Аллилуиарий

Аллилуиа́рий (греч. άλληλουιαριον от «алли­луйя») – стихи псал­мов (в редких слу­чаях – биб­лей­ских песней), про­из­но­си­мые и вос­пе­ва­е­мые на литур­гии после чтения Апо­стола в сопро­вож­де­нии пения «алли­луйя».

Пер­во­на­чально алли­лу­и­а­рий, кроме слова «алли­луия», содер­жал только один стих псалма, впо­след­ствии появи­лись алли­лу­и­а­рии с двумя или тремя сти­хами. В отли­чие от про­киме­нов, полные тексты псал­мов в алли­лу­и­а­рии нико­гда не вхо­дили.

Как пра­вило, алли­лу­и­а­рии состоят из стихов, кото­рые берутся из одного и того же псалма; нередко это – началь­ный стих и харак­тер­ный стих из сере­дины псалма, иногда в про­ти­во­по­лож­ном порядке (как и у про­киме­нов). Напри­мер, на цер­ков­ное Ново­ле­тие сна­чала про­из­но­сится ввод­ный стих псалма 64, затем – из его заклю­чи­тель­ной части (соот­вет­ственно «Тебе подо­бает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воз­дастся молитва во Иеру­са­лиме» и «Бла­го­сло­виши венец лета бла­го­сти Твоея»). Иногда стихи алли­лу­и­а­рия берутся из разных псал­мов (напри­мер, в сырную суб­боту чита­ются Пс.91:14 и Пс.96:12). При­меры нали­чия у алли­лу­и­а­рия трех стихов доста­точно редки (литур­гия Вели­кого Чет­верга, вечерня Вели­кой Пят­ницы, утреня Вели­кой Суб­боты). В исклю­чи­тель­ных слу­чаях стихи для алли­лу­и­а­рия берутся не из псалма, а из биб­лей­ских песней: на Сре­те­ние Гос­подне из Лк.2:29, 32 и на Рож­де­ство свя­того Иоанна Пред­течи из Лк.1:68, 76.

По Уставу на литур­гии во время испол­не­ния алли­лу­и­а­рия диакон совер­шает каж­де­ние алтаря и ико­но­стаса; это каж­де­ние пред­ва­ряет чтение Еван­ге­лия. На прак­тике сейчас это каж­де­ние совер­ша­ется во время чтения Апо­стола.

Алли­лу­и­а­рий поется в сле­ду­ю­щих служ­бах:

  1. на полных литур­гиях в тече­ние года (за исклю­че­нием литур­гии Вели­кой суб­боты, на кото­рой он заме­ня­ется пением «Вос­кресни, Боже, суди земли…» со сти­хами Пс.81);
  2. на литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров в случае поли­е­лей­ного или хра­мо­вого празд­ника;
  3. на вечер­нях Вели­кой Пят­ницы, а также нака­нуне Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния, когда вели­кая вечерня совер­ша­ется отдельно от литур­гии (если сам празд­ник в вос­кре­се­нье или поне­дель­ник);
  4. утреня Вели­кой суб­боты;
  5. в тех чино­по­сле­до­ва­ниях и част­ных бого­слу­же­ниях, в кото­рых пола­га­ется чтение Апо­стола и Еван­ге­лия: вели­кое и малое освя­ще­ние воды, таин­ства Кре­ще­ния и Миро­по­ма­за­ния, Брака, Еле­освя­ще­ния, чины погре­бе­ния.

Цитаты об алли­лу­и­а­рии

«Счи­та­ясь свя­щен­нее Апо­стола, Еван­ге­лие должно иметь пред собою и пре­вос­ход­ней­шее под­го­тов­ле­ние. Если на утрене таким под­го­тов­ле­нием к нему служит про­ки­мен, то на литур­гии, где послед­ний пред­ше­ствует Апо­столу, Еван­ге­лие должно исит пред собою что-нибудь более исклю­чи­тель­ное. Таки и явля­ется поло­жен­ная перд литур­гий­ным Еван­ге­лием песнь алли­луиа.
По Апо­ка­лип­сису, это будет небес­ная песнь веч­но­сти. Кроме «аминь», это един­ствен­ное еврей­ское выра­же­ние, кото­рого не дерз­нула кос­нуться рука пере­вод­чика, оста­вив его и в тех звуках, в кото­рых оно вдох­нов­лено Богом; от него веет поэтому духом глос­со­ла­ли­че­ской (Вступ. гл., 41; ср. 34 и д.) таин­ствен­но­сти, вызы­ва­ю­щей при­ме­не­ние его, напри­мер, при таин­стве кре­ще­ния (подобно Кирие еле­и­сон при свя­щен­стве). Служа при­пе­вом самых радост­ных (у евреев – пас­халь­ных) псал­мов в Библии, алли­луиа высту­пает в каче­стве почти неиз­мен­ного при­пева псал­мов в нашем бого­слу­же­нии, но это почти един­ствен­ное место (другое – на вели­ко­пост­ной и заупо­кой­ной утрене), где оно высту­пает в каче­стве само­сто­я­тель­ной песни, име­ю­щей, наобо­рот, при себе при­певы, назы­ва­е­мые алли­лу­и­а­ри­ями (άλληλουιάριον); это псал­ми­че­ские стихи, име­ю­щие отно­ше­ние к вос­по­ми­на­нию дня, кото­рых обычно поло­жено два для трое­крат­ного пения алли­луиа (каждый раз по трижды) (три стиха только в Страст­ную суб­боту). Стихи, как и в про­кимне, берутся из одного псалма, часто сосед­ние».
Михаил Ска­бал­ла­но­вич. Тол­ко­вый Типи­кон

«Алли­лу­а­рием назы­ва­ется также стих, или точнее стихи псал­мов, взятые с той же целью, что и про­ки­мен, для пред­ва­ре­ния чтения из свя­щен­ных книг. Раз­ница только в том, что стихи псал­мов, состав­ля­ю­щих про­кимны, пред­ва­рят или вет­хо­за­вет­ные чтения (пари­мии), или ново­за­вет­ные (Апо­стол и Еван­ге­лие) на вечерне, утрени или на часах. Алли­лу­а­рий же поется только на литур­гии и он только тогда пред­ва­ряет собой еван­гель­ское чтение, когда перед ним было чтение Апо­стола. Это стих псалма с пре­ры­ва­ю­щим его алли­луйя (откуда и назва­ние), кото­рый свя­зы­вает чтение Апо­стола с чте­нием Еван­ге­лия».

архи­манд­рит Киприан Керн. «Литур­гика. Гим­но­гра­фия и эор­то­ло­гия».

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки