6 Ответов
Изображения с икон действительно имеют некое портретное сходство со Христом, Который Сам оставил нам Свой Нерукотворный Образ. Однако представлять Его во время молитвы нельзя, так как Вы впадёте в состояние прелести, и будете молиться не Христу, а картинке, которая нарисована нашим падшим умом. Именно для этого и существуют иконы.
Ангелина, мы не знаем точно, как выглядел Христос. В самые первые века его изображали вообще как безбородого пастушка. Ставший знакомым нам образ берет начало в византийскую эпоху, начиная с IV века. В Византии главный упор делался на символизме образа Христа, а не на исторической точности.
Поэтому не стоит его как-то представлять во время молитвы, просто смотрите на икону и молитесь.
Здравствуйте, Ангелина. Не надо никак представлять себе Христа, иначе Вы будете молиться не живому Богу, а своему воображению.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) пишет:
Ум во время молитвы должно иметь и со всею тщательностию сохранять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображения, потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Образы, если их допустит ум в молитве, соделаются непроницаемою завесою, стеною между умом и Богом. «Те, которые в молитвах своих не видят ничего, видят Бога», – сказал преподобный Мелетий Исповедник 18. Если б во время молитвы твоей представился тебе чувственно или изобразился сам собою в тебе умственно вид Христа, или ангела, или какого святого – словом сказать, какой бы то ни было образ, – никак не принимай этого явления за истинное, не обрати на него никакого внимания, не вступи с ним в беседу 19. Иначе непременно подвергнешься обману и сильнейшему повреждению душевному, что и случилось со многими. Человек, до обновления его Святым Духом, неспособен к общению с святыми духами. Он, как находящийся еще в области духов падших, в плену и в рабстве у них, способен видеть только их, и они нередко, заметив в нем высокое мнение о себе и самообольщение, являются ему в виде ангелов светлых, в виде Самого Христа для погубления души его. Святые иконы приняты святою Церковию для возбуждения благочестивых воспоминаний и ощущений, а отнюдь не для возбуждения мечтательности. Стоя пред иконою Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом, вездесущим по Божеству и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится; стоя пред иконою Божией Матери, стой как бы пред Самою Пресвятою Девою – но ум твой храни безвидным: величайшая разница быть в присутствии Господа и предстоять Господу или воображать Господа. Ощущение присутствия Господня наводит на душу спасительный страх, вводит в нее спасительное чувство благоговения, а воображение Господа и святых Его сообщает уму как бы вещественность, приводит его к ложному, гордому мнению о себе – душу приводит в ложное состояние, состояние самообольщения 20. Высокое состояние – ощущение присутствия Божия! Им удерживается ум от беседы с чуждыми помыслами, наветующими молитву; по причине его обильно ощущается ничтожество человека; по причине его является особенная бдительность над собою, хранящая человека от согрешений, даже самомалейших. Ощущение присутствия Божия доставляется внимательною молитвою. Много способствует к приобретению его и благоговейное предстояние пред святыми иконами. Слова молитвы, одушевляемые вниманием, проникают глубоко в душу, убодают, пронзают, так сказать, сердце и производят в нем умиление. Слова молитвы, совершаемой с рассеянностию, касаются как бы только поверхности души, не производя на нее никакого впечатления. Внимание и умиление признаются даром Святаго Духа. Только Дух может остановить волны ума, разбегающиеся повсюду, сказал святой Иоанн Лествичник 21.
Представлять Его лучше не надо: это не православная практика. В принципе, одна из причин существования икон как раз и состоит в том, чтобы человек не давал волю фантазиям, а концентрировался на каноническом изображении. Старайтесь молиться перед иконами канонического, а не современного письма: они наполнены глубоким сакральным смыслом. Впрочем, и современного типа иконами гнушаться не надо, если они не несут в себе чуждой православию духовности. А о внешности Спасителя дает представление Туринская Плащаница.
С уважением,
Облик Христа нам известен приблизительно, в тех же Евангелиях об этом ничего не написано. Да и для молитвы это не имеет принципиального значения. Относительно представлений почитайте статью Воображение.