6 Ответов
Насколько помню, речь не про ступени, но про Небеса.
Так, апостол Павел говорит о минимуме 3-х Небесах. 2Кор. 12:2 Все исследователи убеждены, что здесь Павел говорил о себе.
Согласно представлениям иудаизма, «рай», новый Эдем, который противопоставлялся аду (геенне), будет существовать на земле в грядущем, а в нынешнем мире он ограничен небесами. В разных текстах описывается разное число небес (от трех до 365); три и семь встречается чаще всего, и рай, как нередко считали, располагался на одном из этих небес. «Третье небо» у Павла, который полагал, что есть всего три неба, возможно, указывает на существование рая именно там.
Если вас интересует конкретное устройство рая, то здесь лучше не любопытствовать: из Священного Писания мы знаем немногое, так что для нас это пока тайна (ср. 2Кор.12:4). Есть, конечно, описание Небесного Иерусалима в Откровении ап. Иоанна Богослова, но там символическая картина.
Если вы имеете в виду разную славу праведников в Царстве Божием, то это действительно так. Господь говорил: В доме Отца Моего обителей много (Ин.14:2). Ап. Павел пишет:
Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении.
Свт. Иоанн Златоуст толкует это место так:
Как в земных телах есть различие, так и в небесных, и различие не малое, но простирающееся даже до последних (звезд); есть различие не только между солнцем и луной, между луной и звездами, но и между самими звездами; хотя все они на небе, но одни имеют более, другие менее славы. Чему же мы научаемся отсюда? Тому, что, хотя все праведники будут в царстве (небесном), но не все получат одинаковое блаженство; и грешники, хотя все будут в геенне, но не все будут одинаково мучиться.