5 Ответов
Здравствуйте, Иван! Милости Божией Вам.
Давайте разделим два понятия: личное прощение и правосудие.
Прощение — это состояние Вашего сердца. Вы отпускаете обиду, не держите зла, молитесь о душе согрешившего. А суд и тюрьма — это инструменты государства, установленные Богом для защиты общества от зла. В Священном Писании сказано: «начальник есть Божий слуга... он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4).
Простить преступника — не значит освободить его из тюрьмы. Это значит перестать его ненавидеть. Наказание же помогает и обществу, и, возможно, самому оступившемуся осознать свой грех и прийти к Таинству Покаяния.
Нужно принимать во внимание, что слова молитвы Господней о прощении, которые Вы привели, относятся к прощению личных обид, причиненных нам людям. Они ничего не говорят против правосудия в обществе. Из них можно сделать вывод о том, что нельзя мстить обидчикам, требовать им наказания, мотивированное желанием отмщения. Однако наказывать преступников в рамках закона ради пресечения зла, ради общего блага не только можно, но и нужно. Без этого жизнь на земле превратится в ад. А Богу это не угодно. Вспомним, что в другом месте Библии говорится о наказаниях преступников:
[Начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим.13:4).
Рекомендую Вам прочитать эту статью, где рассматривается вопрос о христианском отношении к злодеям.
Если бы в мире всем всё прощали, не устоял бы этот мир. Поэтому прощение не предполагает абсолютного попустительства, прощение, прежде всего, это отказ от гнева и мстительности. Закон Божий не запрещает наказывать преступников:
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое
