Тест: Богослужебный Устав

  • 1. Как назы­ва­ет­ся кни­га, явля­ю­ща­я­ся Бого­слу­жеб­ным Уста­вом Пра­во­слав­ной Церкви?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Типи­кон сиречь Устав» – про­чи­та­ем мы на самой пер­вой стра­ни­це Типи­ко­на. Сло­во «типи­кон» пере­во­дит­ся с гре­че­ско­го Τυπικόν от τύπος как «обра­зец, вид, нор­ма». Типи­кон явля­ет­ся образ­цом иде­аль­но­го бого­слу­же­ния и жиз­ни, он содер­жит в себе ука­за­ния, как долж­но быть, к чему сле­ду­ет стре­мить­ся. Как пишет М. Ска­бал­ла­но­вич, испол­не­ние в пол­ной мере ука­за­ний Типи­ко­на – удел мона­ше­ству­ю­щих (и то дале­ко не всех), миряне же могут соот­вет­ство­вать это­му иде­а­лу в зави­си­мо­сти от воз­рас­та (физи­че­ско­го и духов­но­го), семей­но­го поло­же­ния и т.п.


  • 2. Какой Бого­слу­жеб­ный Устав дей­ству­ет в насто­я­щее вре­мя в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В насто­я­щее вре­мя в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви дей­ству­ет при­ня­тый в редак­ции 1695 года (при пат­ри­ар­хе Адри­ане) Иеру­са­лим­ский Устав.

    Иеру­са­лим­ский устав вос­хо­дит к лав­ре прп. Сав­вы Освя­щен­но­го близ Иеру­са­ли­ма и явля­ет­ся сви­де­тель­ством о литур­ги­че­ской жиз­ни и мона­ше­ских тра­ди­ци­ях пале­стин­ских мона­сты­рей в эпо­ху их расцвета.


  • 3. Какое бого­слу­же­ние не преду­смот­ре­но Сту­дий­ским Уставом?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сту­дий­ский Устав – дру­гой Типи­кон, дру­гая раз­но­вид­ность уста­ва. Он состав­лен пре­по­доб­ным Фео­до­ром Сту­ди­том, насто­я­те­лем Сту­дий­ско­го мона­сты­ря в Кон­стан­ти­но­по­ле. Был вве­дён на Руси пре­по­доб­ным Фео­до­си­ем Печер­ским и оста­вал­ся в упо­треб­ле­нии Рус­ской церк­ви вплоть до XIV века, когда был заме­нён Иеру­са­лим­ским, полу­чив­шим к тому вре­ме­ни рас­про­стра­не­ние на Востоке.
    В Сту­дий­ском уста­ве в прин­ци­пе нико­гда не пред­по­ла­га­ют­ся все­нощ­ные бде­ния — ни под какой празд­ник, даже под дву­на­де­ся­тый. Сту­дий­ская оби­тель была кино­ви­ей, т.е. обще­жи­ти­ем; мона­хи жили в одной огра­де, управ­ля­лись одним архи­манд­ри­том (кста­ти, сло­во «архи­манд­рит» пере­во­дит­ся с гре­че­ско­го язы­ка как «началь­ник заго­на», «началь­ник овчар­ни», посколь­ку он пасет сло­вес­ных овец, кото­рые живут в одном загоне). Поэто­му каж­дое бого­слу­же­ние совер­ша­лось в свое вре­мя, и каж­дый насель­ник это­го мона­сты­ря имел воз­мож­ность каж­дое утро и каж­дый вечер бывать в хра­ме. Пото­му и нет в этом уста­ве все­нощ­ных — всё совер­ша­лось в свое время.


  • 4. Какой ака­фист явля­ет­ся един­ствен­ным, преду­смот­рен­ным в Уставе?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ака­фист Пре­свя­той Бого­ро­ди­це явля­ет­ся един­ствен­ным устав­ным ака­фи­стом. Он чита­ет­ся (поет­ся) один раз в год в пери­од Вели­ко­го поста на утрене служ­бы Похва­ла Пре­свя­той Бого­ро­ди­це (Суб­бо­та ака­фи­ста) (Типи­кон, гла­ва 49).


  • 5. Что вклю­ча­ет в себя Типикон? 





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,3,5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Типи­кон  явля­ет­ся сво­е­го рода регу­ля­то­ром бого­слу­же­ний: содер­жит дис­ци­пли­нар­ную и бого­слу­жеб­ную части, без его ука­за­ний невоз­мож­но соста­вить служ­бу, даже имея все осталь­ные бого­слу­жеб­ные кни­ги. Он регла­мен­ти­ру­ет, как сле­ду­ет совер­шать раз­лич­ные дей­ствия в церк­ви, как постить­ся, как петь. При этом он не исполь­зу­ет­ся непо­сред­ствен­но на бого­слу­же­нии, не содер­жит бого­слу­жеб­ных тек­стов. Тек­сты изме­ня­е­мых пес­но­пе­ний вось­ми гла­сов содер­жат­ся в бого­слу­жеб­ной кни­ге Октоих.


  • 6. Как соглас­но Типи­ко­ну сле­ду­ет петь в церкви?







    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,3,5,6,7
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Типи­кон содер­жит все, кро­ме одно­го пере­чис­лен­ные ука­за­ния о пра­виль­ном пении в церк­ви в зави­си­мо­сти от содер­жа­ния кон­крет­ной служ­бы и тек­стов пес­но­пе­ний. Не допус­ка­ет Типи­кон пения с бес­чин­ны­ми воп­ля­ми, т.е. пения неесте­ствен­но­го, арти­стич­но­го, с кри­ком, пения в теат­раль­ном стиле.


  • 7. Что такое зна­ки Типикона?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Зна­ки Типи­ко­на пред­став­ля­ют собой обо­зна­че­ния, соглас­но кото­рым опре­де­ля­ет­ся зна­чи­мость кон­крет­но­го празд­ни­ка, кон­крет­но­го свя­то­го, память кото­ро­го совер­ша­ет­ся. По таким зна­кам опре­де­ля­ет­ся, какую служ­бу поло­же­но совершать. 
    Так, Празд­ни­ком Празд­ни­ков явля­ет­ся Свет­лое Хри­сто­во Вос­кре­се­ние. Оно сто­ит над все­ми празд­ни­ка­ми и отме­че­но осо­бым зна­ком 1 - Тест: Богослужебный Устав. После по зна­чи­мо­сти сле­ду­ют дву­на­де­ся­тые празд­ни­ки 2 - Тест: Богослужебный Устав, затем вели­кие празд­ни­ки 2 - Тест: Богослужебный Устав  и сред­ние бден­ные празд­ни­ки  3 - Тест: Богослужебный Устав, когда поло­же­но совер­шать все­нощ­ное бде­ние. После них сле­ду­ют сред­ние поли­е­лей­ные празд­ни­ки, когда совер­ша­ет­ся поли­е­лей 4 - Тест: Богослужебный Устав. Затем малые сла­во­слов­ные празд­ни­ки, когда совер­ша­ет­ся утре­ня, на кото­рой поет­ся вели­кое сла­во­сло­вие 5 - Тест: Богослужебный Устав. Сле­ду­ю­щие – это малые шести­рич­ные празд­ни­ки 6 - Тест: Богослужебный Устав, когда свя­то­му поло­же­но петь 6 сти­хир на «Гос­по­ди воз­звах». И самые послед­ние – это не отме­чен­ные зна­ком все­днев­ные служ­бы, когда соот­вет­ствен­но нет праздника. 
    Зна­ки ука­за­ны в Типи­коне в гла­ве 48 «Меся­це­слов» в отно­ше­нии каж­до­го дня меся­ца, в кото­рый празд­ну­ет­ся то или иное собы­тие или совер­ша­ет­ся память святому. 


  • 8. Как пони­мать ука­за­ние Типи­ко­на «поем Бла­жен муж, кафиз­му всю»?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Такое ука­за­ние озна­ча­ет, что на служ­бе чита­ет­ся (поет­ся) вся пер­вая кафиз­ма Псал­ти­ри. Она обо­зна­ча­ет­ся сло­ва­ми «Бла­жен муж» по началь­ным стро­кам 1‑го псал­ма, но это не озна­ча­ет, что поет­ся исклю­чи­тель­но «Бла­жен муж». Устав пред­пи­сы­ва­ет петь (читать) все псал­мы кафиз­мы. Но на прак­ти­ке такое встре­ча­ет­ся ред­ко и сокра­ща­ет­ся до пения отдель­ных избран­ных сти­хов, кото­рые вклю­че­ны в пес­но­пе­ние «Бла­жен муж». Там, где Устав соблю­да­ет­ся, то пение/чтение 1‑й кафиз­мы про­ис­хо­дит сле­ду­ю­щим обра­зом: кано­нарх чита­ет псал­мы, а хор при­пе­ва­ет отдель­ные сти­хи (при­пе­вы), то есть пение и чте­ние совмещаются. 


  • 9. В какой бого­слу­жеб­ной кни­ге содер­жат­ся пес­но­пе­ния Вели­ко­го поста?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пес­но­пе­ния Вели­ко­го поста и трех пред­ше­ству­ю­щих недель содер­жат­ся в Три­о­ди пост­ной. В Типи­коне такие служ­бы опи­са­ны в гла­ве 49
    Суще­ству­ет так­же Три­одь цвет­ная, кото­рая вклю­ча­ет в себя тек­сты служб, начи­ная с Пас­хи и до Неде­ли всех свя­тых, в зем­ле Рос­сий­ской просиявших.
    Назва­ние кни­ги озна­ча­ет «три­пес­нец», посколь­ку кано­ны в ней содер­жат не 9 песен, как обыч­но, а в боль­шин­стве слу­ча­ев толь­ко 3.

  • 10. На каких служ­бах Пред­на­чи­на­тель­ный пса­лом поло­же­но читать, а не петь?






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №4,6
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пред­на­чи­на­тель­ный (103) пса­лом явля­ет­ся состав­ля­ю­щей вечер­ни. Петь его поло­же­но толь­ко на вели­кой вечерне (за ред­ким исклю­че­ни­ем, напри­мер на вели­кой вечерне на Свет­лой сед­ми­це он не поет­ся, посколь­ку вооб­ще отсут­ству­ет, т.к. в этот пери­од Псал­тирь не чита­ет­ся). Вели­кая вечер­ня явля­ет­ся состав­ля­ю­щей Все­нощ­но­го бде­ния, но может так­же слу­жить­ся и отдель­но. На малой и все­днев­ной вечерне пса­лом читается.


  • 11. Что такое Мар­ко­вы главы?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мар­ко­вы гла­вы – допол­ни­тель­ные гла­вы Типи­ко­на, назван­ные по име­ни их соста­ви­те­ля, мона­ха Мар­ка, кото­рые регу­ли­ру­ют совер­ше­ние служб при раз­лич­ном соче­та­нии празд­нич­ных дат. Необ­хо­ди­мость в состав­ле­нии допол­ни­тель­ных глав воз­ник­ла, когда коли­че­ство празд­нич­ных памя­тей ста­ло воз­рас­тать до того, что надо было при соче­та­нии их и сов­па­де­нии подвиж­ных с непо­движ­ны­ми уста­но­вить какие-то пра­ви­ла для это­го, ста­ли вво­дить осо­бые пра­ви­ла, каса­ю­щи­е­ся этих ком­би­на­ций служб.


  • 12. Что вхо­дит в состав Все­нощ­но­го бдения?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В состав Все­нощ­но­го бде­ния вхо­дят вели­кая вечер­ня, утре­ня и 1‑й час (гла­ва 2 Типи­ко­на).


  • 13. На какой глас пред­пи­сы­ва­ет Устав петь Бого­ро­ди­чен «Пре­бла­го­сло­вен­на еси Бого­ро­ди­це Дево»?






    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Типи­кон пред­пи­сы­ва­ет петь этот Бого­ро­ди­чен на глас 2 (гла­ва 2).


  • 14. Что такое ката­ва­сия в бого­слу­жеб­ном смысле?






    Пра­виль­ный ответ: №5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Катава́сия (греч. καταβασία – схож­де­ние, от гла­го­ла схо­дить, спус­кать­ся) – назва­ние ирмо­са, кото­рый поет­ся в окон­ча­нии пес­ни кано­на (после каж­дой, либо после 3‑й, 6‑й, 8‑й, 9‑й). Само назва­ние про­ис­хо­дит от пред­пи­са­ния Уста­ва, где ска­за­но, что для пения ката­ва­сии пев­цам двух хоров (кли­ро­сов) надо спу­стить­ся со сво­их мест и сой­тись в сере­дине храма.


  • 15. Что такое Хра­мо­вые гла­вы Типикона?



    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Хра­мо­вые гла­вы – гла­вы, ука­зы­ва­ю­щие, каким обра­зом долж­но совер­шать служ­бу в хра­мо­вые празд­ни­ки, т.е. в празд­ни­ки, в честь кото­рых освя­щен храм. Эти гла­вы так­же регу­ли­ру­ют совер­ше­ние служ­бы при сов­па­де­нии хра­мо­во­го празд­ни­ка с каким-либо иным.


  • 16. К чему отно­сит­ся ука­за­ние Типи­ко­на «о свя­тем пое­мом на 6»?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ука­за­ние «о свя­тем пое­мом на 6» отно­сит­ся к свя­то­му, у кото­ро­го на «Гос­по­ди воз­звах» есть 6 сти­хир. В таком слу­чае в буд­нич­ный день опус­ка­ют­ся сти­хи­ры Окто­и­ха и поют­ся толь­ко сти­хи­ры свя­то­му. 6 сти­хир – это мини­маль­ное коли­че­ство сти­хир, кото­рое поет­ся на «Гос­по­ди воз­звах». Раз­ни­ца лишь в том, что если у свя­то­го толь­ко 3 сти­хи­ры, то 3 пер­вые поют­ся из Октоиха.


  • 17. В каком слу­чае нуж­но смот­реть гла­ву Типи­ко­на «О свя­тем иму­щем бде­ние, аще при­лу­чит­ся в неделю»?





    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Гла­ва Типи­ко­на с таким наиме­но­ва­ни­ем регла­мен­ти­ру­ет, как состав­ля­ет­ся служ­ба, если память свя­то­го, кото­ро­му поло­же­но Все­нощ­ное бде­ние, выпа­ла на вос­кре­се­нье. Сло­во «неде­ля» по цер­ков­но­сла­вян­ски озна­ча­ет «вос­кре­се­нье».


  • 18. Какой канон сле­ду­ет петь по обще­му пра­ви­лу на утре­ни во вторник?





    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Каж­до­му дню сед­ми­цы соот­вет­ству­ет какая-либо литур­ги­че­ская тема:
    Вос­кре­се­нье – Вос­кре­се­ние Христово.
    Поне­дель­ник – вос­по­ми­на­ние бес­плот­ных Сил Небесных.
    Втор­ник – про­слав­ле­ние памя­ти Про­ро­ка и Кре­сти­те­ля Спа­со­ва Иоанна.
    Сре­да – посвя­ща­ет­ся Пре­свя­той Бого­ро­ди­це и Кресту.
    Чет­верг – память свя­тых апо­сто­лов и свт. Николая.
    Пят­ни­ца – вос­по­ми­на­ние Рас­пя­тия Христа.
    Суб­бо­та – память всех свя­тых и поми­но­ве­ние усопших.
    Посколь­ку во втор­ник мы чтим память свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи, то Типи­кон пред­пи­сы­ва­ет поми­мо обще­го кано­на Окто­и­ха (пока­ян­но­го) петь канон Пред­те­чи. И после поет­ся канон празд­ну­е­мо­му в этот день свя­то­му (из Минеи).


  • 19. Как пони­мать ука­за­ние Типи­ко­на «по поли­е­леи пса­лом избранный»?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Избран­ный пса­лом – под­бор­ка из сти­хов Псал­ти­ри и частич­но из биб­лей­ских пес­ней, пред­на­зна­чен­ная для испол­не­ния после поли­е­лея (т. е. после пения псал­мов 134 и 135, ины­ми сло­ва­ми пес­но­пе­ние «Хва­ли­те имя Гос­подне») и про­слав­ля­ю­щая празд­ник или память свя­то­го. Най­ти сти­хи избран­но­го псал­ма мож­но в Ирмо­ло­гии. Они рас­пре­де­ле­ны по кон­крет­ным празд­ни­кам (Рож­де­ство Бого­ро­ди­цы, Сре­те­ние Гос­подне, Рож­де­ство Пред­те­че­во и т.п.) либо по чину свя­тых (апо­сто­лам, свя­ти­те­лям, пре­по­доб­ным и т.п.).
    Сти­хи избран­но­го псал­ма про­из­но­сят­ся в соче­та­нии с пени­ем вели­ча­ния. По Уста­ву пса­лом дол­жен про­чи­ты­вать­ся пол­но­стью, на прак­ти­ке чаще все­го огра­ни­чи­ва­ют­ся дву­мя-тре­мя стихами.
    Пес­но­пе­ние «Ангель­ский собор» поет­ся так­же после поли­е­лея, но толь­ко в вос­крес­ные дни. Если в этот день празд­ну­ет­ся память свя­то­го, кото­ро­му поло­жен поли­е­лей, то перед пес­но­пе­ни­ем «Ангель­ский собор» поет­ся вели­ча­ние и чита­ют­ся избран­ные псалмы.

  • 20. Что озна­ча­ет ука­за­ние Типи­ко­на «На 9‑й пес­ни поем, честнейшую»?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Чест­ней­шая» – так Устав назы­ва­ет песнь Бого­ро­ди­це «Вели­чит душа моя Гос­по­да» (по пер­во­му сло­ву при­пе­ва). Эта песнь явля­ет­ся состав­ля­ю­щей 9‑й пес­ни кано­на и поет­ся в самом нача­ле пес­ни, т.е. перед ирмосом.
    Устав опре­де­ля­ет так­же слу­чаи, когда «Чест­ней­шая» не поет­ся, напри­мер, на дву­на­де­ся­тые празд­ни­ки, посколь­ку они содер­жат соб­ствен­ные при­пе­вы Бого­ро­ди­це. «Чест­ней­шая» так­же не поет­ся в пери­од, начи­ная с Лаза­ре­вой суб­бо­ты до Неде­ли Фоми­ны (сле­ду­ю­щее вос­кре­се­нье после Пас­хи) и в вос­крес­ные дни пери­о­да попраздн­ства Пас­хи, кро­ме Неде­ли свя­тых отец, а так­же еще в ряде слу­ча­ев, ука­зан­ных в гла­ве 20 Типи­ко­на.


  • 21. Когда в Типи­коне гово­рит­ся «и во вся тяж­кая», что име­ет­ся в виду?





    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Во вся тяж­кая» озна­ча­ет «(зво­нить) во все коло­ко­ла». При­мер: При часе 7‑м дне, уда­ря­ет в вели­кий кам­пан, и во вся тяж­кая: и собрав­шим­ся во храм, начи­на­ем вечер­ню, по обычаю.


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 54%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки