Синай

Сина́й (сир. ܣܝܢܝ, ивр. ‏הַר סִינַי‏‎, Хар-Синай; также гора Моисея, гора Хорив) – гора на Синай­ском полу­ост­рове,

1) гора, рас­по­ло­жен­ная на Синай­ском полу­ост­рове, где Бог дал народу десять запо­ве­дей (народ нахо­дился возле горы) (Исх.17:19-20; Исх.20:1-17);
2) Синай­ский полу­ост­ров. Полу­ост­ров рас­по­ла­га­ется на гра­нице между Азией и Афри­кой, гео­гра­фи­че­ски отно­сясь к Азии. С юга полу­ост­ров омы­ва­ется Крас­ным морем, с севера – Сре­ди­зем­ным. В неко­то­рых слу­чаях словом «Синай» обо­зна­чают Синай­скую пустыню (Исх.19:1).

sinaj - Синай

Гене­зис назва­ния «Синай» сложно опре­де­лить. По неко­то­рым вер­сиям это назва­ние про­ис­хо­дит от имени древ­него месо­по­там­ского идола — бога Луны Сина. В рав­ви­ни­сти­че­ской тра­ди­ции суще­ствует мнение о том, что назва­ние «Синай» появи­лось от слова «куст» (seneh) и свя­зано с неопа­ли­мой купи­ной и явле­нием Бога Моисею (Исх.3:2).

Гора Синай имеет мно­же­ство назва­ний в зави­си­мо­сти от кон­крет­ной рели­гии (иногда и несколько назва­ний). Так в рав­ви­ни­сти­че­ской лите­ра­туре гора имеет сле­ду­ю­щие назва­ния: Ин, Кадеш, Эдомот, Паран, Хореб или Хорив, Хар ха-Элохим («гора Божия»), Хар-Басан («Зуба­стая гора» или «Гора-Меч»), Хар­ну­ним («Чистая гора», «Сырная гора»), нако­нец, гора Моисея и гора Яхве. В араб­ской тра­ди­ции гора Синай известна как Дже­бель-Муса («гора Моисея»). В хри­сти­ан­стве встре­ча­ются назва­ния: Синай, Хорив, гора Моисея.

Назва­ние Хорив (что значит «сухой», «разо­рен­ный», «пустын­ный»), по заме­ча­нию оте­че­ствен­ного иссле­до­ва­теля архим. Ники­фора (Баже­нова), отно­сится не только к кон­крет­ной горе, но к группе гор, тогда как Синай обо­зна­чает одну гору из этой группы; опять же, согласно его утвер­жде­нию, Синаем име­ну­ется восточ­ный хребет горы Хорив (Хорив. Биб­лей­ская энцик­ло­пе­дия).

В иуда­изме не сохра­ни­лись све­де­ния о место­по­ло­же­нии Синай­ской горы. Совре­мен­ный топо­ним обу­слов­лен хри­сти­ан­ской тра­ди­цией почи­та­ния именно этой горы – горы Моисея. Бла­го­даря такой атри­бу­ции там был построен мона­стырь (извест­ный ныне как мона­стырь св. Ека­те­рины), рас­по­ла­га­ю­щийся у север­ного под­но­жия горы. Сви­де­тель­ства исто­рика Евсе­вия Кеса­рий­ского поз­во­ляют гово­рить о том, что почи­та­ние именно этого места в каче­стве места явле­ния Бога про­року Моисею вос­хо­дит к IV веку н. э. Хотя в более позд­нее время пред­ла­га­лось много аль­тер­на­тив­ных версий об истин­ном место­на­хож­де­нии горы Моисея, вплоть до поиска горы вне соб­ственно Синая: в част­но­сти архео­логи XIX века Гратц (Grätz) и Сайс (Sayce) искали гору Моисея север­нее Синай­ского полу­ост­рова.

Синай в рели­гии и куль­туре

Зна­че­ние горы Синай как для Бого­от­кро­вен­ного хри­сти­ан­ства, так и для миро­вой рели­ги­оз­ной мысли сложно пере­оце­нить.

В Ветхом Завете гора опи­сана как то место, где Бог дал Моисею, а через него еврей­скому народу и всему миру Свой Закон (в част­но­сти, дека­лог – десять запо­ве­дей). Сего­дня в мона­стыре св. Ека­те­рины веру­ю­щим пока­зы­вают неболь­шую пещеру под скалой к северу от церкви на вер­шине горы, говоря, что это та самая пещера, где, согласно Библии, во время соро­ка­днев­ного  пери­ода при­сут­ствия на горе укры­вался Моисей (Исх.24:18).

Хри­сти­ан­ские аскеты и веру­ю­щие сели­лись на южной око­неч­но­сти Синая уже с II–III века. По всей види­мо­сти к этому вре­мени отно­сится акти­ви­за­ция попы­ток хри­стиан  опре­де­лить истин­ное место­на­хож­де­ние горы Моисея, инфор­ма­ция о кото­ром в вет­хо­за­вет­ной тра­ди­ции не сохра­ни­лась. Начало почи­та­ния нынеш­ней Синай­ской горы как горы Моисея вос­хо­дит к IV в. Первые аскеты жили в оазисе Фаран (вади Фиран), а также вдоль всего Хори­вского хребта, отшель­ни­ками в пеще­рах (нали­чие мно­го­чис­лен­ных пещер в данной мест­но­сти и пред­опре­де­лило ее попу­ляр­ность среди веру­ю­щих). В 330 году монахи Синая обра­ти­лись к матери импе­ра­тора Кон­стан­тина, Елене, с прось­бой о постройке возле «Неопа­ли­мой купины» неболь­шой церкви (во имя Божией Матери), а также башни в каче­стве убе­жища на случай воз­мож­ных набе­гов кочев­ни­ков. Эта просьба была удо­вле­тво­рена (Синай­ский мона­стырь вели­ко­му­че­ницы Ека­те­рины). В VI в. деле­га­ция синай­ских мона­хов обра­ти­лась к импе­ра­тору Юсти­ни­ану с прось­бой постро­ить на Синае укреп­лен­ный мона­стырь, что, затем, и было выпол­нено. По неко­то­рым оцен­кам, датой завер­ше­ния стро­и­тель­ства мона­стыря явля­ется 527 г. Пер­во­на­чально мона­стырь был посвя­щен Пре­свя­той Бого­ро­дице. С XI века он стал име­но­ваться мона­сты­рем Святой Ека­те­рины.

Гора Синай как место молит­вен­ного дела­ния и духов­ного подвига пра­во­слав­ных мона­хов стала одним из цен­тров пра­во­слав­ной аске­ти­че­ской тра­ди­ции. В част­но­сти, игу­ме­ном Синай­ской горы (веро­ятно, одним из первых глав мона­стыря после его постройки), того самого мона­стыря Святой Ека­те­рины, был выда­ю­щийся подвиж­ник св. прп. Иоанн Лествич­ник, автор одного из наи­бо­лее извест­ных трудов по пра­во­слав­ной асеп­тике — «Лествицы».

В 1935 на вер­шине горы Моисея был построен храм во имя Святой Троицы.

Синай­ская гора почи­та­ется не только хри­сти­а­нами и иуде­ями, но и мусуль­ма­нами. Скажем, в XI в. на Синае была осно­вана мечеть.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки