3 Ответа
Аюрведа непосредственно связана c религиозными системами индуизма и буддизма. В ней все пропитано религиозными представлениями, чуждыми православным.
В частности, в индуизме принято продукты питания приносить в «дар божеству». Индусы перед идолами размещают «приношения» в виде продуктов, после чего они становятся с православной точки зрения идоложертвенной пищей. Подобные обряды могут совершаться и с «целебной» аюрведической продукцией.
Православные не могут вкушать идоложертвенную пищу. В древние времена христиане шли на смерть, но отказывались поклониться идолу. Так как это означало отказ от Христовой веры. Осознанное вкушение идоложертвенной пиши равноценно идолопоклонству.
Стоит учитывать и то, что Аюрведа является псевдонаукой. К тому же аюрведическая продукция опасна. Исследования аюрведических препаратов, произведённых в США и Индии, показали, что в пятой части данной продукции содержатся опасные количества тяжёлых металлов, таких как свинец, ртуть и мышьяк.


В отношении к идоложертвенному бытует неверный стереотип, будто условием запрета является только соблазн, и если, мол, никого при этом не соблазняешь, то при понимании в своей совести, что «идол в мире ничто», вкушать идоложертвенное можно.
Основывается это неверное мнение на выборочном и произвольном понимании слов ап. Павла об этом. Считающие так ограничиваются словами ап. Павла о ничтожестве идолов и о соблазне, но не учитывают всех слов Апостола и вообще Церкви об этом.
Защитники вкушения (при отсутствии соблазна) идоложертвенного ссылаются на слова о том, что «идол в мире ничто». Но, игнорируют линию мысли Апостола целиком. Дело в том, что мысль ап. Павла этими словами не ограничивается. Далее (в 10-й главе) Апостол продолжает: «Убегайте идолослужения… Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор. 10, 14-22). Т. е., даже понимая, что «идол в мире ничто», (т. е. даже будучи совершенным в своих понятиях), Христианин тем не менее должен гнушаться идоложертвенной пищей как причастной бесов. Т. е. по причине недопустимости собственно общения. А не только по причине свидетельства и соблазна.
И слова «Господня земля» оправдывают только вкушение без исследования, т. е. только возможное вкушение идоложертвенного по незнанию. Апостол учит, что не надо исследовать, является ли пища идоложертвенной, и если Христианин, не зная об идоложертвенном статусе пищи, вкушает её, то не согрешает. Ибо «Господня земля, и что наполняет ее». Но, эти слова, и вообще повеление Апостола не исследовать, не дают оснований для заведомого вкушения идоложертвенного.
Иначе, возникает противоречие со словами самого же ап. Павла об общении через идоложертвенное с бесами (1 Кор. 10, 14-22). Которые теряют смысл, если дело только в свидетельстве и соблазне.
И с определением Апостольского Собора в Иерусалиме, который однозначно запретил идоложертвенное.
«Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда…» (Деян. 15, 28-29).

Алексей, нужно отделять еду от идолослужения. Даже в древние времена христианам разрешалось, есть мясо, купленное на рынке, которое все было идоложертвенное. Если какой-то шаман поколдовал над пищей вы думаете, что пища приобрела некую сакральность? Не с этого ли начинаются суеверные страхи?

Давайте еще раз приведу Вам слова Апостола: “Убегайте идолослужения… Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской” (1 Кор. 10, 14–22). Т. е., даже понимая, что “идол в мире ничто”, христианин тем не менее должен гнушаться идоложертвенной пищей как причастной бесов. Т. е. по причине недопустимости собственно общения.
Еда приносимая в жертвуя идолу и есть идоложертвенная. Осознанно принимающий и вкушающий ее совершает тем самым идолослужение.
Если христианин вкусил по незнанию еду над которой «поколдовал шаман», то греха в этом нет. Но если христианина предупредили, что еда идоложертвенная (как я это сделал в комментарии по аюрведе), то по словам Апостола таковую пищу вкушать не должно.
Иначе для чего и Собор Апостолов постановил: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда…» (Деян. 15, 28-29).

Алексей, перечитайте еще раз слова Апостола Павла: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее».
Во времена апостола, разрешалось вкушать такую еду и по знанию, но при этом относится к ней как к обычной еде. Смотрите толкование 1-е Послание к Коринфянам. Глава 10. https://www.youtube.com/watch?v=B0Ljt31807w&list=PL1yp2HPgpRbMi0mtbEmwBXNU-3pBAKDhQ&index=11
Слова «воздерживаться» и «запрет» имеют немного разное значение: воздерживаться – это стараться не делать чего-либо, запрет – это категорическое указание.

Надежда, в первых же приведенных Вами словах Апостола последнее предложение: «Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести»». 1Кор.10:28-29.
Про аюрведу откровенно сказано – идоложертвенное. По определению. Так что ответ однозначный: не ешьте. Этого уже должно быть достаточно.
Но и дальше: толкования Послания тоже вовсе не «дают добро» на поедание идоложертвенного (если не идет речь о том, что нет выбора: как в старые времена, когда почти вся пища, как Вы правильно говорите, была посвящена какому-то «богу»):
«Я заповедую тебе удерживаться не потому, будто идоложертвенное вредно, но ради того, кто объявил, что оно идоложертвенное, дабы он не потерпел вреда, и не подумал, что христиане не должны отвращаться предметов идольских. И не потому учу я удерживаться от идоложертвенного, будто оно нечисто и совершенно чуждо нашему Господу: это видно из того, что Господня земля, и что наполняет ее, то есть все, что содержится в ней. Или так: удерживайся от этой пищи, ибо вся земля Господня, и тебе можно насытиться иным чем-либо, ибо все для тебя открыто» (Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский. Толкование на Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла).
То есть эти слова Апостола не о том, что он дает разрешение есть идоложертвенную пищу, а о том, что он заповедует удерживаться от нее, но мотив удерживаться от нее должен быть не в том, что эта пища сама по себе каким-то образом сакрально нечиста. Вот это как раз было бы суеверием.
Мы должны удерживаться от идоложертвенной пищи по другим причинам: как осуществление собственного выбора отказаться от того, что связано с идолами. А вовсе не из магического мышления об автоматической вредоносности идоложертвенной пищи.
А уж в этом вопросе вообще речь не о пище, а о продукции аюрведической медицины – результате псевдонаучных заблуждений и мошенничества, зачастую вредоносной по химическому составу. Да еще и изготавливаемой именно по принципу оккультных действий, весь смысл этой якобы «медицины» в регуляции оккультных энергетических потоков в человеке. Как минимум, бессмысленно для христианина, если ему удастся удержать себя от сомнений. Но если человек задумается о том, что аюрведа – это что-то неправильное, то его совесть при употреблении продуктов аюрведы будет однозначно нечиста.
Но вообще все гораздо серьезнее: зачем вообще христианину принимать средства, основанные на магическом восприятии мира, направленные на балансировку деятельности стихий огня, воды и т.д. в организме? Это ведь однозначно прямое разделение оккультного мышления.

Наталья, я согласна с вашими словами о том что: «…дают добро на поедание идоложертвенного, если нет выбора».
Если вернуться к первоначальному вопросу, то цель использования аюрведической продукции для современного человека заключается в том чтобы продлить себе красоту, молодость и долголетие, как обещает реклама. Исходя из этого, человеку надо объяснить, что физические здоровье и красота это не основная цель жизни*, важнее душевное здравие, а вот как раз аюрведическая продукция и подобное ей, может этому навредить, о чем подробно написано в ответах и комментариях этого вопроса.
* О смысле жизни https://azbyka.ru/1/o_smysle_zhizni

Надежда, вот Вы пишите: «Слова «воздерживаться» и «запрет» имеют немного разное значение: воздерживаться – это стараться не делать чего-либо, запрет – это категорическое указание». Обратите внимание на то, что в перечне того от чего надо воздерживаться, помимо идоложертвенного, указан и блуд. Не могли Апостолы рекомендовать просто «стараться» не блудить. Вы утверждаете, что в приведенной мной цитате из определения Собора Апостолов содержится только призыв стараться не вкушать идоложертвенное, т.е. вроде как бы можно иногда. Но как же быть с блудом? Неужели Апостолы допускали и возможность блудить иногда? Конечно нет. Вот именно, что в данном случае воздерживаться и означает запрет. Иначе о чем тогда писал Апостол Павел: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10)
Ветхозаветный запрет вкушения идоложертвенной пищи, был дан евреям, чтобы они не соединялись с язычниками и сохранили свою веру. В Новом Завете «идоложертвенная» пища сама по себе является просто едой и не запретна к употреблению: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести». 1Кор.10:25-28
Толкование 1-е Послание к Коринфянам. Глава 10. https://www.youtube.com/watch?v=B0Ljt31807w&list=PL1yp2HPgpRbMi0mtbEmwBXNU-3pBAKDhQ&index=11