5 Ответов
Владислав! Коль скоро вы ставите вопрос об искушениях такого рода, коль скоро осознаёте, что поддаваться им - грех, вы уже на пол-шага к тому, чтобы научиться им противостоять.
Старайтесь видеть в окружающих вас людях больше хорошего, а в себе - (не только хорошее, но) и то, что связано с вашей греховностью. Возможно, это поможет вам осознать, что вы не лучше всех, что вы также нуждаетесь в Божьей помощи, как и прочие грешники.
Владислав, питательной средой тщеславия часто является неверное сравнение. Сравнивать нужно себя с великими святыми. И тогда окажется, что и гордиться нечем: молимся совсем мало, обжорство постными продуктами считаем постом, искушениям не поддаёмся только внешне, а внутренне - в бездне греха и т.п.
Второе. Нужно взвешивать то, что мы достигли с теми возможностями, которые дал нам Бог для духовного развития. Много мы реализовали из того, что могли? Крохи...
Третье. Мы живём в падшем мире, где пока ещё (до Страшного Суда) торжествует зло. Но зло для человека не нормально, нормально добро. Какая же причина считать норму чем-то выдающимся?
И последнее. Любая наша добродетель крайне несовершенна, очень часто замешана на тщеславии, поэтому цена ей грош.
Думаю, что нужно избегать искушения себя вообще с кем-то сравнивать. Потому что каждый человек и его жизненный путь - уникальны. Сравнение со святыми может привести к унынию, с грешниками - к расслабленности и тщеславию. Мне кажется, что нужно просто идти своим путем и исполнять заповеди Божьи. Сравнивать себя с другими - пустое и бессмысленное занятие.
Несколько "остудить пыл" может память о евангельском фарисее, который как раз горделиво сравнивал себя с другими:
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.
Чтобы проникнуться духом притчи и вывести для себя урок смирения, можно почитать тексты Постной Триоди, а также толкования и проповеди на этот евангельский рассказ.