Наказывает ли Бог? Ведь «Бог есть любовь» (1Ин.4:8).
5 Ответов
На Ваш вопрос в полной мере отвечает апостол Павел:
"Вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает».
Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
Если же остаётесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны.
Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.
Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности" (Евр.12:4-11).
Кому-то такие слова могут показаться странными. За что же бить сына, которого любишь? Но разве не по любви своей родители наказывают свое чадо, с тем намерением, чтобы ребенок более не повторял ошибку? И наоборот, закрыв глаза на мелкие гадости, родители оставляют ребенка без воспитательных мер, что в будущем грозит еще большими, серьезными и взрослыми "шалостями". Также и в отношениях с Богом. Нет ни одного праведника, который не претерпел бы скорби. И это вовсе не значит, что Бог не любит его. Праведниками не рождаются, ими становятся, и без скорбей это невозможно, ибо "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14:22).
Несомненно наказывает. Наказ значит урок, это педагогическая мера со стороны Творца.
По любви к человеку, для того, чтобы тот осознал свою ошибку и исправился.
Подробнее: Наказание.
В богословской литературе встречается точка зрения, согласно которой, Бог никого не наказывает, в строгом понимании этого слова. Мол, наказание (понимаемое в этом значении) противоречит благости Божией.
Но что такое наказание? В строгом значении слова, наказание осмысливается как мера воздействия, применяемая по отношению к кому-либо (например, человеку) или чему-либо (например, группе людей) за ту или иную вину (преступную мысль, преступное желание, преступный проступок и т. п.).
Согрешил Каин, и был наказан (Быт.4:13). Сказать иначе: Бог применил по отношению к нему определенную меру воздействия - наказал. Согрешили Дафан и Авирон, и тоже были наказаны, причем необычною смертью (Чис.16:27-32).
Стало быть, наказание может рассматриваться как форма Божьего воздаяния грешнику за грех. Другое дело, что воздаяние Божие нельзя интерпретировать как проявление злорадствующей мстительности, банальную месть, что часто обнаруживается в случаях наказания человека человеком.
Наказание Божие всегда направлено к благим целям (и в этом, в частности, проявляется благость Божия). Оно может носить воспитательный, назидательный характер (что обнаруживает Божественную премудрость). Испытав наказание Божие, грешник может одуматься, обратиться, встать на правильный путь. Если же наказуемый подвергается смерти, это может служить назидательной мерой для окружающих, но может послужить и к пользе самого умерщвленного грешника (ведь жизнь человека не ограничивается пределами его земной жизни).
То, что Бог наказывает людей, это несомненная истина, имеющая многочисленные подтверждения в Священном Писании. Однако эти наказания бывают двоякого рода: воспитательные и карающие.
Воспитательные наказания являются наказаниями отеческими, врачебными, посылаемыми только для исправления людей, для удержания их от зла хотя бы страхом, для укрепления в добре и подобных целей (см. 1Кор.11:32; 1Петр.1:6,7; Иак.1:12). Апостол, вместе с Соломоном (Притч.3:11), наставляет верных не пренебрегать наказаниями Божиими: «Сын мой! Не пренебрегай наказания Господня (παιδείας κυρίου), и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает (παιδεύει); бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:5-6). Посылая нам различные бедствия и скорби, Бог «подвигает нас к добру» (Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 26).
Второй вид наказаний связан со свойством правосудия Божия, Который воздает каждому по делам его (Рим.2:6). В Писании обычно это выражается образами гнева и ярости Божией. Действие Божественного правосудия мы видим в истории грехопадения прародителей, которые были осуждены на временные бедствия и смерть (см. Пространный христианский катехизис. О вере, о третьем члене Символа веры). Апостол сообщает, что Бог и «ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Пет.2:4). Наказание Содома и Гоморры, всемирный потоп, поражение смертью нечестивых – это примеры проявления Божественного правосудия. Крестная смерть Господа Иисуса Христа явилась исполнением Божественного правосудия, без чего было невозможным прощение наших грехов (см. Пространный христианский катехизис. О вере, о четвертом члене Символа веры). «Наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:5), – говорит Пророк. Наконец, Второе пришествие Спасителя, «в пламенеющем огне совершающего отмщение (διδόντος ἐκδίκησιν) не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» (2Фес.1:8), явит окончательное действие правосудия Божия, Которое предаст нераскаянных грешников нескончаемым мучениям (см. Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 63).
Как поясняет свт. Иннокентий Херсонский, Бог совершает Свои суды путем естественных (заложенных в самой природе вещей) и положительных наград и наказаний. То и другое устроено Богом, Который сделал так,
«что добродетель сопровождается благом, а зло – злом.. Мы противополагаем их (положительные наказания и награды - прим. Админ.) естественным, между тем как они не противоположны им, ибо они должны быть в распорядке мира, хотя нам они неприметны, потому что глубоко в нем сокрыты. Например, будущее небо ново и земля нова – блага положительные, произойдут из сей натуры, следовательно, основание их положено в сотворении мира; равным образом и для наказаний основание лежит в природе; тот вечный огнь и теперь должен быть в природе, хотя мы его и не видим. Таким образом положительного – произвольного нет ничего, а все естественно. Положительное существует только для нас, не могущих обнять всего устройства мирового здания» (О Боге вообще – как Учредителе Царства Небесного // Сочинения. Т. 6. СПб., 1908. С. 690-691).