Доброе утро, люди добрые, здравствуйте! Всех Благ вам! Читал (вроде у святителя Игнатия) что смиренная мысль, что не имеешь ни одного доброго дела, уже достаточна для спасения, плюс пишут, что неосуждение - лёгкий путь спасения, и святые отцы решительно заявляют - кто не осуждает - спасен. Раз достаточна для спасения, значит, может быть знание, что спасен, правильно понимаю? Так может идти в неосуждение, все силы туда направить, как будто Сам Бог предлагает, мол, зачем тебе тяжкие пути, иго Мое благо и бремя легко, иди в неосуждение, и думай,что ни одного доброго дела не имеешь. Просто прискорбно жить с сомнением во спасении. Как спастись, люди добрые? Благодарю, всех Благ вам!
3 Ответа
Вы пытаетесь противоречит Самому Господу:
Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (Мф.7:13-14)
Путь спасения души не может быть лёгким. Однако он и не непосилен человеку, потому что:
Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно. (Мф.19:25-26)
Мы спасаемся с помощью Божьей и в надежде на Его милосердие. Не своими силами. Даже великие святые до конца жизни считали себя недостойными Царства Божьего, но не впадали от этого в отчаяние, а надеялись на милость Божью. Это и есть прямой и лёгкий путь спасения - делать всё возможное и посильное, но надеяться не на свои добрые дела, а на помощь и милость Бога.
Неосуждение ближних - действительно великая добродетель, за которую обещана награда Самим Богом:
Не суди́те, да не судимы будете, ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. (Мф.7:1-2)
Однако есть ещё и другая такая же великая добродетель с таким же результатом:
Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; (Лк.6:37)
Именно сочетание этих добродетелей приводят человека к кротости и смирению, а от них и к евангельской любви и милосердию. Почему не только неосуждение? Прп. Иоанн Лествичник писал:
Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх. (ссылка)
Можно тщеславиться и о том, что никого не осуждаешь и тем якобы спасаешься. На самом же деле растишь в себе тайную гордость, которая у святых отцов называется духовной. Потому Господь и посылает «смирительные» случаи, в которых с трудом можешь простить и смириться. Тут уже некогда тщеславиться, как бы совсем не упасть. Такие случаи были у всех святых. Вот как об этом пишет ап. Павел:
И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2Кор.12:7-9).
Потому путь спасения души никак не может быть лёгким. Но он по временам приносит неизреченную радость общения с Богом, Его близости, милостей и любви, душевный мир, любовь к Божьему творению. И от этой радости забываются невзгоды.
Нет никакой прискорбности в том, что наше спасение целиком в руках Божиих. Он, как любящий Отец, ответит нам на нашу любовь. Или как Творец, осудит за отсутствие этой любви.
Знание о спасении дается святым по мере их приближения к Богу. Но и тогда это знание соединяется с самоосуждением и постоянным покаянием. Никак нельзя путать это божественное откровение с самомнением о своем спасении, ужасный пример которого демонстрируют протестанты.
Что касается неосуждения, это весьма великая вещь. Для меня в полноте даже невероятная. Поэтому так, чтобы кто-то никогда не осуждал, даже в малости,- чрезвычайно редки. Вот знаменитая история о неосуждении, из которой видно, насколько это трудный путь:
Некоторый инок, живя в монастыре, проводил беспечно дни свои, не заботясь о спасении своем, но предаваясь всю жизнь праздности. Дожив до преклонных лет, он приближался уже к смерти. Когда же он заболел тяжким недугом и был уже при последнем издыхании, то нисколько не боялся смерти, но приготовлялся разлучиться от тела с весельем, хваля и прославляя Бога. Окружавшие его братия и игумен того монастыря сказали ему:
– Мы видели, что ты, брат, в праздности проводил жизнь свою. Почему же в этот страшный час смерти ты так беспечален и радостен? Укрепляемый силою Божиею, встань и объясни нам это, чтобы и мы прославили Бога.
Брат, приподнявшись немного с постели, сказал им:
– Это правда, честные отцы, что я беспечно проводил жизнь свою. Вот сейчас Ангелы Божии принесли ко мне и прочитали предо мною рукописание, на котором были отмечены все дурные дела мои. Прочитавши рукописание, Ангелы спросили меня: «Знаешь ли ты это?» Я отвечал: «Да, знаю». Но так как я отрекся от мира, принял пострижение в иноческий чин, никого никогда не осуждал и ни на кого никогда не гневался, то я молю Бога, чтобы на мне исполнились слова Христа, Который сказал: «Не судите, да не судимы будете; если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф.7:1, 6:14). И как только я сказал это, тотчас святые Ангелы разорвали рукописание грехов моих. Поэтому-то я с радостью и весельем отхожу к Богу».
Сказав это, брат тот с миром предал душу свою Господу.


Артемий, Вы рано обрадовались, увы. Господь гарантированно даст спасение не тому, кто боролся с помыслами осуждения, а кто вообще никогда не осуждал... Точнее, после начального покаяния вовсе перестал осуждать. Даже в мысли.
Господь Иисус Христос ответил на вопрос об условии спасения очень ясно:
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк.16:16).
Если же хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди. Говорит Ему [юноша]: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя (Мф.19:18-19).
Усложнять ничего не нужно. Для спасения необходимо находится в состоянии освящающей благодати. Когда человек свободно и сознательно нарушает одну из десяти заповедей, он совершает смертный грех и утрачивает благодать и, соответственно, свое спасение. Когда человек искренне раскаивается и исповедует перед священником свои грехи, он вновь возвращается в состояние благодати. Главное умереть в состоянии благодати, тогда по милости Божией человек может быть спасен. Что касается неосуждения, то оно не гарантирует спасения, а позволяет человек надеяться, что поскольку он был снисходителен при жизни к недостаткам других, то и Господь на Своем суде не будет к нему строг. Однако если человек умирает в нераскаянности с тяжкими грехами на совести, то ему ничего уже не поможет.
Свт. Феофан Затворник писал:
Спастися везде можно, и спасение – не от места и не от внешней обстановки, а от внутреннего настроения. Если вера жива, если нет грехов, разлучающих с Богом и благодать Божию погашающих (то есть, смертных грехов - прим. мое), если общение с святой Церковию и исполнение всего церковного прочны, и верны, и усердны, то состояние ваше спасенное, остается вам только блюстись и хранить себя в сем чине жизни, пребывая в памяти о Боге и смерти и держа в душе всегда сокрушенное и смиренное чувство. С таким настроением и в монастыре, и без монастыря спасетесь.
Спаси, Господи, за хороший ответ, всех Благ Вам, дай Бог! Ну, хоть и трудно не осуждать, но могу похвастаться, что с Божьей помощью получается парировать осуждение тем, что молюсь за того, о ком пришла нехорошая мысль, но это Богу слава, конечно!