Тест: Литургия — главная служба Церкви

( Тест: Литургия — главная служба Церкви 14 голосов: 4.71 из 5 )

Распечатать: вопросы, ответы

  • 1. Слово «литургия» буквально переводится с греческого как:






    Правильный ответ: №3
    Верно!
  • 2. Как можно предельно упрощённо назвать Литургию?





    Правильный ответ: №1
    Верно!
  • 3. Литургия состоит из 3-х частей: проскомидии (подготовительной части), Литургии верных и Литургии оглашенных. Какая из этих частей полностью совершается священнослужителем(-лями) в алтаре без непосредственного участия хора и народа?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Собственно Литургия (не считая проскомидии – ее подготовительного раздела) делится на две части. В восточной традиции: 1) «Литургия оглашенных» («оглашаемых») и 2) «Литургия верных»; в западной: 1) «Литургия (Служение) Слова» и 2) «Литургия Евхаристии». Такое деление соответствует текстуальному и смысловому аспекту каждого раздела.
    Действительно, основу первой части Литургии составляет «словесное (учительное) служение»: пение (антифонов, гимна догматического содержания Единородный Сыне... и др.), чтение Апостола и Евангелия, проповедь (в древности проповедь после евангельского чтения была обязательной!) и молитвы за готовящихся к принятию крещения (оглашенных). Последние выслушивали их с преклоненной главой, а затем выходили, побуждаемые возгласом дьякона: «Оглашенные, изыдите!» – поскольку не имели еще права участвовать в Евхаристии (сейчас это древнее правило соблюдается в единичных храмах).
    После этого последнего предъевхаристического элемента Литургии начиналась ее вторая часть – «Литургия верных», называющаяся так потому, что в ней участвовали только принявшие крещение христиане («верные»). Ее основные элементы: молитвы о «верных», Великий вход с перенесением Святых Даров с жертвенника на престол, сопровождаемый пением Херувимской песни (в Великий Четверг и Великую Субботу поются другие гимны), Символ веры и Евхаристический канон, во время которого происходит таинственное «преложение» хлеба и вина в плоть и кровь Иисуса Христа.
    Конечный смысл совершения Литургии воплощается в происходящем после общего пения молитвы «Отче наш» причащения священнослужителей и преподания ими причастия мирянам. Первые принимают евхаристические Дары в алтаре, вторые поднимаются для этого на солею.

  • 4. Кто такие оглашенные?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
  • 5. Оглашенные были названы так потому, что:




    Правильный ответ: №2
    Верно!
  • 6. Перед началом Евхаристической молитвы оглашенных в древности выставляли из храма потому, что:






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,4,5
    Верно!
  • 7. Что во время Литургии в настоящее время принято петь всем молящимся?






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,4
    Верно!
    Комментарий:

    Соборное пение Символа Веры и молитвы Господней есть только в Русской Православной Церкви, в других Церквах эти тексты не поются, а читаются одним человеком. Пение это было введено Патриархом Тихоном после 1917 года, когда начались гонения на Церковь.

  • 8. Как называется самая главная часть Литургии?





    Правильный ответ: №1
    Верно!
  • 9. Каково минимальное количество участников Литургии (т.е. клириков и прихожан)?





    Правильный ответ: №2
    Верно!
  • 10. В какие праздники принято служить Литургию ночью?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,3
    Верно!
  • 11. Без чего невозможно служить Литургию?





    Правильный ответ: №3
    Верно!
  • 12. Какая часть Нового Завета не читается во время Литургии?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
  • 13. После окончания первой части Литургии (по возгласе дьякона «Оглашенные, выйдите!») все оглашенные покидали храм. Если же кто-то потом не причащался, то это объяснялось тем, что:





    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Действительно, по окончании Литургии оглашенных начиналась Литургия верных (крещеных), и все оставшиеся в храме принимали участие в Евхаристии. Древние христиане знали, что на Литургии (общественной службе) нельзя лишь присутствовать (как в настоящее время), но надо в ней реально участвовать («отвлеченную» частную молитву можно совершать и дома).
    Поэтому, если же вдруг обнаруживался человек, обманувший бдительность привратников, выпроваживавших оглашенных (к ним относился возглас дьякона "двери, двери, будьте внимательны!»), который остался с верными и не причащался, – то им мог быть либо еретик, засланный какой-либо сектантской группировкой со злокозненными целями, либо агент римской полиции, стремившейся установить места тайных христианских собраний с целью их уничтожения.

  • 14. Совершалась ли Литургия в дохристианские времена?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Двусоставное греческое слово leitourgÏa, лейтургиа (в позднем произношении литургиа, откуда оно и вошло в наш обиход с изменением лишь окончания) переводится буквально «общее дело».
    В Древней Греции лейтургия – это особое служение, совершаемое для народа, денежная повинность богатых граждан (общественная повинность). В Афинах все граждане с имущественным цензом не ниже трех талантов должны были, в порядке очереди, выполнять на свой счет лейтургии регулярные и чрезвычайные (например, хорегия – организация хора для празднества; гюмнасиархия – содержание в течение года гимнасия; триерархия – снаряжение триеры для государства в случае войны, и др.).
    Переводчики Библии на греческий язык (т. н. Септуагинта, III—II в. до н. э.) сознательно использовали этот всем хорошо известный «торжественный» термин для обозначения храмового служения первосвященника Аарона, его сыновей и преемников, и для выражения служения Богу в любой форме (Исход 28:43 и др.).
    В Новом Завете термин литургия также употребляется в предельно широком богослужебном аспекте (см. Лука 1:23). В Послании к Евреям Христос именуется «Служителем (греч. Литургос) святилища и скинии истинной» (8:2; см. также 8:6, 8).

  • 15. Что значит слово Литургия в нашем современном языке?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №3,4
    Верно!
    Комментарий:

    В современном церковном языке Литургия – главное общественное богослужение Христианской Церкви. Смысловым центром каждой так называемой "полной" Литургии – Иоанна Златоуста, Василия Великого (ап. Иакова и других евхаристических Литургий) – является Евхаристия (букв. "Благодарение"), таинство Тела и Крови Иисуса Христа, установленное Им на Тайной Вечере и совершаемое с тех пор Его учениками и последователями «в воспоминание» этого события (Лк 22:19).
    Текстуальный центр Литургии – «анафора» (букв. «возношение»), или «евхаристический канон», – особая молитва освятительного, исторического и ходатайственного характера, читаемая епископом или священником над хлебом и вином, приготовленными особым образом на проскомидии, предваряющей совершение этого основного христианского богослужения. Народное название Литургии – Обедня, западное – Месса. Литургия предваряется проскомидией.
    Во время седмичных дней Великого поста (среда и пятница его первых шести седмиц, четверг пятой седмицы, понедельник, вторник и среда Страстной седмицы) служится особая "Литургия Преждеосвященных Даров", ошибочно надписанная именем папы Григория Великого († 604 г.) (эта атрибуция поздняя, не ранее XVI в.; в древнерусских Служебниках эта Литургия именуется «Службой Святого поста»). Она не имеет евхаристического канона, но использует Святые Дары, освященные раньше ("прежде"), откуда и происходит ее название. Согласно церковному Уставу (Типикону, в этом отношении почти не соблюдаемому), Литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером, поэтому и ее текст начинается с Вечерни – богослужения суточного цикла.
    Изобразительные – православная церковная служба, совершаемая вместо Литургии (поэтому в просторечии называется обедницей). Великим постом соединяется с Литургией. Название Изобразительные дано потому, что является некоторым изображением, т.е. подобием Литургии.

  • 16. Как можно назвать Литургию оглашенных исходя из её непреходящего значения, обязательного для всех и всегда?





    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    «Вера – от слышания, а слышание – от Слова Божия», – писал апостол Павел римским христианам (Рим. 10:17). С самого начала храм Божий для христиан был не только Домом Молитвы, но и Школой. Первая часть Литургии до сих пор носит название «Литургия оглашенных», что можно перевести как «Литургия учащихся» или «Литургия обучаемых». Дело в том, что до эпохи книгопечатания большинство людей практически не пользовалось конспектами и учебниками, как это делаем мы, потому что писчий материал был слишком дорог, а процесс создания каждой книги (всегда в единственном экземпляре!) растягивался на месяцы и даже годы. Поэтому люди учились «с голоса» (отсюда и термин «оглашение»), то есть внимательно слушали наставника и запоминали сказанное.
    В богослужебном смысле «оглашенными» (точнее – оглашаемыми) называли людей, долго готовившихся к принятию Крещения. В первые века христианства считали, что человек должен сознательно участвовать в этом «Таинстве вхождения в Церковь», поэтому люди крестились взрослыми (часто в тридцатилетнем возрасте, подражая в этом Христу) и подготовленными в отношении важнейших богословских истин. Оглашенные молились на предназначавшейся для них «вступительной» части Литургии (предшествующей Евхаристическому канону), получившей поэтому название «Литургия оглашенных», и – по возгласе дьякона «Оглашенные, выйдите!» – покидали храм (данный возглас сохранился до настоящего времени). Поэтому первая часть Литургии и носит преимущественно учительный характер, а ее важнейшими элементами являются апостольское и евангельское чтение (в древности читали также ветхозаветных пророков) и проповедь, разъясняющая смысл Священных текстов (в настоящее время проповедуют, как правило, в конце Литургии). К VIII-му столетию, в связи с христианизацией Византийской империи и распространившейся практикой крещения детей, институт оглашаемых потерял свой первоначальный смысл, но «Литургия оглашенных» сохранилась, потому что была предназначена для всех: с принятием крещения человек перестает быть «оглашенным», но никогда не перестает быть «учащимся» в широком смысле этого слова.

  • 17. К кому обращена большая часть прошений ектении?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Ввиду же того, что диакон не является священнодействующим лицом в собственном смысле, ектения составляется не в собственно молитвенных выражениях, а в выражениях, приглашающих к молитве и указывающих предметы ее.
    Но по временам (на великой ектении в конце, в последнем прошении, а на сугубой и просительной в начале) это приглашение к молитве возвышается до настоящей молитвы ("Заступи, спаси...", "Помилуй нас, Боже...")".
    Михаил Скабалланович

  • 18. Каким возгласом перед Царским вратами начинается Божественная Литургия?





    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Проскомидия (с которой и начинается Литургия) совершается в алтаре.

Правильных ответов:
0
0%
Ошибочных ответов:
0
0%
Вы неправильно ответили на следующие вопросы:

Вы не авторизованы на сайте! Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты в тестов в личном кабинете.

Просмотров: 87935