3 Ответа
Прежде всего, надо сразу сказать, что представление о том, что "грех бывает вынужденной мерой" - глубоко ложное. Грех всегда противен Богу и нельзя сделать добро, совершив что-то злое. Это исключено. Другое дело, что бывают ситуации, когда то, что в обычных обстоятельствах было бы грехом, в некоторых случаях и при определенных условиях - имеет только видимость греха, но не является грехом по сути.
Так, в случае смертельной опасности, человек может взять что-то чужое, если это реально ему необходимо для спасения жизни (при том, что нет законных способов поступить иначе) и это не будет считаться грехом.
Что касается «вынужденной лжи», то надо понимать, что ложь - это грех по роду, то есть при любом раскладе, вопрос лишь в степени тяжести. Блаженный Августин считал абсолютно любую ложь греховной и аргументировал это тем, что доброй цели недопустимо служить аморальными средствами. Он показывает к чему ведет порочная логика оправдания грехов благими намерениями:
Если мы допустим такое правило, т. е. что в каждом худом деле надобно иметь в виду не то, что делается, а то, для чего делается, тогда почему не делать всякого худого дела ради ожидаемого добра, если ради этого добра и худые дела уже не будут худыми? Тогда можно будет рассуждать так: будем воровать у богатых, чтобы иметь, что дать бедным; будем за деньги давать ложные свидетельства, особенно если от этого невинные не потерпят вреда, а виновные освободятся от суда, и таким образом получится двойная польза, ― и деньги приобретутся, на которые можно будет питать бедных, и вследствие того, что мы обманем судью, виновный избегнет наказания. Отчего также нам не уничтожат подлинных завещаний и не заменят их подложными, чтобы имение досталось не недостойным людям, которые на полученные средства не сделают ничего доброго, но таким, которые будут питать голодных, одевать нагих, принимать странников, строить церкви? <...> Апостол говорит: не представляйте уды ваша оружие неправды греху (Рим.6:13). Итак, если ни руки, ни другие члены мы не должны употреблять для постыдных дел, то почему же язык, уста, орган голоса, мы решимся сделать орудием греховной лжи?
У нас всегда есть выбор не совершить греха. Другое дело, что этот выбор может быть сопряжен с большими потерями, вплоть до того, что мы можем потерять жизнь, не согласившись лгать.
Таким образом, грех никогда не заслуживает того, чтобы его совершать, впрочем не всякое дело, по видимому греховное, будет греховным по сути.
Вообще принято считать, что лгать нельзя ни в коем случае. Но лично я совершенно не представляю себе, как в некоторых ситуациях можно воздержаться от лжи и при этом не совершить зла. Можно попытаться придумать примеры... Ну, скажем:
Партизан спасается от преследующих его нацистов. Вы видели, куда он побежал. Что вы ответите нацистам? "Я знаю, но не скажу"? Тогда они все равно с помощью пыток узнают у вас всё. Чтобы не погубить партизана, вам придется солгать, что вы его не видели.
Или: жена вашего друга спрашивает вас, известно ли вам что-нибудь о неверности ее мужа? А вы знаете, что он как-то раз изменил ей под пьяную лавочку, но сразу раскаялся в этом и прекратил все отношения с другой женщиной. Ответите правду? Или просто скажете: "Не спрашивай меня об этом, я не стану отвечать"? Этим вы разрушите хорошую семью. Придется солгать. И так далее.
В общем, даже не знаю... Я считаю, что нравственность не может быть оторванной от реальности.
В условиях крайней необходимости украсть, чтобы спасти чью-то жизнь (только не за счет другой жизни), я уверен, можно. Бог не зачтет этого в грех. Христианство - это дух, а не сухая буква.
С уважением,
Ангелина, мне удавалось видеть такую ситуацию, когда маньяк бежал за жертвой и потеряв её искал и спрашивал прохожих - «Вы не видели , куда она побежала». Представьте себя на месте жертвы и на месте того, кто сейчас даст ответ.
Солгать именно в этой ситуации - спасти жизнь, а следует, что это не грех. Другое дело, если вы лжёте, чтобы спасти только себя.
К примеру:
Накурили в помещении, полиция к вам подошла, а вы говорите: «Это не я».
Припарковались не там, зная, что это место запрещено, к вам подошёл сотрудник, а вы говорите, что не заметили - враньё.
А за каждое враньё придётся ответить.
с уважением,