Библия говорит «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), но при этом Бог призывает обмануть человека и искусить его (3Цар.22:20-22): «И сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. [Господь] сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так». Господь посмеивается над народами: «Но Ты, Господи, посмеешься над ними; Ты посрамишь все народы.» (Пс.58:9).
Господь гневается: «Гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и доколе не выполнит намерений сердца Своего; в последующие дни вы ясно уразумеете это». (Иер.23:20). Как, если Бог есть любовь, Он может призывать обмануть кого-либо, посмеиваться над народами и гневаться?
4 Ответа
Для того, чтобы понять обороты речи, поэтические, притчевые обороты, и образы, которыми Библия дает нам Божие откровение, необходима обращаться к экзегезе (истолкованию) Писания святыми отцами.
Пояснение 3 Цар. гл. 22: 20- 22. Рассмотрим похожее параллельное место в книге Иова, где Господь позволяет сатане искусить праведника, чтобы проверить его веру. Книга Иова показывает то, как действуют нечистые духи искушая человека. Не по прямому приказанию Бога, но по попущению: «Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня». (Иов. 1: 10-12).
Подобным образом описано место про действие злого духа на царя Ахава, но для разбора этого «противоречия» нужно еще и разобраться в библейском контексте значения подобных оборотов речи, чтобы понять, что библейский язык хочет до нас донести, т. к. в тексте написано, что Сам Бог велит нечистому духу искусить царя Ахава.
В Евангелии от Матфея главе 6, стихе 13 сказано: «и не введи нас в искушение». И одновременно в Евангелии от Луки главе 22, стихе 40 сказано: «Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение». Сам Бог искушает и Сам же просит бороться с искушением? Никак. Это обычный оборот речи, используемый в Библии. Вот, к примеру, как его поясняет святой Тихон Задонский: «Бог, так как Благ, никого ко злу не искушает. В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1:13-14). Этим словом: «не введи нас во искушение», — молим Бога, чтобы Он нас от искушения мира, плоти и дьявола Своею благодатью сохранил. А хотя и впадем в искушения, о том просим, чтобы не попустил нам быть ими побежденными, но помогал бы нам их одолеть и победить. Из этого видно, что без Божией помощи мы бессильны и немощны».
(Святитель Тихон Задонский. Полное собрание сочинений. Об истинном христианстве. Книга 2. Глава 5. О молитве, или призывании Бога).
Так же стоит понимать и приведенное место с искушением Ахава.
А вот как толкует это место святой блаженный Феодорит Кирский: «Пророк ожидал, что царь станет заклинать его, и тогда намеревался сказать истину. Ибо Ахав думал, что пророк из ненависти предсказывает ему скорбное, а потому Михей сначала сказал, что желательно было царю, а потом, когда царь начал заклинать его, объявил Божию волю. После того как Ахав сказал: «сколько раз заклинаю тя, да речеши истину именем Господним» (и слова «сколько раз» употребил вместо «многократно»), — Михей присовокупил: не тако (т. е. не правда, что было мною сказано); видех всего Израиля рассеяна по горам, якоже стада, имже несть пастыря (3 Цар. 22:17). А сим показывает Ахаву, что злоба его причиняет поражение. Если бы Израиль имел благочестивого пастыря, то одержал бы решительную победу над неприятелями. Потом пророк указует и способ к спасению. Ибо говорит: рече Господь: если подлинно они к Богу, да возвратится кийждо в дом свой с миром (там же). Если, веруя Богу, хотите узнать, что делать, то распустите войско. Когдаже Ахав заметил Иосафату: не рех ли тебе, яко не проречет ми добрая, но токмо злая? — тогда пророк сказал: не аз; слыши глагол Господень; видех Господа Бога Израилева седящаго на престоле Своем, и все воинство небесное стояще окрест Его одесную Его и ошуюю Его; и рече Господь: кто прельстит Ахаава царя Израилева, и взыдет в Реммафу Галаадскую и падет тамо? и рече сей тако, и сей тако; и рече: не возможеши; и изыде дух, и ста пред Господем, и рече: аз прельщу и; и рече к нему Господь: в чем? и рече: изыду и буду дух лжив во устех всех пророк его и прельщу его; и рече: возможеши, изыди и сотвори (3 Цар. 22:18—22). Это есть только олицетворение, которым показывается попущение Божие, потому что истинный Бог и Учитель истины не повелевал прельщать Ахава. Он сказал чрез пророка: если подлинно они к Богу, да возвратится кийждо в дом свой с миром. А чрез сие пророк научил, что дух обольщения, употребляя в орудия людей нечестивых, лживо обещает победу, но делает сие по Божию попущению. Бог мог бы воспрепятствовать, но не воспрепятствовал, потому что Ахав недостоин Божия попечения. Иосиф говорит, что сей Михей есть пророк, являвшийся прежде Ахаву под покрывалом (3 Цар. 20:38) и предвозвещавший ему скорбное; заключает же сие из сказанного Ахавом: аз возненавидех его, аще не глаголет о мне добре, но злая (3 Цар. 22:8). Да и теперь Ахав послал его в темницу, приказав давать ему весьма мало пищи, чтобы только не умер он с голода. Но пророк и при сем не оставил своего дерзновения, а громогласно сказал: аще возвращаяся возвратишися в мире, то не глагола Господь мною (3 Цар. 22:28). Ахав, выслушав слова сии, отправился на войну; сопутствовал ему и Иосафат, поступив недостойно своего благочестия. Ибо, взыскав пророка, отринув лжепророков и узнав от Михея, что должно делать, благочестию предпочел дружбу. Но за другую его добродетель воспользовался он Божиим о нем попечением. Когда сирияне по царской одежде предполагали, что это царь Израильский, и устремились на него, а он призвал на помощь Бога, Бог немедленно даровал ему спасение. Предречение же Божие исполнилось. Раненый Ахав долгое время стоял на колеснице, чтобы удалением своим не подать повода к общему бегству. Текущая кровь его сгустилась в колеснице, правивший ею по приближении к городу обмыл колесницу в одном источнике. Псы лизали кровь, а блудницы рано утром, по обычаю, обмылись в ней, не имея намерения мыться в крови, напротив, думали, что по обыкновению моются в проточной воде; но вода сия была обагрена кровью».
(Св. Блаж. Феодорит Кирский. Толкование на 3 книгу Царств. Вопрос 68. Почему Михей на вопрос Ахава, взыду ли в Реммафу Галаадскую, сказал: взыди, и благопоспешит Господь в руки царевы).
Касательно слов в Писании, что Бог "посмеивается и гневается", то это не движение гнева в Боге, или насмешка.
Это антропомормфизм Священного Писания:
"Но «поелику, — говорит он, — Бог не гнушается беседой со служащими Ему, то следует думать, что Он свойственные вещи наименования положил изначала». Что мы скажем на это ? Что Бог допускает беседу с человеком, причиной того мы полагаем человеколюбие. Но так как малое по природе не может возвыситься над своей мерой и достигнуть превосходящей природы Вышнего, посему Он, низводя человеколюбивую силу до нашей слабости, сколько нам возможно принять, уделяет Свою благодать и что нам на пользу. Ибо , как по устроению Божию , солнце, умерив через посредство воздуха чрезмерность и чистоту лучей, доставляет соразмерный принимающим блеск и теплоту, само по себе будучи недоступно по слабости нашей природы, так и сила Божия , сходно с приведенным нами примером бесконечно превышая нашу природу и будучи недоступна для общения, как бы какая благоутробная матерь, подражающая бессмысленному лепету младенцев, то уделяет человеческой природе, что она в состоянии принять. Поэтому в различных богоявлениях людям Она и принимает человеческий вид, и по-человечески говорит, и облекается в гнев , и милость , и подобные (человеческие) страсти , чтобы через все, свойственное нам, руководима была младенческая наша жизнь, наставлениями провидения будучи приводима в связь с Божескою природой. Ибо что неблагочестиво почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти удовольствия , или милости , или гнева , этого никто не будет отрицать даже и из мало внимательных к познанию истины сущего . Но , хотя и говорится , что Бог веселится о рабах своих и гневается яростью на падший народ, потом, что Он милует, его же аще милует, также щедрит ( Исх .33:19), но каждым, думаю, из таковых изречений общепризнанное слово громогласно учит нас, что посредством наших свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху по страху наказания удерживали себя от зла, увлеченные прежде грехом не отчаивались в возвращении через покаяние, взирая на милость , а тщательно и право ведущие жизнь более восторгались добродетелями, как веселящие своей жизнью Надзирателя добрых. Но как нельзя назвать глухонемым разговаривающего с глухонемым посредством видимых знаков, которые он привык понимать, так нельзя приписывать Богу человеческого слова на том основании, что Он употреблял его с людьми по домостроительству..».
(Свт. Григорий Нисский. Опровержение Евномия. Книга 12).
Любовь Божия проявляется самыми разными, зачастую мало понятными для примитивного человеческого разума путями. Бог ни в коем случае не ограничивает Себя в средствах для достижения благих результатов. Он Бог, а не Дед Мороз, чтобы уметь только дарить подарки.
А вот человек, как существо несовершенное и склонное к заблуждениям и ошибкам, в средствах для достижения любых целей ограничен Заповедями Божиими.
С уважением,
Бог в Своем Существе не гневается, не обманывает, не смеется. Он - Всеблаженный Дух и ни в каких эмоциях не нуждается. Все библейские описания - так называемые антропоморфизмы; они призваны помочь читателям понять те или иные действия Бога.
Вообще ветхозаветный человек представлял Бога человекообразным и священные авторы описывали Бога, приноравливаясь к восприятию читателей. М. Г. Селезнёв в статье "Еврейский текст Библии и Септуагинта: два оригинала, два перевода"?
пишет: "Еврейский Ветхий Завет говорит о Боге в «человеческих, слишком человеческих» словах. Бог «говорит», «видит», «дышит», «слышит», «ходит в саду», «восседает на небесах», «земля — скамеечка под ногами Его»: все это образы из еврейского Ветхого Завета. Для религиозных текстов древнего Ближнего Востока это нормально".
Также рекомендую почитать статью Антропоморфизм на Азбуке веры и аналогичную статью в "Православной энциклопедии".
Во всех указанных отрывках используются образы, относящиеся к антропопатизмам. При этом надо иметь в виду, что в Священном Писании часто мысль выражается не напрямую, а через поэзию символов, поэтому какое-либо описание не обязательно означает, что так оно и было, главным было донесение смысла: по Промыслу Божию, из-за своих греховных действий, люди и народы оказываются в затруднительной ситуации, что и выражается словами "гнев Божий" или "Господь посмеётся над народами".