8 Ответов
Да, каждый человек лично решает: обрести истинное счастье или отвернуться от Отца. Тем не менее, родительское воспитание имеет большое значение в дальнейшем самоопределении человека. Родители отдают детей в школу, кружки, учат их правилам поведения в надежде, что это даст благие плоды.
И в мировоззренческом выборе нелепо бросить ребёнка на произвол судьбы, не помочь ему в самом главном жизненном выборе. Наша задача научить его лучшему, а как он в дальнейшем распорядится этим опытом и знанием - будет уже его выбором. Иначе из чего он сможет выбирать? Из чужих мнений... Посмотрите сколько умных, выдающихся людей крайне необразованны в религиозной области. Я не про то, что они сделали неправильный выбор, а про то, что они не имеют даже элементарных знаний о вещах духовных. Из того, что они когда-то где-то случайно прочитали, крайне сложно прийти к Истине.
Не верно считать ребёнка за беса, который избрал зло, привьём его к Богу, в надежде, что он изберёт благую часть.
См. Зачем ребёнку Церковь?
Дело в том, что вопреки расхожему мнению, люди не появляются на свет добрыми и праведными; человек заражен грехом от утробы матери. «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов.14:4) – говорит Священное Писание. Грехопадение наших прародителей привело к тому, что «прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поскольку все мы тогда находились в Адаме; и, таким образом, через одного Адама грех распространился на всех нас. Поэтому мы и начинаемся и рождаемся с этим грехом, как учит Священное Писание: «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим.5:12)» (Православное исповедание, Ч. 3, вопр. 20).
По учению Церкви, «Крещение является омовением и истреблением первородного греха» (Православное исповедание, Ч. 1, вопр. 102), который, вместе с произвольными грехами, совершенными человеком, препятствует вхождению в Царство Небесное, так как «не войдет в него ничто нечистое» (Откр. 21:27). Восточные патриархи, рассуждая в своем догматическом послании о крещении младенцев, указывают, что Господь Иисус Христос словами: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5), показал безусловную необходимость Крещения для всех людей, так как «сказал не только о некоторых, но просто и безусловно: «Кто не родится…», что равнозначно выражению: «Все, кто войдут в Царство Небесное после пришествия Христа Спасителя, должны возродиться"». «Не возродившиеся», – продолжают восточные патриархи – «поскольку они не получили отпущения наследственного греха, необходимо подлежат вечному наказанию, и следовательно, не могут без крещения быть спасены» (Послание восточных патриархов, чл. 16; ср. Православное исповедание, Ч. 3, вопр. 20).
Таким образом, Крещение является единственным и безусловно необходимым средством получения оправдания и возрождения к вечной жизни с Богом, для людей, живущих в новозаветные времена. Как говорится в «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», «первородный грех не может быть искоренен или уничтожен никаким покаянием, но только благодатью Божией, через дело искупления, совершенное Господом нашим Иисусом Христом в восприятии им нашей плоти и пролитии честной Крови Его. Действие это совершается в Таинстве Святого Крещения» (Ч. 3, вопр. 20).
Поэтому детей, как несущих в себе проклятие первородного греха, крестить необходимо, как минимум потому что мы не знаем сколько они проживут. Кроме того, Крещение в раннем возрасте создаёт благоприятные условия для духовного развития и возрастания человека. Об этом хорошо пишет свт. Феофан Затворник.
Однако все это имеет смысл в двух случаях: 1) угроза смерти ребенка; 2) твердое намерение воспитывать ребенка в православной вере и благочестии без прямой угрозы смерти. Если этого нет, то имеет смысл отложить Крещение до того момента, когда он вырастет, определиться сам и будет нести личную ответственность за свой выбор.
Ко всему сказанному выше хочется добавить, что вырастая, дети не определяются вовсе. А причиной тому является то, что родители не дают ему никакого духовного воспитания, либо оно настолько сумбурное и не привязанное ни к чему, что ребенку нечего и не с чем сравнивать, для того, чтобы сделать выбор и определиться. Наиболее распространена такая ситуация в смешанных семьях, где родители - представители разных религий, после рождения ребенка договариваются о том, что ребенок вырастет и сам решит кем ему быть.
Также хочется отметить, что совершенно нелогичным видится, что православные родители не крестят ребенка, а ждут пока он сам вырастет и будет определяться. Желая себе спасения, родители и ребенку его желают. И это самое простое объяснение крещению детей.
Отвечу Вам словами свт. Григория Богослова из его «Слова на Святое Крещение»:
У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати, по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила, и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога. Нет никакой тебе нужды в привесках и нашептываниях, вместе с которыми входит лукавый, привлекая к себе от легковерных благоговение, должное Богу. Дай своему младенцу Троицу – это великое и доброе хранилище.
Если Вы желаете, чтобы ребенок сам выбрал себе веру и безразличны к тому, хорошая это будет вера или плохая, то поступайте так и в прочем. Не заботьтесь о его образовании: вырастет, сам позаботится. Не учите его нравственности: пусть сам решает эти вопросы, хотя бы он стал убийцей, развратником и не дал бы Вам внуков. Не учите его любить родителей и вообще людей: ведь Бог тоже учит нас любить родителей и других людей, а эта заповедь пока ему не нужна, по Вашему мнению.
Итак, относитесь к своему ребенку не как любящая мать или отец, а как наемный воспитатель. В свое время Вы пожнете плоды такого отношения, восплачете и покаетесь. Надеюсь, что тогда хотя бы Вы сами, как и многие подобные Вам родители, ради погибающего ребенка начнете искать Бога, найдете Его и через покаяние придете к Небесному Отцу.
Дело в том, что христианство - это не нравственная философия, учащая людей жить правильно, а мистическая практика, призванная спасти наши души от ада. Не ада как условного символа всего плохого, а реального ада, где души грешников страдают, оказавшись во власти того абсолютного зла, в пользу которого они сделали свой выбор в материальном мире.
Соответственно, и Крещение является не только присягой на верность Христу, но и реальной мистической защитой от вполне реальных сил ада. И маленькие дети нуждаются в такой защите более, чем кто бы то ни было.
Здесь можно привести такое сравнение: родители еще в детстве получают на ребенка свидетельство о его гражданстве, то есть принадлежности к юрисдикции определенного государства. Таким образом они передают своего ребенка под защиту законов своей страны. Когда же ребенок вырастет, он сам будет иметь возможность выбрать гражданство того или иного государства.
В данном случае мы передаем своих детей под покровительство Христа. Став зрелыми, дети сами решат, остаться ли им на пути спасения или выбрать «гражданство» ада.
С уважением,
Общеизвестно, что любой ребенок подлежит воспитанию. Модель воспитания для детей, как правило, выбирают родители (усыновители, опекуны). Нет ничего несуразного в том, чтобы выбрать для ребенка христианскую, проверенную временем модель. Но такая модель подразумевает необходимость крещения.
Противники раннего крещения утверждают, что христианская модель воспитания подразумевает ограничение ребенка в личных правах и свободах. Но на это мы можем возразить, что и любая модель воспитания вообще предполагает накладывание на детей определенных ограничений.
В связи с тем, что именно крещение дает человеку возможность участвовать в общецерковной жизни, в Таинствах Церкви (в том числе в Таинстве Евхаристии), утверждаем: «раннее» крещение не только не урезает младенца в правах и свободах, но и, напротив, наделяет его рядом дополнительных личностных прав и свобод:
- правом, возможностью и способностью освящаться и просвещаться Божественной благодатью;
- правом, возможностью и способностью к благодатному единению с Богом, ангельскими силами, братьями и сестрами во Иисусе Христе;
- правом, возможностью и способностью к богоуподоблению;
- правом, возможностью и способностью теоретического и опытно-мистического познания Истины;
- свободой от уз первородного греха;
- свободой от непомерных нападок лукавых демонических сил;
- свободой (потенциально) от нравственных блужданий и падений, греховных привычек, страстей и пороков;
- возможностью «воспитаться» не только для нынешней, временной жизни, но и для вечной, блаженной.
См. об этом подробнее: Нужно ли крестить новорожденных младенцев?