Добрый день! Хочу уточнить один момент про покаяние и исповедь. Стоит ли перебирать всю свою жизнь и стараться исповедать вообще все грехи, которые были после крещения, если уже не совершаешь их?
Просто кто-то говорит, что на исповеди прощаются все грехи, кроме намеренно сокрытых, и вспоминать абсолютно всё не надо.
Другие утверждают, что прощаются только исповеданные грехи, и если после исповеди вспомнил что-то ещё, то нужно это обязательно сказать в следующий раз. Но вдруг это перерастёт в самоедство?
Саму суть покаяния я понимаю, как сокрушение о грехах и обещание Богу не повторять их в будущем, то есть именно, как духовную работу над собой. Но если я когда-нибудь давно грешил мелкими грехами, потом начал воцерковляться, исповедовался, но не вспомнил про эти мелкие грехи, считаются ли они непрощёнными?
5 Ответов
У нас нет “Таинства прощения названных грехов”, а есть Таинство Покаяния! Этим всё сказано.
Митр. Иларион Алфеев:
1. «Прощаются ли на исповеди все грехи или только названные? Из многочисленных дошедших до нас чинопоследований, – как греческих, так и славянских, как рукописных, так и печатных, – явствует, что на исповеди прощаются все грехи, а не только названные. Ходатайственные и разрешительные молитвы говорят именно о прощении всех грехов: «презираяй ему вся содеянная, оставляяй неправды, и превосходяй беззакония»; «подаждь ему образ покаяния, прощение грехов и отпущение, прощая ему всякое согрешение, вольное же и невольное»; «прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих». В некоторых случаях специально уточнялось, что в категорию «всех» включались также забытые грехи: «разрешаю тебя от всех грехов твоих, которые ты мне исповедал, и от тех, которые ты не вспомнил».»
2. Есть и грехи, которые мы забыли. Не надо думать, что подобного рода незамеченные или забытые грехи, не названные на исповеди, не прощаются нам Богом. Сегодня существует мнение о том, что прощаются якобы только те грехи, которые человек называет на исповеди, а остальные тянутся за грешником, словно некий постоянно увеличивающийся шлейф, от одной исповеди до другой. Некоторые священники даже стали в разрешительной молитве вместо «прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих» говорить «прощаю и разрешаю тя от всех исповеданных грехов твоих». После такой исковерканной разрешительной молитвы человек уходит неудовлетворенным, растерянным; у него не возникает чувство примирения с Богом, потому что ему внушается, будто с Богом вообще невозможно примириться, будто Бог накапливает «компромат» на человека, чтобы затем предъявить ему иск на Страшном суде.
На самом же деле, если человек не утаивает грехи сознательно, если исповедь приносится им искренне, чистосердечно, с намерением исправиться, ему прощаются все грехи: и те, которые он назвал, и те, о которых забыл, и те, которые он сам в себе не замечает. Однажды на лекции в Московской духовной семинарии я высказал эту мысль – о том, что грехи на исповеди или все прощаются, или все не прощаются, а третьего (то есть какого-то частичного, неполного прощения) не дано. Один семинарист очень резко возразил мне, сказав, что он «поднимет творения всех Святых Отцов», чтобы доказать обратное, а именно, что прощаются только названные на исповеди грехи. Он полгода работал в библиотеке, а потом пришел ко мне и сказал: «Вы были правы: прощаются все грехи».
Но, как уже было сказано, условием полного прощения является чистосердечность и искренность исповеди, решимость исправиться и начать новую жизнь. Если человек на исповеди утаивает грехи, или если вся его исповедь сводится к пустой формальности, или если он говорит лишь о грехах прочих людей, в таком случае таинство профанируется. Иначе говоря, таинство в таком случае вовсе не происходит, потому что не происходит в человеке та перемена ума, которая должна сопутствовать исповеди.”
Вот пример.
Когда-то мы взяли у соседа в долг, и он забыл, и мы запамятовали. И прошло долгое время, и уже не раз в прощенное воскресенье просили извинений и получали прощения. И по другим поводам брали у соседа в долг и расплачивались с ним.
Наконец, ночью вспомнили, что брали у соседа в долг очень давно, и совсем из головы вылетело, что не расплатились.
И как мы поступим с соседом? Зажмём, или будучи добропорядочными, извинимся перед добрым соседом и отдадим ему положенное?
А представьте теперь, что сосед всегда помнил о долге, но по любви и терпению не предъявлял то, что всегда мог взыскать?
Мы ежедневно просим Господа: "и остави нам долги наши".
Итак, если мы вспомнили о своих должках, почему их не нужно обозначить и разрешить?
Добрый день! Нужно обязательно исповедовать все смертные грехи, которые не были исповеданы. А о мелких грехах не переживать, они уже давно очищены. Свт. Игнатий (Брянчанинов) хорошо это объясняет:
Не должно пускаться в тонкое разбирательство грехов, но проводить жизнь в постоянном покаянии, признавая себя грешным во всех отношениях и веруя, что милосердый Господь всякаго, лишь признавшаго греховность свою, приемлет в объятия Своего милосердия, в недро спасения. Это разумеется не о грехах смертных, покаяние в которых принимается Богом только тогда, когда человек оставит смертный грех.
Возьмите себе за правило каждый вечер исповедоваться Богу в повседневных грехах. Это и очищает их. Также рекомендую прочитать беседу об исповеди. Там подробно по вашему вопросу все.
Спасибо большое за ответ!
Конечно, нужно стараться исповедовать все грехи, совершенные после крещения, даже если мы потом их не повторяли делом. Если мы их сможем вспомнить и поисповедоваться в них, то это даст нам возможность и потрудиться перед Богом ради их прощения. А если наступит какая-то скорбь - лучше будем понимать ее причины, чтобы переносить ее терпеливо и не роптать.
Думаю, стоит даже иногда и специально молиться, чтобы Господь дал нам вспомнить забытые грехи и покаяться в них. Если этого не сделать - вспомните мытарства блаженной Феодоры. Что бы с ней случилось, если бы не молитвы св. Василия Нового?
Спасибо большое за ответ!
Федор, может Вам будут интересны воспоминания об исповеди у известного старца сихиигумена Саввы (Остапенко), когда женщина вспомнила 4 тетради грехов:
И вот когда я стала писать, то, по его молитвам, Господь открыл мне все мои грехи. Я так ясно все вспомнила, как будто передо мной снова проходила вся моя жизнь. Мне даже были открыты все мои плохие детские помыслы. Когда я написала последнюю четвертую тетрадь и отдала отцу, то испытала ощущение безгрешия. Это нельзя описать, нет слов для этого. Действительно, покаяние, – это второе крещение. Но все это я смогла только по молитвам нашего отца. Какая в нем была великая Божия сила и благодать, как он очищал нас и помогал нам, грешным!
Поэтому если бы в этом не было бы пользы, то Бог бы не вразумлял старца просить такого подробного изложения грехов и не послал бы женщине по его молитвам возможность вспомнить.
Спасибо большое за ответ!