5 Ответов
Похвально, что задумались об этом. Уверяю, что эта проблема решаема на 100%, сам лично прошел.
Каждый подвержен какой-либо страсти. У кого гнев, у кого лень, у кого игры, у кого блуд, у кого алкоголь, у кого зависть, у кого тщеславие и т.д.
Первый шаг к борьбе со страстью - это признание зависимости и невозможности контроля над ней, второй это желание избавиться от страсти, третий это признание бессилия в борьбе.
Обычно, страсть устраивает, живут с ней, получают в ней отдых, с ней всё равно до близких, до концовки жизни. Чтоб избавиться нужно сделать оценку важности - родители/бутылка, жена/блуд, карьера/гнев... Если нет желания и мощного повода избавиться от страсти, то ничего не поможет.
После оценки и правильного выбора можно пробовать. Самостоятельно крайне трудно избавиться, но теоретически допустимо. Сам пробовал, не получилось( Системно бороться со страстью можно с Божьей помощью, а именно в Церкви с помощью уврачевания Христом, чьё заклание и Воскресение стало залогом спасения от этого ада.
Механизм следующий:
1. Приобрести православный молитвослов и приучиться ежедневно читать утренее и вечернее правила (начинать можно понемногу).
2. Еженедельно строго посещать Литургию (можно начинать с удобного дня).
3. Приступать к регулярной исповеди, 2-3 раза в месяц (для начала вспоминать грехи детства, юности и далее прочие)
4. Привыкать к держанию постных дней (для начала один день, потом среду-пятницу, потом многодневные).
5. Регулярно Причащаться Святых Даров (дойти до 1 раза в месяц).
6. Попытаться просить прощения лично у тех, кого оскорбил, унизил своей страстью, испортил радость от жизни, найти с ними примирение (у жены, родителей, сотрудников, детей и т.п.)
Как работает. Всё в комплексе. Сначала, когда вспомните на исповеди грехи, то будет несложно. Потом поймёте, что часть грехов повторяется. После будет немного стыдно говорить о повторяющихся грехах, и этот стыд о слабости будет заставлять с грехом бороться. Например, следить чтоб не сквернословить, не переедать, или другое. Исповедь стыдит, но не лечит, и не сразу понимаешь о прощении. Но потом раз!, отшел от батюшки, и вдруг понял, что Господь простил, и начинаешь это серьезно ценить. Лечат душу соблюдение поста, молитвы и особенно Евхаристия (Причастие).
Со временем, уже месяцев через 6-8, может раньше, может позже, начинаешь замечать, что падение по страсти не прекратилось, но стало бледнее. Вроде так же часто, но не так насыщенно. Я так понимаю, что страсть это серьезное повреждение, след навсегда. Но она будет слабее и слабее, потом реже и реже, потом раз в 1 год, потом 1 раз в 2 года, и т.д.
Главное не прекращать и не расстачивать навыки всего комплекса.
Бог в помощь!
Ведите церковную жизнь (без благодати Божьей, одним личным усилием страсти победить невозможно) и изучайте опыт подвижников (см. Гнев).
Понятие "страсть гнева" может быть использовано двояко:
- как свойство души;
- как укоренившийся греховный навык.
С гневом как таковым бороться не нужно, необходимо научиться обуздывать его и применять по назначению (например, для защиты ближних от несправедливости).
Но если гнев в отношении людей стал дурной наклонностью, используется неупорядоченно и несправедливо, то над этим необходимо работать. Свт. Феофан Затворник увещевает: «...извольте побеждать свою гневливость, прозревая впереди венец мученический». Наставляя юного князя, как бороться против гнева, святитель советует: 1-й прием - «стиснув зубы молчать»; 2-й - «когда забирает, немножко удалиться, чтобы не видеть возбуждающего гнев»; 3-й - когда гнев не унимается и наговорил уже множество глупостей, «найдите веревку - толстенькую - и идите к сестре... скажите: добрая сестрица, сослужи мне службу, вот этою веревкою отдуй меня хорошенько». Человеку, привыкшему гневаться, свт. Тихон Задонский предлагает утишить себя немного и счесть, сколько дней он не сердился, если даже один или два дня, то для того, кто по нраву своему привык сердиться, это уже верный знак, что гнев убывает, и так далее, пока гнев не оставит его совсем. Прп. Исидор Пелусиот советует своему адресату предварить гнев рассудительностью, а потом говорить, если же гнев пойдет впереди рассудка, то все пойдет вверх дном. Свт. Иоанн Златоуст дает такой совет:
Когда увидишь врага или придет тебе на ум, сколько ты слышал или потерпел неприятностей, старайся забыть все это; если же и вспомнишь, приписывай это дьяволу, а сам припоминай то, что [враг] сказал или сделал тебе когда-либо доброго. Если на этом будешь останавливаться воспоминанием, то скоро прекратишь вражду. А если вознамеришься и обличить врага, и рассчитаться с ним, то наперед подави страсть и погаси гнев, а потом уже рассчитывайся и обличай: тогда легко можешь победить его.
В гневе мы не можем ни сказать, ни выслушать что-нибудь здравое, а освободившись от этой страсти, и сами не выпустим обидного слова, и не послышится нам, будто другие говорят что-нибудь такое, – потому что обыкновенно мы раздражаемся не столько от самого свойства слов, сколько оттого, что уже до этого были объяты враждой. Так часто, когда те же самые оскорбительные слова говорят нам или друзья в шутку и в веселом расположении духа, или малые дети, мы не только не чувствуем ничего неприятного и не сердимся, но еще улыбаемся и заливаемся смехом: это оттого, что мы слушаем не с расстроенным духом, не с объятой гневом душой. Стало быть, и в отношении к врагам, если ты погасишь гнев и отбросишь вражду, то никакое слово не сможет огорчить тебя
Ап. Иаков советует говорить поменьше и помедленнее, чтобы узда разума препятствовала гневным словам "вылетать" изо рта:
Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией.
Ап. Павел советует решать все конфликты до конца дня:
Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем.
Здесь он вспоминает слова Псалмопевца:
Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь.
В толковании на которые свт. Иоанн Златоуст советует:
Во время, следующее за ужином, говорит, когда ты отходишь ко сну, когда готовишься лечь на постель, когда в отсутствии всех наступает великое спокойствие, когда никто не беспокоит и бывает глубокая тишина, ты начинай суд совести, требуй от нее отчета, и какие имел в течение дня порочные помыслы, задумывая обманы, или строя козни ближнему, или допуская развратные пожелания, все это во время такого спокойствия выставь на вид, поставь совесть судиею этих порочных помыслов, истребляй их, суди, наказывай согрешающую душу.