В общем представлении блаженный Августин развивал учение об исхождении Святого Духа от Сына, или в общем смысле святой хотел донести мысль, что Святой Дух является любовью, которая соединяет Отца и Сына? Ибо если св. Августин действительно учил об исхождении Святого Духа от Сына, почему Церковь не анафематствовала его?
2 Ответа
Блж. Августин менял свои взгляды по этому вопросу. Он принял от свт. Амвросия Медиоланского здравое учение, но потом под влиянием своих психологических аналогий и аргументов пришел к filioque и стал представлять Св. Духа как любовь, соединяющую Отца и Сына. Поэтому в его сочинениях можно встретить тексты об исхождении Духа как от Отца, так и от Отца через Сына, и от Отца и Сына вместе. Подробнее см. эту статью, а здесь развитие этого учения на Западе показано в историческом контексте.
Это его учение было совершенно неизвестно на Востоке, потому оно и не было опровергнуто при жизни блж. Августина.
Так что об анафеме говорить никак нельзя, ведь сам блж. Августин не имел обличителей своего неточного учения и потому не мог его исправить.
Св. Августин, как и ряд других западных отцов Церкви, которых мы почитаем, развивал учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Проблемой это стало в IX веке в связи с попыткой догматизировать эту интерпретацию через внесение в текст Символа веры, сначала на местном уровне, потом на уровне всей Римской церкви.