4 Ответа
В Ветхом Завете содержится запрет на изображение ложных богов и служение им (Исх. 20:4-5). Разбирая этот вопрос, Восточные Патриархи писали следующее:
«Читая Божественное Писание, мы исследуем время, лицо, примеры и причину. Поэтому, когда мы видим, что Сам Бог в одно время говорит: "Не делай себе никакого кумира или изображения; не поклоняйся им и не служи им" (Исх.20:4,5), а в другой [момент] повелевает сделать Херувимов (Исх. 25:18), и еще, что волы и львы были поставлены в храме (3Цар. 7:29), мы не пытаемся упорно перетолковать эти места Писания, ибо в упорстве нет веры. Но, как было сказано, соображаясь с поводом и другими обстоятельствами, мы приходим к правильному пониманию. И мы делаем вывод, что "не сотвори себе никакого кумира или изображения", то же означает, что сказать: "Вы не должны поклоняться чужим богам", или точнее: "Вы не должны совершать идолопоклонства". Таким образом, и содержимый Церковью от времен апостольских обычай поклоняться святым иконам, и истинное служение, подобающее одному Богу (λατρεία), останутся неприкосновенными, и Бог не будет представляться говорящим вопреки Самому Себе. Поскольку если Писание говорит [в абсолютном смысле]: "не делай", "не поклоняйся", то мы бы не смогли видеть того, чтобы Бог впоследствии позволил делать изображения, хотя бы и не для поклонения. Итак, поскольку заповедь относится только к идолопоклонству, мы видим и змей, и львов, и быков, и херувимов, которых делали и которых почитали, видим и образы, и подобия, в которых являлись ангелы и которым поклонялись».
- Послание восточных патриархов, вопрос 4.
Таким образом, переносить ветхозаветный запрет идолопоклонства, которое Библия определяет, как служение твари вместо Творца (см. Рим.1:25), на почитание святых икон, совершенно неправильно.
В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (Ч. 3, вопр. 55) дается ряд важных отличий иконопочитания от идолопоклонства:
• идолы вымышлены людьми, а первообразы христианских изображений реальны;
• православные христиане не поклоняются иконам, как Богу; есть четкое различие между почитанием (προσκύνησις) и служением (λατρεία), которое подобает одному Богу;
• почитая иконы, верующие не поклоняются краскам или дереву, но тем святым, которые изображены на иконах, представляя в своем уме присутствие их так, как бы они были перед глазами.
Библия не содержит принципиального и безусловного запрета на изготовление священных изображений и их почитание. Изображения, по требованию Божьему, создавались и во времена Ветхого Завета, например, изображение херувимов на крышке ковчега, на завесе скинии. Более того, во времена Ветхого Завета, при Моисее, по слову Божьему была создана прообразовательная икона Христа - медный змий (Ин.3:14).
Говоря о 2-й Заповеди Декалога: "Не сотвори себе кумира и никакого изображения, не поклоняйся им и не служи им" необходимо вспомнить значение слова «кумир» – это скульптурное изображение языческого божества. Для нас это слово стало иметь более широкий смысл – предмет обожания.
Эта заповедь была дана в Ветхом Завете в противовес языческим идолам и подчёркивала, что Бог неописуем, неизобразим. Мы же живём уже во времена Нового Завета, когда Боговоплощение открыло возможность иконопочитания. Бог стал человеком (вочеловечился) и это позволяет нам его изображать в образе человека.
Подробнее: Иконопочитание.
В Ветхом Завете запрещено было делать идолов - изображения Бога. Это было необходимо по разным причинам: чтобы научить израильтян поклоняться в "духе и истине", чтобы исключить магическую практику воздействия на идола. Самая же главная причина запрета - неизобразимость Бога, тот факт, что Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18)
В Новом Завете, после воплощения Бога Слова стало возможным изображать человеческую природу Христа. Потому икона как атрибут богопочитания становится возможной только в Новом Завете.
Кстати, изображения Бога Отца запрещены до сих пор, это - постановление Большого Московского собора 1667 г. Именно потому, что Бога Отца никто никогда не видел. Так что в отношении Бога Отца ветхозаветное запрещение сохраняется (те образы Бога Отца в виде Пантократора или седовласого Старца, которые есть в наших храмах - неканонические). Подробнее об изображении Бога Отца я всем рекомендую прочитать в замечательной книге Л. Успенского