4 Ответа
По отношению к нашим обидчикам, которые продолжают по собственному выбору враждовать с нами, достаточно того, что мы не будем питать к ним мстительных чувств и предадим их суду Божию.
Но в любом случае, общаться или не общаться с тем или иным человеком - это наш выбор и наше право. Мы совершенно не обязаны общаться с людьми, если это нам неприятно. В мире полно людей, к которым мы не испытываем враждебных чувств, но при этом и не считаем нужным с ними общаться, так как нам это просто ни к чему.
С уважением,
«Прощение не требует притворства, будто зла никогда не было, оно не требует называть зло добром. Когда мы прощаем, мы освобождаемся, перестаём быть заложниками прошлых обид. Хроническая душевная боль перестаёт властвовать над нами, мы освобождаемся от рабства обиде». Подробнее читайте: «Прощение».
Можно конечно не общаться с этим человеком, но как тогда понять, что обида изжита, а не загнана в глубокое подсознание. Как народная мудрость гласит: «легко любить на расстояние», так же и с прощением, кажется, что оно состоялось, но при встрече могут проявиться прежние негативные чувства и даже с большей окраской.
Поэтому не стоит намеренно избегать общения, если, конечно оно не вредит по каким-либо другим причинам. Если же такие встречи вызывают прежнее чувство обиды – это показатель того что прощение еще не состоялось и надо продолжить работу над собой, каяться на исповеди в грехе обиды и просить помощи у Господа.
Такое состояние весьма погранично. Прощение, как акт любви, в идеале своем должно быть безусловным. Иначе это суррогат - "я тебя люблю, но на расстоянии".
Но нужно рассматривать каждую ситуацию особо. Важно понять почему задан такой вопрос и что мешает общению. Если это продиктовано здравым смыслом и прощенный будет провоцировать новые конфликты, то, ради сохранения мира, разумным будет ограничить общение. Необходимо прилагать все силы, чтобы был мир и любовь, и сделать это не имея ровно никакого общения тоже невозможно. Поэтому никакого универсального ответа "да" или "нет" быть не может. Пойдите в храм и поговорите со священником лично, полностью описав сложившуюся ситуацию.
Вместо того чтобы держать все в себе, нужно первому сделать шаг для конструктивного разрешения конфликта. Напомню полезное евангельское наставление: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). Речь здесь конечно идет об отношениях между христианами. Предпринятое действие нужно обоим, как обиженному, так и обидчику. Последнему даже больше, ведь грех губит несчастного, и помочь ему освободиться от этого бремени будет проявлением любви. А что если и после всех увещеваний человек не захочет признавать своей вины и просить прощения? Тогда прекрати с ним общение, держи дистанцию, по словам блаженного Августина, «не считай теперь его одним из братьев твоих. Но и не отрицай его возможность спасения. Вот и язычников мы не считаем нашими братьями, но всегда молимся об их спасении» (Проповеди. PL. 38.509.10).