Евагелие от Матфея, глава 25, стих 41. Христос говорит отделённым по левую руку: ... идите от Меня, проклятые, в огонь вечный...
Можно ли это расценивать, как месть и проявление немилосердия к этим людям? Ведь судя по их ответам на обвинения, они даже не оправдываются, осознавая свою вину, но явно недоумевают и не понимают о чём речь.
4 Ответа
Это следует рассматривать, как справедливое возмездие за преступление немилосердия. Здесь нет ничего удивительного, время покаяния и возможности помилования ограничивается земной жизнью, затем наступает суд. Христос ведь заранее предупредил, что суд Бога над человеком зависит от того, как он относился к людям при жизни. См., например притчу о немилосердном заимодавце. И в Нагорной проповеди Спаситель говорит:
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф.5:7).
Соответственно, кто был жесток или безразличен к нуждам ближних, не найдет милости для себя в день суда.
Само по себе возмездие (месть) - это ведь не что-то аморальное по-умолчанию. Дурна мстительность - то есть непременное желание поквитаться с врагом, чего бы это не стоило. Священное Писание ясно обозначает право Бога на возмездие:
Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим.12:19).
Да, нам в личных отношениях запрещено мстить, как раз потому что мы этого не умеем делать бесстрастно и справедливо. Свт. Феофан Затворник объясняет:
Бог Сам на Себя берет дело отмщения. Не вмешивайтесь в сие дело, говорит как бы Он, Я Сам воздам, Мое это дело. Вы не сумеете сделать это как должно. По-вашему, сейчас надо отмстить, а по лучшему порядку — лучше отложить отмщение, или на время, или совсем. Можно бывает обойтись и совсем без отмщения: обидевший сам придет в чувство и исправит свою неправду; а это гораздо лучше. — Или — сделай ему теперь отмщение, и он паче ожесточится; но покарай его чем-либо после, — и он умягчится сердцем и исправится. Как вы этого ничего не знаете, то и не беритесь лучше за сие дело. К тому же ты, обиженный, сам бывал неправ во многом. Я послал эту тебе напраслину, в воздаяние тебе за твои неправды и грехи, чтоб избавить тебя от будущего воздаяния. Если претерпишь, видишь, какую беду предотвратишь? А если отмстишь, сгубишь весь благой плод для тебя от напраслины. Грехи твои на тебе остаются, и жди вечного воздаяния, если в очищение тебе не выпадет на твою долю другая напраслина. Так не ищи отмщения. С тем, кто причинил тебе напраслину, Я лучше тебя знаю, как поступить по всей правде, а ты прими ее, как врачевство для тебя и как отвод большего и страшнейшего зла. У Меня все направляется к тому, чтобы из всего всем выходило благо, — не временное, а вечное, не земное, а небесное, не видимое, а духовное. Так и бывает, когда вы не вмешиваетесь со своими правдами; а когда вмешиваетесь, возмущаете Мои порядки и, вместо добра, размножаете и пожинаете зло.
![](https://cdn.azbyka.ru/vopros/wp-content/uploads/2023/09/dokladchik-e1694079122221-150x150.jpg)
Я дополнил ответ.
Здравствуйте, уважаемый Сергий. Благодарю вас за дополнение к ответу. Итак, следуя ВАШЕМУ рассуждению, получаем ответ на главный вопрос:
Христос мстит.
Следуя вашему дополнению получаем дополнительные, сопутствующие основному, ответы:
1. Поступает правильно, потому что только Он, как Творец вселенной и Установитель законов мироздания, может делать это справедливо и непредвзято.
2. Заранее предупреждает о том, что отмщение состоится и этим даёт возможность человеку избежать его и даёт правила и средства для этого.
Всё это — стройная и гармоничная картина, в которой вы показываете Бога строгим, но справедливым Судьёй.
Противоречия (по крайней мере в моём разуме) начинаются, когда я пытаюсь соединить эту картину с другой картиной, той, в которой Бог предстаёт как любящий Отец и даже как сама Любовь. Все мы знаем, что Бог есть Любовь. Троица — это Его метафизическая суть, а духовная Его суть — это Любовь. И Любовь эта, как пишут отцы Церкви, превыше любого закона и любой справедливости. Вот тут и возникает это противоречие: не получается у меня совместить строгого и справедливого Судью с той Любовью, о которой говорится в «гимне Любви» Апостола Павла и в заповеди Христа любить врагов и благословлять проклинающих. И наиболее отчётливо это противоречие проявляется в участи тех самых, отделённых по левую руку грешников. Картина складывается таким образом, что на этих людей законы Божией Любви не распространяются. Я очень хочу найти этот компромисс, эту гармонию. Но увы, пока не получается.
![](https://cdn.azbyka.ru/vopros/wp-content/uploads/2023/09/dokladchik-e1694079122221-150x150.jpg)
Я полагаю, что противоречие возникает по той причине, что Вы противопоставляете Любовь и Правосудие Бога. Согласно православному учению, Любовь Бога к грешникам проявляется в том, что Христос умер за них, дав каждому шанс на спасение и призывает к покаянию на протяжении жизни. А Правосудие Божие проявляется по отношению к тем, кто сам добровольно не захотел, чтобы с ним поступили по любви и по милости. Подобно тому, как любящий родитель не хочет, чтобы его ребенок был наказан пожизненным заключением, но соглашается со справедливым приговором суда, в случае совершения им тяжких преступлений, также и Бог не желает погибели грешников, но правосудно определяет им наказание, если они выбирают попирать Его законы.
Так противоречия никакого нет, и святые отцы всегда подчеркивали гармонию между Любовью и Правосудием в Боге. Тот же апостол Павел, который написал «гимн любви», пишет в другом послании о том, что «праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2Фес.1:6-9). Именно Христос, а не кто-то другой, отправит в вечный огонь тех, кто сами не захотели «по-хорошему». Любовь превыше справедливости, только для тех, кто согласился на эти условия, уверовал и покаялся. Именно потому, что Христос уже уплатил долг правосудию Божию, а не потому что Бог неправосуден в Своей Любви. С остальными Бог поступает по справедливости (с учетом всех индивидуальных обстоятельств конечно).
Благодарю вас, уважаемый Сергий. Вы немного рассеяли мои сомнения. Хотя и не до конца. Тем не менее вы указали мне направление, в котором мне следует искать жаждаемой мной гармонии. Я постараюсь, уповая на помощь Божию, двигаться в этом направлении. Надеюсь, что Господь, по милости своей, простит мне моё упрямство и разрешит все мои сомнения и противоречия.
![](https://cdn.azbyka.ru/vopros/wp-content/uploads/2023/09/dokladchik-e1694079122221-150x150.jpg)
Рад, что смог чем-то помочь. Рекомендую к прочтению небольшое письмо св. Феофана о соотношении любви и закона https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/pisma/5#5_938
Мстит ли земной судья преступнику, когда выносит осуждающий приговор? Очевидно, что нет. Он исполняет закон. Богом дан духовный закон - вначале Ветхий, а затем Новый Заветы. Небесный Судия судить будет людей по этому духовному закону.
Тот текст, который Вы приводите в пример - одна из ряда притч, сказанных Господом, чтобы дать понятие о Страшном Суде. Притчи - это образное духовное учение, их нельзя воспринимать буквально. В этой притче как раз говорится о милосердии Небесного Судьи. Людям, сотворившим в этой жизни милость по отношению к страждущим ближним, будет оказана милость на Суде. Их поступки Господь воспринимает так, как будто это было совершено по отношению к Нему Самому. Тех же, кто проявляет жестокость, по отношению к ближним, предупреждает, что Он воспринимает её, как по отношению к Себе. В этом тоже милосердие Божие - в предупреждении не делать этого, а не в наказании без всякого предупреждения, по одной справедливости, правосудности.
Почему это притча, т.е. образное учение? На Страшном Суде всё будет происходить так, что никто не будет задавать никаких вопросов, все и так будут видеть грехи и свои, и других людей. И Суд будет происходить не только на этом основании, что видно из других притч.
Многие жалуется: почему Бог попустил столько зла в мире? Для того Господь и установил день, в который отделит добро от зла, и предупредил людей об этом. На каком основании будет проходить Суд, тоже предупредил - это заповеди. Одна из них, выражена апостолом:
Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом (Иак.2:13).
Благодарю за ответ.
Позвольте уточнить, что я имею ввиду. Господь призывает нас любить врагов своих. Любовь проявляется в том числе и в милосердии и в прощении, к чему Христос также не раз призывает. Этих людей, отделённых на суде по левую руку можно условно считать Его врагами. Почему Господь по отношению к ним не исполняет этого призыва к любви к врагам своим?
В одной из молитв встречаем слова: яко хотением не Хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему; и в другой молитве: не хощеши бо, Владыко, создания Твоею руку погубити, ниже благоволиши о погибели человечестей, но хощеши всем спастися, и в разум истины приити.
На этих грешников, которых обсуждаем, эти слова не распространяются?
Но вернёмся к вопросу мести. В Евагелии от Матфея, глава 5, стих 38, Господь говорит: вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. Здесь явно речь идёт об отмщении. И поэтому далее призыв не противиться злому вполне можно расценивать и как призыв не мстить.
И однако же, если обобщить всё, что Христос говорит в Евангелиях об участи грешников, это очень похоже на угрозу мести. Кратко и очень упрощённо это звучит примерно так: отомщу вам в день Суда за всё, что вы сделали Мне, будете брошены во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов.
На проповедях часто слышу, что Господь милосерден и даже на суде будет искать не то, за что обвинить человека, а наоборот — за что бы его оправдать. И вот, читая Евангелие, вырисовывается перед глазами несколько иная картина. Я не Богоборец и не имею цели задавать «каверзные» вопросы. Я обычный православный христианин. Читаю Евангелие и натыкаюсь на непонятные мне места и на странные, как мне кажется, противоречия.
Мне знакомо мнение о том, что описание Суда Божия в Евагелии не стоит воспринимать буквально. Но ведь Господь говорит об этом прямо и буквально. А мы знаем, что истинно всякое слово Божие. В этом ракурсе все предложения принимать их образно выглядят как, мягко говоря, странные попытки завуалировать и затуманить слова Христа, которые современным людям кажутся жестокими не вяжутся в их сознании с милосердием Божиим.
«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.» (Лк.23:33-34).
Это один из примеров, где Христос исполняет заповедь о прощении личных врагов. Здесь Он поступает, как Человек. Но Господь Иисус не Человек только, но Богочеловек. Как Бог — Он Создатель и Судия, не могущий безнаказанным оставить зло, направленное не против лично Его, как Человека, а против Его творения: людей. Вы же пытаетесь принизить Божественное достоинство Иисуса и сделать Его ровней себе. Также предлагаете оставить безнаказанным зло, которое в таком случае будет множиться и преуспевать в вечности и подавит собой всё то доброе, что ещё остаётся на земле. Слава Иисусу, что он не толстовец с его всепрощением! А Вы, очевидно, увлекаетесь толстовством. Это ересь, приводящая своих последователей в ад.
Здравствуйте, отец Евтихий. Благодарю вас за наставление.
Я не имел умысла сознательно принизить Божественность Иисуса Христа и сделать Его себе ровней. Так же не возникало у меня чёткой и сформулированной мысли о том, чтобы оставить безнаказанным зло посредством прощения грешников на Страшном Суде.
Но раз вы всё это увидели в моих размышлениях, значит я невольно подал к этому повод. Впредь постараюсь внимательнее и чётче формулировать мысли.
Про толствство я слышал, но его идеи не изучал. Приблизительно его суть мне известна. Об отношении Льва Толстого к церкви мне так же известно. Это не мой путь.
По великой милости Божией я являюсь православным христианином. И имею намерение оставаться им до конца.
А от сомнений никто не застрахован. Они меня терзают и я ищу ответы на возникающие у меня вопросы. Слава Богу, что есть люди, которые пытаются мне помочь, отвечая на них.
Слава Богу, рад за Вас. О толстовстве можно почитать здесь: https://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaja-tragedija-lva-tolstogo/#0_41. Там есть глава «Генерал М.И.Драгомиров о толстовской проповеди “непротивления злу”». Это похожие взгляды, когда идёт смешение понятий о заповеди прощения личного врага с прощением врагов ближних наших. Если на девушку напали насильники, получается, надо пройти мимо, а не заступиться за неё и нанести физический вред преступнику. Мы же прощаем его и не противимся злу! Какое же это христианство? Верующий обязан защитить девушку! А Бог считает своей обязанностью защитить смиренных святых от злобы гордых грешников.
Никакая это не месть, а суд Божий. Надо понять, что Он - Судья, мы - подсудимые. Чем раньше мы это поймем, тем нам же будет лучше.
Заодно научимся чаще читать и стараться исполнять Евангелие - книгу, по которой Он будет нас судить.
Благодарю за ответ.
При всём моём уважении и почтении к вашему сану, отец Евгений, к сожалению ваш ответ не прояснил моих сомнений и противоречий, терзающих мой ум и мою душу, которые я изложил выше в своём уточнении к основному вопросу. Но всё равно благодарю вас за потраченное на меня время.
Я прочитал сейчас Ваше дополнение. Видно, что Вы плохо понимаете домостроительство нашего спасения, особенно то, что касается Искупления. Именно оно показывает смысл и силу милосердия Божия, а также соотношение его с божественной справедливостью. Могу предположить по себе, что на Вас сильно влияет господствующий в наше время дух гуманизма. Лично мне потребовалось много лет, чтобы осознать, насколько я был пропитан этой идеологией. Лечение от этого душевного недуга — в чтении Евангелия (что Вы уже делаете) и святых отцов.
Предложу Вам для начала неспешно и внимательно почитать эту беседу свт. Григория Паламы: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/16. Она охватывает весь круг вопросов, связанных с домостроительством. После этого можно будет осваивать тексты и о Суде.
Обратите также внимание на беседы свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея. Вселенский учитель говорит там и о Суде.
Понятие мести не приличиствует Богу, Он совершает суд по Своей справедливости (см. Ин.5:24-30).
Благодарю за ответ, уважаемый отец Пётр.
Благодарю за ответ.