Здравствуйте,
Не так давно начал воцерковляться и сразу начал искать ответы на разные вопросы, в основном касаемо того, что грех, а что нет. Встал вопрос касаемо игральных карт. Как я понял после некоторого изучения все строится вокруг значения игральных мастей и некоторых понятий (по типу козырь итп) и того, что все это хулит Христа и Его страдания. То есть по факту богохульство и страшный смертный грех, причем крайне распространенный, что на совсем другом уровне, чем любой азарт, воровство и другие грехи, приписываемые картам.
В интернете есть огромное огромное множество статей и видео на эту тему (например это видео и эта статья) почти во всех них грозно говорится о том, что это смертный грех и любой человек, который хоть раз играл в карты автоматом идет в геенну огненную навечно как богохульник (по моим поискам эти заявления в основном связаны с статьей Кузнецова В. П. «История и развитие формы креста» 1997 г. И некоторым отдельным высказываниям священников и газетных статей).
Я читал статью Валентины Киденко на Азбуке, где она опровергает это, говоря о том, что подобные заявления ничем не подтверждены и читал ответы в данном разделе, но все равно нахожусь в шоке.
У меня в голове не укладывается, почему настолько серьезная тема нигде почти не поднималась и почему все спокойно (в том числе и священство и, кажется вроде канонизированный Николай 2) в карты в 19 и 20 веке. Неужели все эти люди в аду? Ведь незнание не является оправданием? Неужели это действительно настолько серьезный заговор сил сатаны? А если нет, то почему такое огромное количество людей верит в эту байку как неопровержимый факт, соотнося это на один уровень с канонами и заповедями? Помогите разобраться, вопрос в буквальном смысле не дает покоя 😥 и простите если вышло слишком много текста.
5 Ответов
Нет, это не богохульство. Теория, связывающая масти игральных карт с орудиями страданий Христа не имеет серьезных исторических подтверждений. Никто из православных святых, при обсуждении темы игры в карты, не использовал в качестве аргумента против такой игры ссылку на богохульный характер изображений. Согласитесь, если бы эта теория имела серьезные основания, такая ссылка была бы очень уместна.
А если нет, то почему такое огромное количество людей верит в эту байку как неопровержимый факт, соотнося это на один уровень с канонами и заповедями?
Михаил, многие люди массово верят во всякую чепуху, что здесь удивительного? Начиная от примитивных суеверий и заканчивая верой в греховность прививок или принятия электронных документов. И материалов в интернете в подтверждение можно найти много. Не так много людей обладает критическим мышлением и хорошим знанием основ Православия. Убедительность теории должна определяться не по степени ее распространенности, а по аргументации, которая приводится в ее подтверждение. Если аргументация слабая, то какая разница сколько людей верит в теорию?
Завершу ответ цитатой доктора богословия протоиерея Николая Стеллецкого:
Карточная игра, по словам Шлейермахера, «всегда есть признак несовершенной, низшей степени общественной жизни». Не возражая по существу против этого, мы, тем не менее, полагаем, что эта игра сама по себе не может быть названа безнравственной, и вопрос о том, может ли и в какой мере может участвовать в этом развлечении то или другое лицо, по нашему убеждению, должен быть решаем только в духе известного апостольского наставления (1Кор. 6:12; 10:23), т.е. индивидуально. Кто играет в карты лишь ради развлечения в свободное от занятий время, т.е. ради того, чтобы во время отдыха, после серьезной умственной работы, заняться в кругу добрых знакомых чем-либо более легким, но, однако же, таким, что требует некоторого соображения и искусства, тот может позволить себе это удовольствие, для него карточная игра не грех. Но кто играет в карты с недостойной христианина целью – неправедно воспользоваться чужим добром с явным ущербом для своего и других здоровья и материального благосостояния, с предосудительным желанием как-нибудь убить дорогое для него время, или кто увлекается игрою настолько, что проводит за нею все почти время, назначенное для серьезных занятий, тому играть в карты грешно, его игра уже носит совершенно преступный характер – азартной игры. Церковь всегда осуждала такие игры.
Карточная игра прямо запрещена канонами Церкви:
Никто из мирян и клириков впредь да не предается предосудительной игре. Аще же кто усмотрен будет творящим сие, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного (50-е Правило VI Вселенского Собора).
Вот перечень греховных последствий к чему приводят азартные игры:
- эксплуатируют человеческие страсти (сребролюбие, алчность, тщеславие);
- вызывают зависимость, закабаляют человека (выигранные деньги становятся лишь средством для новой игры);
- приводят к разорению, распаду семей;
- толкают к обману или преступлению ради получения денег в долг;
- вызывают неприязнь и зависть к выигравшему;
- убивают время, данное нам для подготовки к вечности;
- служат греховным соблазном, вовлекая новых членов (Мф.18:6);
- тесно связаны с суевериями и фатализмом, заслоняющими собой Бога;
- лишают человека внутреннего мира, вызывают агрессию;
- приводят даже к самоубийствам.
Более подробно можете почитать в статье по ссылке.
Однако утверждение, что карты прямо связаны с графическим богохульством - спорное. Есть другая теория происхождения карточных мастей.
Церковь всегда и во все века предупреждала, что азартные игры - грех. Не знаю, почему у Вас сложилось противоположное мнение. Лишь потому что проповедники не ходят по казино и по пляжам? Но они там неуместны.
Не стоит сводить вопрос карточной игры только к тому, смертный ли это грех. А что, если грех не смертный, то он становится добродетелью и можно его совершать в свое удовольствие? Я вижу множество вредных последствий от карточной игры (о чем выше и о. Евтихий написал) и ничего доброго. Вам нужен отдых после работы? Почитайте хорошую книгу или помолитесь. Не знаете, как провести без карт время в компании друзей? Значит, у Вас с ними нет общих интересов и ничто не объединяет Вас с ними на пути в Царство Небесное.
Поймите, Михаил, жизнь в Церкви требует от многого отказаться ради Бога. Все наши страсти и худые привычки чрезвычайно приятны нам, но они ведут в муку вечную. И наоборот, мало кого из нас в детстве учили евангельской добродетели, поэтому она для нас трудна и мало желанна. Но именно эта добродетель открывает нам Бога и Его действие в нас. Вот и весь выбор.
Когда Вы его всерьез осознаете, тут-то и будет повод приходить в ужас: в нас самих идет какая-то невероятная внутренняя борьба, в которой мы можем победить самих себя лишь с помощью Божией:
«Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим.7:15-25).
Многие люди верят, например, в плоскую Землю или в то, что американцы не были на Луне. Однако массовость заблуждения не является доказательством его истины, разве только эффектности.
Т.к. теория происхождения мастей не обладает серьёзными доказательствами, можно успокоиться: в картах богохульства нет. С ними проблема более в культивировании страстей, особенно азарта.
У святых отцов мы вряд ли найдём снисхождение и тем более одобрение карточной игры. Например, прп. Никодим Святогорец говорит о ней в очень резких выражениях:
...сегодня мы больше всего пренебрегаем временем, ибо современные христиане берегут и дорожат всеми прочими вещами и расстаются с ними с большим трудом. А к столь дорогому и бесценному времени относятся с крайней небрежностью. Тратят его безжалостно на всякие пустяки и дребедень, то есть на игру в кости, карты, на состязания и прочие забавы.