., магистр. Обличительное Богословие (репринт). СПб.: Изд. Общества памяти игумении Таисии, 2005.

  • 8. Что называется Священным Преданием?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Древнейшим и первоначальным способом распространения Божественного Откровения была передача его устным словом и примером. В первобытные и патриархальные времена иначе и быть не могло, поскольку тогда еще не было письменности. Но и в более поздние времена, когда, письменность уже существовала, Моисей и все последующие пророки большей частью учили народ посредством живого слова и примера, а не письменами. Этот способ передачи откровения был понятен и доступен всем. Сам Господь Иисус Христос преподавал ученикам Свое Божественное учение не письмом, а словом и примером. Изначально этим же способом пользовались и апостолы. Однако, и Моисей, и последующие пророки, и некоторые апостолы часть Откровения записывали. Впоследствии эти письмена вошли в состав Библии. И здесь может возникнуть вопрос: теперь, когда в качестве руководства мы имеем Священное Писание, не утратило ли свою значимость Священное Предание? Конечно, не утратило. Об этом, кстати, напоминает и само Священное Писание: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15).
    Протестанты сильно воюют против авторитетности и нужности Предания. Их лозунг в этой связи: «Только Писание». Отчасти такое отношение к Преданию было вызвано вопиющими злоупотреблениями в этой сфере со стороны римского папы и папистов. Однако же, вместо того, чтобы оградить себя от ложных римо-католических новшеств, то есть от местного римо-католического предания, протестанты оградили себя от Священного Предания Вселенской Церкви. Этим они поставили себя в оппозицию не какому-то там папе, а Истинному Главе Кафолической Церкви – Христу. Впрочем, они не остались вовсе без предания, сочинив, взамен Предания Апостольского, сотни тысяч томов лже-предания протестантского. Ну да Бог им Судья.
    Свойства, по которым можно отличить истинное Священное Предание от местного римо-католического или же от самочинного протестантского суть следующие: древность (ведет происхождение от апостолов); повсюдность (исповедуется по всей территории, где живет истинная (то есть Православная) Церковь; всеобщность (исповедуется всеми истинно верующими чадами Церкви); соответствие Священному Писанию.
    А для чего нам, православным, необходимо знание Предания? Ответим коротко, словами митрополита Филарета: «Для руководства к правильному пониманию Священного Писания, для правильного совершения таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления» [2, с. 10]. «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15).

    1. Соловьев И., прот. О Святой Библии и ее богодухновенности. М.: Изд. Паломник, 2001.
    2. Святитель Филарет. Катихизис. М.: Изд. Сибирская Благозвонница, 2005.

  • 9. Что такое вера, по определению В.Н. Лосского?




    Правильный ответ: №4
    Верно!
  • 10. Являтся ли вера христианина динамичной или она постоянна?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Вера, данная нам как залог в крещении, динамична. Она может в нас возрастать и умаляться в зависимости от нашей готовности следовать за Христом. На просьбу учеников умножить в них веру Господь потребовал от них исполнения евангельских заповедей в духе смирения (Лк. 17, 5-10). Первая заповедь - покаяние. Покаянием христианин приемлет духовное ведение о сокровенном, и тогда "в ощущении его рождается иная вера, не противная вере первой, но утверждающая ту веру. Дотоле был слух (т. е. вера от слышания слова Божия), а теперь созерцание (вещей Божественных)". Совершенная вера воссиявает в душе от света благодати. Она обнаруживается в прозрении духовных очей, "которые видят сокрытые в душе тайны, невидимое и божественное богатство, сокровенное от очей сынов плоти, и открываемое Духом, как сказал Господь, если заповеди Мои соблюдете, пошлю вам Утешителя, Духа Истины, Который научит вас всякой истине (Ин. 14, 15-26)"(Св. Исаак Сирин).
    Архимандрит Алипий. Догматическое богословие

  • 11. Закончите утверждение святителя Кирилла Иерусалимского: "Сущность религии состоит из следующих двух вещей: из точного познания догматов благочестия и из ...".




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: "Сущность религии состоит из следующих двух вещей: из точного познания догматов благочестия и из добрых дел; догматы без добрых дел неприятны Богу, не приемлет Он и дел, если они основаны не на догмах благочестия"

  • 12. Святитель Григорий Палама назвал её "связью разумной твари с её Создателем". Что это такое?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Сила молитвы, - говорит святитель Григорий Палама, - совершает таинство нашего единения с Богом, ибо молитва есть связь разумной твари с её Создателем.

  • 13. Согласно учению святого Исаака Сирина любовь есть плод:



    Правильный ответ: №3
    Верно!
  • 14. Закончится ли нынешняя земная история человечества?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Видимое времен­но, а невидимое вечно (2Кор. 4:18)

  • 15. На каком Вселенском Соборе принят догмат о творении мира из ничего?




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Далеко не все догматы утверждались Вселенскими соборами, а только те, которые служили ответом на ереси или разногласия. Критерием любого догмата является обязательное наличие четырёх свойств: вероучительности, богооткровенности, церковности и общеобязательности.

    Догмат о творении мира "из ничего" имеет твёрдое основание в Священном Писании и в святоотеческом Предании. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1), «всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3), «всё сотворил Бог из ничего…» (2Макк. 17:28). Таким образом, «заграждая уста безумных, блаженный пророк в самом начале книги сказал так: «в начале сотворил Бог небо и землю». Когда же слышишь: «сотворил», ты не выдумывай ничего другого, но смиренно веруй сказанному» – утверждает свят. Иоанн Златоуст. А прп. Иоанн Дамаскин как бы продолжает: «…по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости, Он приводит из не сущего в бытие и творит всё без изъятия, как невидимое, так и видимое…».

Правильных ответов:
0
0%
Ошибочных ответов:
0
0%
Вы неправильно ответили на следующие вопросы:

Вы не авторизованы на сайте! Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете.

42259