Аллилуиарий

Литература по теме

Аллилуиа́рий (греч. ἀλληλουϊάριον от ἀλληλούϊα «аллилуйя») – стихи псалмов (в редких случаях – библейских песней), произносимые и воспеваемые на литургии после чтения Апостола в сопровождении пения «аллилуйя».

Понятие об аллилуарии

Первоначально аллилуиарий, кроме слова «аллилуия», содержал только один стих псалма, впоследствии появились аллилуиарии с двумя или тремя стихами. В отличие от прокименов, полные тексты псалмов в аллилуиарии никогда не входили.

Как правило, аллилуиарии состоят из стихов, которые берутся из одного и того же псалма; нередко это – начальный стих и характерный стих из середины псалма, иногда в противоположном порядке (как и у прокименов). Например, на церковное Новолетие сначала произносится вводный стих псалма 64, затем – из его заключительной части (соответственно «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме» и «Благословиши венец лета благости Твоея»). Иногда стихи аллилуиария берутся из разных псалмов (например, в сырную субботу читаются Пс.91:14 и Пс.96:12).

Примеры наличия у аллилуиария трех стихов достаточно редки (литургия Великого Четверга, вечерня Великой Пятницы, утреня Великой Субботы). В исключительных случаях стихи для аллилуиария берутся не из псалма, а из библейских песней: на Сретение Господне из Лк.2:29, 32 и на Рождество святого Иоанна Предтечи из Лк.1:68, 76.

dsc 6642 1 kopiya – Аллилуиарий
Ольга Черкунова. Божественная Литургия в храме Казанской иконы Божией Матери (Волгоград)

По Уставу на литургии во время исполнения аллилуиария диакон совершает каждение алтаря и иконостаса; это каждение предваряет чтение Евангелия. На практике сейчас это каждение совершается во время чтения Апостола.

Богослужебное употребление

Аллилуиарий поется в следующих службах:

1. на полных литургиях в течение года (за исключением литургии Великой субботы, на которой он заменяется пением «Воскресни, Боже, суди земли…» со стихами Пс.81);
2. на литургии Преждеосвященных Даров в случае полиелейного или храмового праздника;
3. на вечернях Великой Пятницы, а также накануне Рождества Христова и Богоявления, когда великая вечерня совершается отдельно от литургии (если сам праздник в воскресенье или понедельник);
4. утреня Великой субботы;
5. в тех чинопоследованиях и частных богослужениях, в которых полагается чтение Апостола и Евангелия: великое и малое освящение воды, таинства Крещения и Миропомазания, Брака, Елеосвящения, чины погребения.

Как читается аллилуиарий на практике?

Аллилуиарий читает тот же чтец, что и Апостол. Если положен один прокимен, то поется один аллилуиарий. В этом случае схема чтения будет такая:

Диакон: «Премудрость».
Чтец: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».
Хор: «Аллилуиа» (3 раза).
Чтец: 1-й стих аллилуиария.
Хор: «Аллилуиа».
Чтец: 2-й стих аллилуиария.
Хор: «Аллилуиа» (3 раза).

При этом глас аллилуиария, хотя он обозначен в богослужебных книгах, как правило не говорится, так как хор не имеет практики петь «Аллилуиа» по гласам (обычно поют «авторские» аллилуиарии по усмотрению регента).

Если положены два или три апостольских чтения, то зачастую в таких случаях бывает и два аллилуиария. Схема их чтения соответствует схеме прокимнов: два стиха берем из 1-го аллилуиария и один из 2-го. То, что надо читать именно так, а не просто брать по одному стиху из каждого аллилуиария, подтверждается схемой в те дни, когда в Месяцеслове положены два праздника и у каждого свой прокимен (см. 1 сентября, 26 октября, 27 ноября, 1 августа). Получается такая схема:

Диакон: «Премудрость».
Чтец: «Аллилуиа» (3 раза) и сразу 1-й стих 1-го аллилуиария.
Хор: «Аллилуиа» (3 раза).
Чтец: 2-й стих 1-го аллилуиария.
Хор: «Аллилуиа» (3 раза).
Чтец: 1-й стих 2-го аллилуиария.
Хор: «Аллилуиа» (3 раза).

Как видно из схемы, главная «трудность» – произнесение чтецом 1-го стиха аллилуиария сразу после возгласа диакона и прежде пения хора (фактически сразу после того, как чтец закончит чтение заключительного апостольского зачала). Это означает, что времени на «поиск» 1-го стиха «Аллилуиа» практически нет. Чтобы не было паузы, рекомендуется чтецу или заранее выучить начальный стих аллилуиария наизусть (предпочтительнее), или выписать его на отдельный листик (или же на этот лист выписать все три стиха аллилуиария), который вложить в саму книгу Апостол туда, где находится заключительное чтение (менее предпочтительный вариант из-за вероятности потери записки, но для начинающих вполне приемлемый).

Две трудности с текстами аллилуария

При чтении аллилуария после Апостола возможны две практические трудности: 1) неполные стихи; 2) отсутствие второго стиха. Рассмотрим каждую из них по отдельности (в реальности могут встречаться вместе в рамках одного случая, например в службе свт. Николая Чудотворца 6 декабря, см. ниже, где только один стих и тот – неполный).

01 – Аллилуиарий

1. Неполные стихи аллилуариев (и прокимнов) встречаются достаточно часто в службах святых (в Месяцеслове). Признак неполноты стиха – наличие двоеточия в тексте Апостола, которое в церковнославянском языке выполняет функцию многоточия. Почему в Месяцеслове много неполных стихов? Здесь 3 возможные причины:

1) желание сэкономить место (в средние века книги были дорогими);
2) расчет на опытного чтеца, знающего продолжение наизусть (для профессиональных псаломщиков это было нормой);
3) часть общей тенденции в богослужебных книгах, когда некое правило только первый раз пишется подробно, затем уже предполагается известным (потому в первой в году службе святого данного лика стих часто печатается целиком, а далее – в сокращенном виде).

Как действовать в таких случаях? Разумеется, нужно читать полный текст стиха; озвучивание части стиха будет своего рода «халтурой». Чтобы найти полную версию стиха, надо посмотреть в одном из двух мест: или в службах общих святым (см. особое приложение в Богослужебном Апостоле), или в сентябре (так как сентябрь – первый месяц церковного года, то здесь стихи, как правило, пишутся целиком). Например, для службы святителя Николая Чудотворца полная версия 1-го стиха аллилуария обнаруживается 3 сентября: «Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются». Еще один пример: в службе преподобного Илариона Великого 21 октября 1-й стих аллилуария «Блажен муж бояйся Господа…»; полную версию («Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело») найдем 1 сентября (преподобного Симеона Столпника) или в общей службе преподобных.

Аналогичным образом поступаем, если встретится неполный стих прокимна.

Важно иметь в виду два уточняющих обстоятельства:

1) прокимны и аллилуарии – разные виды песнопений, потому стихи аллилуария нужно искать не по прокимну, а по самому аллилуарию (например, если взять службу свт. Николая Чудотворца, то его прокимен встречается 2 сентября, а аллилуарий – 3 сентября);
2) в очень редких случаях стих оказывается уникальным и его полная версия в Апостоле не обнаруживается; в этом случае нужно искать его по Псалтири (удобнее воспользоваться электронной версией). Примером такого случая является 2-й стих сырной субботы «Веселитеся, праведнии, о Господе…», полная версия которого находится в Пс.96:12: «Веселитеся, праведнии, о Господе и исповедайте память Святыни Его» (впрочем, этот пример – единственный; другого такого случая вспомнить не можем).

2. Отсутствие второго стиха. В Месяцеслове достаточно часто указывается только один стих. Причины этого явления две:

1) более древняя традиция предполагала пение только одного стиха на «Аллилуиа»; удвоение аллилуариев – позднейшее явление;
2) так как в большинстве случаев поется в службе прокимен и аллилуарий дня, то достаточно одного стиха аллилуария святому.

Но всё-таки второй стих иногда оказывается необходим; это бывает или в субботу (когда аллилуарий святого предваряет и потому берутся два аллилуария святому и только один – дневной субботний); или в случае бденного праздника (частным случаем которого является храмовый праздник святого). Что делать в этом случае? «Рецепт» тот же, что и выше: или ищем аллилуарий в сентябре, или в приложении «прокимени, Апостоли, аллилуиаре и причастни общи святым…». Например, в уже разобранном выше богослужении 6 декабря 1-й стих службы святителя «Священницы Твои…» находится 3 сентября, из этой же службы уместно взять и 2-й стих: «Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело». Другой пример: в службе 12 октября встречаем только один аллилуарий «Воззваша праведнии…» (см. ниже).

02 – Аллилуиарий

Внимательный поиск приводит нас в 7 сентября, где находим «пару» нашему стиху аллилуария «Многи скорби праведным…»

03 – Аллилуиарий

Но еще больший успех ожидает нас, если мы обратимся к общему приложению, где найдем не только полную версию 2-го стиха, но даже полную версию 1-го стиха аллилуария (тогда как в Месяцеслове в обоих случаях 1-й стих преставлен в сокращенной форме и это, к сожалению, не выделяется двоеточием, но используется точка, так что можно подумать, будто мы имеем полную версию стиха).

04 – Аллилуиарий

Последний пример убеждает нас, что сложно априори определить, какой из двух источников восполнения аллилуария: начало Месяцеслова или общее приложение – окажется более полезным; в сложных случаях имеет смысл посмотреть в обоих местах.

К сожалению, бывают случаи, когда ни один из методов поиска второго стиха аллилуария не приводит нас к успеху. Например, в службе мученицам и преподобным достаточно часто указывается стих: «Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою». Внимательные поиски «пары» не приводят к положительному результату: везде в Апостоле (и в Типиконе) печатается только этот один стих аллилуария. Что делать в этом случае? Общего решения нет, можно рекомендовать один из двух вариантов:

а) в новейшей «Минее общей новомученикам и исповедникам Российским» предложено разделить указанный стих на две части: «Терпя потерпех Господа, и внят ми» и «И услыша молитву мою»;
б) так как исходный стих – начальный стих Псалма 39, можно самостоятельно подобрать другой стих из этого же псалма.

Например, в службе преподобной жене (11 сентября) гармонично будет выглядеть 2-й стих этого же псалма: «И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя»; для службы мученице (например, вмц. Варвары 4 декабря) больше подойдет стих 15: «Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою изъяти ю».

Цитаты об аллилуиарии

«Считаясь священнее Апостола, Евангелие должно иметь пред собою и превосходнейшее подготовление. Если на утрене таким подготовлением к нему служит прокимен, то на литургии, где последний предшествует Апостолу, Евангелие должно иметь пред собою что-нибудь более исключительное. Таким и является положенная пред литургийным Евангелием песнь аллилуиа.
По Апокалипсису, это будет небесная песнь вечности. Кроме «аминь», это единственное еврейское выражение, которого не дерзнула коснуться рука переводчика, оставив его и в тех звуках, в которых оно вдохновлено Богом; от него веет поэтому духом глоссолалической (Вступ. гл., 41; ср. 34 и д.) таинственности, вызывающей применение его, например, при таинстве крещения (подобно Кирие елеисон при священстве). Служа припевом самых радостных (у евреев – пасхальных) псалмов в Библии, аллилуиа выступает в качестве почти неизменного припева псалмов в нашем богослужении, но это почти единственное место (другое – на великопостной и заупокойной утрене), где оно выступает в качестве самостоятельной песни, имеющей, наоборот, при себе припевы, называемые аллилуиариями (ἀλληλουϊάριον); это псалмические стихи, имеющие отношение к воспоминанию дня, которых обычно положено два для троекратного пения аллилуиа (каждый раз по трижды) (три стиха только в Страстную субботу). Стихи, как и в прокимне, берутся из одного псалма, часто соседние».
Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

«Аллилуарием называется также стих, или точнее стихи псалмов, взятые с той же целью, что и прокимен, для предварения чтения из священных книг. Разница только в том, что стихи псалмов, составляющих прокимны, предваряют или ветхозаветные чтения (паримии), или новозаветные (Апостол и Евангелие) на вечерне, утрени или на часах. Аллилуарий же поется только на литургии и он только тогда предваряет собой евангельское чтение, когда перед ним было чтение Апостола. Это стих псалма с прерывающим его аллилуйя (откуда и название), который связывает чтение Апостола с чтением Евангелия».
архимандрит Киприан Керн. «Литургика. Гимнография и эортология».

Комментировать

Загрузка формы комментариев...