Алли­лу­и­а­рий

***

Аллилуиа́рий (греч. άλληλουιαριον от «алли­луйя») – стихи псал­мов, про­из­но­си­мые и вос­пе­ва­е­мые на литур­гии после чтения Апо­стола в сопро­вож­де­нии пения «алли­луйя».

«Счи­та­ясь свя­щен­нее Апо­стола, Еван­ге­лие должно иметь пред собою и пре­вос­ход­ней­шее под­го­тов­ле­ние. Если на утрене таким под­го­тов­ле­нием к нему служит про­ки­мен, то на литур­гии, где послед­ний пред­ше­ствует Апо­столу, Еван­ге­лие должно иметь пред собою что-нибудь более исклю­чи­тель­ное. Таким и явля­ется поло­жен­ная пред литур­гий­ным Еван­ге­лием песнь алли­луиа.

По Апо­ка­лип­сису, это будет небес­ная песнь веч­но­сти. Кроме «аминь», это един­ствен­ное еврей­ское выра­же­ние, кото­рого не дерз­нула кос­нуться рука пере­вод­чика, оста­вив его и в тех звуках, в кото­рых оно вдох­нов­лено Богом; от него веет поэтому духом глос­со­ла­ли­че­ской (Вступ. гл., 41; ср. 34 и д.) таин­ствен­но­сти, вызы­ва­ю­щей при­ме­не­ние его, напри­мер, при таин­стве кре­ще­ния (подобно Кирие еле­и­сон при свя­щен­стве). Служа при­пе­вом самых радост­ных (у евреев – пас­халь­ных) псал­мов в Библии, алли­луиа высту­пает в каче­стве почти неиз­мен­ного при­пева псал­мов в нашем бого­слу­же­нии, но это почти един­ствен­ное место (другое – на вели­ко­пост­ной и заупо­кой­ной утрене), где оно высту­пает в каче­стве само­сто­я­тель­ной песни, име­ю­щей, наобо­рот, при себе при­певы, назы­ва­е­мые алли­лу­и­а­ри­ями (άλληλουιάριον); это псал­ми­че­ские стихи, име­ю­щие отно­ше­ние к вос­по­ми­на­нию дня, кото­рых обычно поло­жено два для трое­крат­ного пения алли­луиа (каждый раз по трижды) (три стиха только в Страст­ную суб­боту). Стихи, как и в про­кимне, берутся из одного псалма, часто сосед­ние».
Михаил Ска­бал­ла­но­вич. Тол­ко­вый Типи­кон

«Алли­лу­а­рием назы­ва­ется также стих, или точнее стихи псал­мов, взятые с той же целью, что и про­ки­мен, для пред­ва­ре­ния чтения из свя­щен­ных книг. Раз­ница только в том, что стихи псал­мов, состав­ля­ю­щих про­кимны, пред­ва­рят или вет­хо­за­вет­ные чтения (пари­мии), или ново­за­вет­ные (Апо­стол и Еван­ге­лие) на вечерне, утрени или на часах. Алли­лу­а­рий же поется только на литур­гии и он только тогда пред­ва­ряет собой еван­гель­ское чтение, когда перед ним было чтение Апо­стола. Это стих псалма с пре­ры­ва­ю­щим его алли­луйя (откуда и назва­ние), кото­рый свя­зы­вает чтение Апо­стола с чте­нием Еван­ге­лия».
Киприан Керн. Литур­гика. Гим­но­гра­фия и эор­то­ло­гия

***

Cм. ЛИТУР­ГИКА, ГИМ­НО­ГРА­ФИЯ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки