4 Ответа
Речь идет о шутовстве, о пошлостях, едких подколах (εὐτραπελία). Это то, чем занимаются у нас различные юмористы по телевизору. Да, ржать как конь, неприлично христианину. Священное Писание осуждает всякие непристойности и неумеренность. сам по себе смех не может быть грехом, потому что это свойство человеческой природы, которую создал Бог. А Он ничего лишнего не творил.
Смехотворство - натужное желание рассмешить других, а себя возвеличить в собственных глазах как мастера шутки, способного повеселить любого человека. Скажите, в этой картине Вы видите что-то благочестивое? Видите смирение, кротость и другие добродетели, ради которых в людей входит Святой Дух? Нет, напротив, мы видим одно лишь нелепое желание посмеяться. Это признак дерзости, которая отгоняет от человека страх Божий.
Вот что говорит о дерзости авва Дорофей:
это совершенная погибель. Ибо ничто так не отгоняет от души страх Божий, как дерзость. Посему, когда спросили авву Агафона о дерзости, он сказал: «Она подобна сильному жгучему ветру, от которого, когда он подует, все бегут, и который портит всякий плод на деревьях». Видишь ли, брат, силу сей страсти? Видишь ли лютость её? И когда его опять спросили, ужели так вредна дерзость? – он отвечал: «Нет страсти вреднее дерзости, ибо она есть мать всех страстей». Весьма хорошо и разумно сказал он, что она есть мать всех страстей, потому что она отгоняет страх Божий от души. Ибо если «страхом же Господним уклоняется всяк от зла» (Притч.15:27), то, конечно, где нет страха Божия, там всякая страсть. Бог да избавит души наши от всегубительной страсти – дерзости.
Дерзость бывает многообразна: можно быть дерзким и словом, и осязанием, и взором. От дерзости иной впадает в празднословие, говорит мирское, делает смешное и побуждает других к непристойному смеху. Дерзость и то, когда кто прикоснется другого без нужды, когда поднимет руку на кого-либо смеющегося, толкает кого-нибудь, вырвет у него что-нибудь из рук, бесстыдно смотрит на кого-нибудь: всё это делает дерзость, всё это происходит от того, что в душе нет страха Божия, и от сего человек мало-помалу приходит и в совершенное нерадение.
Иногда, правда, у святых встречался мягкий юмор. Но они шутили редко, не обидно и без всякой дерзости. Такие шутки, сказанные вовремя, в меру и со вкусом, позволяют легче принять духовное учение. Например, почитайте воспоминания об архим. Павле (Груздеве), и Вам будет понятнее, какого рода шутки и юмор уместны для христианина.
Благодарю вас.
Во всём нужна мера. Немного посмеяться без злобы иногда бывает полезно, для снятия напряжения.
Бывало, святые (не только юродивые) и подшучивали, и смеялись. Чего стоят только аформизмы прп. Амвросия Оптинского, сказанные не без доли юмора.
В Евангелии не говорится, смеялся ли Христос, что породило серию богословских споров в Средневековье. Однако ничто человеческое не было ему чуждо, можно вспомнить, что перед гробом Лазаря Спаситель прослезился. Так что, возможно, и смех в Его жизни присутствовал.
Благодарю)