Друзья, заранее прошу извинить за вопрос чайника. Но не дает покоя этот вопрос:
Все больше узнавая деяния Святых Отцов, поражаюсь их силе. И честно сказать меня это немного огорчает, осознавая какой же я все таки немощный человек, да нет "человечишка".
Иногда даже доходит до такого, что думаешь, а зачем это все, если я так не смогу (как святые) и никогда не достигну Царства Небесного после жизненного пути.
В итоге, вопрос, зачем начинать этот путь (воцерковления) если до финала Царства Небесного дойдут далеко не все.
6 Ответов
Евгений, это слишком потребительский, эгоистический подход к спасению, в нём нет Бога, нашего Отца Небесного.
Спасение - это в первую очередь Богопознание, Богообщение и Богоуподобление. Центр нашей веры - Отец наш Небесный. Мы не просто пытаемся заработать на Его любви, а стараемся стать достойными её, войти в общение с Богом!
Например, мы общаемся с родителями не потому, что надеемся на наследство от них, а потому что любим их.
Надо принимать во внимание несколько вещей.
Мы исполняем заповеди и спасаемся благодатью Иисуса Христа, а не только своими слабыми силами. Если рассчитывать на себя и свои немощи, то действительно нет смысла даже пытаться.
Да, есть много святых, совершивших различные поразительные подвиги. Многие из них исполняли не только заповеди, но и евангельские советы совершенства, которые не требуются от всех в качестве условия спасения. Поэтому смотреть на святых полезно, но не стоит себя мерить их меркой. Ваш, мой, их жизненные пути неповторимы и отношения с Богом уникальны. Идите своим путем, руководствуясь Евангелием, вместо того, чтобы проживать чужую жизнь. Мысль о том, что я никогда не буду как святой такой-то, и вправду может ввести в уныние. Но нам и не нужно быть как они, нам нужно идти своим путем. А пути святых очень разные, но есть нечто универсальное - любовь ко Христу и решимость идти за Ним до конца. Бог заинтересован в нашем спасении, а не в том, чтобы мы погибли, это важно помнить. Он нам всячески помогает и предусмотрел десятки средств для прощения грехов и упражнения в любви.
А заповеди Евангелия, хотя и возвышенны, но не тяжки. Свт. Иоанн Златоуст напоминает нам:
Если бы Бог заповедал что-либо трудное и невозможное, то иной мог бы сослаться на трудность Его заповедей; если же Он заповедует весьма легкое, то что мы можем сказать, не заботясь и об этом? Разве ты не можешь поститься и сохранять девство? Можешь, если захочешь, в чем обличают нас те, которые исполняли это; но Бог не употребил против нас всей строгости, не повелел и не заповедал этого, а предоставил воле слушателей; ты можешь быть целомудренным и в браке, можешь воздерживаться и от пьянства. Разве ты не можешь раздать всего имущества? Можешь, как показывают сделавшие это, но Бог не заповедал и этого, а повелел не похищать чужого и из имущества своего уделять нуждающимся. Если кто скажет, что он не может довольствоваться одной женой, тот обольщает и обманывает себя, в чем обличают его те, которые сохраняют целомудрие и без жены. Разве ты не можешь не злословить, не можешь не клясться? Напротив, труднее делать это, нежели не делать. Какое же мы имеем оправдание, когда не исполняем столь легкого и удобного? Не можем представить никакого.
И прп. Анастасий Синаит говорит о том же:
Поскольку Господь говорит: "Иго Мое благо, и бремя мое легко" (Мф. 11:30), то ясно, что и старику, и немощному возможно соблюсти закон Его. Ведь Он не предписал нам ни [сохранения] девства, ни удаления от всего мирского, ни воздержания от мяса и вина, но [заповедовал только] любить Бога и ближнего, не быть злопамятным, не осуждать [других], [стяжать] смиренномудрие, сочувствовать [людям] по мере [своих] сил, молиться в сердце [своем], терпеливо переносить скорби, быть кротким и мирным. А все это может делать и немощный, и старый, и лежащий на одре [болезни], и сочетавшийся в этом мире с женой. Осуществивший это будет, конечно, спасен, даже если он впадал в грехи известного царя Манассии.
Сами святые отцы говорят, что это не сложно, давайте просто поверим им и будем стараться.
а зачем это все, если я так не смогу (как святые) и никогда не достигну Царства Небесного
Вы, как представляется, полагаете, что спасаются только люди, указанные в списках святых поместной Церкви?
Но это совсем не верно. Огромное число обычных людей находят дорогу к Богу, оставаясь неизвестными широкому кругу лиц.
Вспомним жизнь пророка Илии, когда в борьбе с идолопоклонством он оказался в отчаянии от падения людей. Он взмолился к Богу с вопросом о том, зачем его усилия и чудеса, если так никто не уверовал. И Господь дал ответ, что вокруг Илии живёт 7000 истинно верующих, никому не известных людей, и из них даже были пророки. 3Цар. 19:15-18
Получается, что каждый из нас может попасть в этот список, прикладывая незаметные для всех спасительные усилия.
В Древнем Патерике есть такие слова:
Святые отцы скитские пророчествовали и о последнем роде, говоря: что сделали мы? На это отвечал один из них великой жизни Авва, по имени Сирион: мы сохранили заповеди Божии. Его спросили: а что сделают люди, которые будут жить после нас? Авва отвечал: они сделают половину нашего дела. Его спросили ещё: а которые будут жить после них, те что сделают? Они совсем ничего не сделают. Придут на них искушения, и те, которые в то время окажутся добрыми, будут больше нас и отцев наших.
Сейчас у людей увеличилась гордость, поэтому от великих подвигов будет не польза, а только гордость еще увеличится. Поэтому спасение сейчас происходит через скорби, которые могут быть внешне как что-то обычное, не выдающееся, тогда человека не будут хвалить, и сам он не будет гордиться и тщеславиться. Вот заболел человек раком. Чем тут хвалиться? А современный старец говорит, что благодаря раковым болезням наполнился рай. Но перенесение скорбей благодаря воцерковлению, участию в Таинствах сильно облегчается.
- Спасает Бог, но не без участия самого человека. "Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин.15:5). Не отталкивайте Божественную руку из-за ложного сомнения.
- Никто из святых не ощущал себя таковым. Как раз наоборот, они чувствовали свою греховность и все упование возлагали на Бога, ибо спасает Он.