Законы при­роды

***

Зако́ны приро́ды — сово­куп­ность объ­ек­тивно суще­ству­ю­щих зако­нов, дей­ству­ю­щих в види­мом мире (физи­че­ских, хими­че­ских, био­ло­ги­че­ских и др.), обу­слов­ли­ва­ю­щих бытие и раз­ви­тие как отдель­ных Божьих тво­ре­ний, так и всего мира в целом; законы миро­устрой­ства.

***

Законы при­роды — законы Божьи?

В стро­гом зна­че­нии тер­мина под Божьим зако­ном Божьим зако­ном обычно под­ра­зу­ме­ва­ется закон, направ­лен­ный на духовно-нрав­ствен­ное пре­об­ра­же­ние чело­века, упо­доб­ле­ние Богу.

Во вре­мена Вет­хого Завета такой рели­ги­озно-нрав­ствен­ный закон был пре­по­дан Изра­илю. С При­ше­ствием в мир Сына Божьего, совер­ше­нием им Искуп­ле­ния чело­века закон Божий был пре­по­дан Единой и Истин­ной Церкви. К испол­не­нию этого закона (а он под­ра­зу­ме­вает при­об­ще­ние к Церкви) при­званы все люди, вне зави­си­мо­сти от их наци­о­наль­ной, реги­о­наль­ной, соци­аль­ной, поло­вой или иной при­над­леж­но­сти.

Законы при­роды, как уста­нов­лен­ные Твор­цом, тоже можно опре­де­лить как Боже­ствен­ные. Они рас­про­стра­ня­ются не только на людей, но и на весь мир. В отли­чие от нрав­ствен­ного закона их соблю­де­ние или несо­блю­де­ние людьми не зави­сит от сво­боды про­из­во­ле­ния так, как зави­сит испол­не­ние духовно-нрав­ствен­ных норм. Скажем, закон при­тя­же­ния дей­ствует и на чело­века, и на без­душ­ный камень. Хочет чело­век или не хочет, но он под­вер­жен дей­ствию этого закона, не может взять его и отме­нить.

Утвер­жде­ние мате­ри­а­ли­стов, что нали­чие зако­нов при­роды можно объ­яс­нить исходя из есте­ствен­но­на­уч­ного знания (без опоры на учение о Творце мира) в дей­стви­тель­но­сти осно­вано не на науке, а на вере в веч­ность и само­быт­ность мате­рии.

Наука может иссле­до­вать содер­жа­ние зако­нов при­роды (выяв­лять мате­ма­ти­че­ские, хими­че­ские или иные зако­но­мер­но­сти), но ника­кая наука, опи­ра­ясь на ате­изма, не в силах объ­яс­нить пер­во­при­чину их про­ис­хож­де­ния, при­чину их посто­ян­ства.

Напро­тив, долж­ное, не пред­взя­тое, ответ­ствен­ное отно­ше­ние уче­ного к резуль­та­там науч­ных иссле­до­ва­ний окру­жа­ю­щего может при­ве­сти его к пра­виль­ному выводу о Едином Зако­но­да­теле, Едином Творце и Миро­пра­ви­теле. Соб­ственно, именно на созер­ца­нии мира осно­вано пости­же­ние есте­ствен­ного Боже­ствен­ного откро­ве­ния (см. подроб­нее: Что такое есте­ствен­ное откро­ве­ние Божие и есте­ствен­ное бого­по­зна­ние?).

***

Про­ти­во­ре­чат ли чудеса зако­нам при­роды?

Отве­чает Сергей Худиев:

Когда гово­рят «чудеса про­ти­во­ре­чат зако­нам при­роды», путают две вещи.

Первое: мы живем в высо­ко­упо­ря­до­чен­ном мире, где бла­го­ра­зумно ожи­дать, что при­рода ведет себя сооб­разно опре­де­лен­ным зако­нам, если вода 1000 раз заки­пела при 100 гра­ду­сах, то и на 1001 она заки­пит. Наука обра­ща­ется именно к этой упо­ря­до­чен­но­сти мира.

Второе: мир закрыт, то есть не суще­ствует каких-либо сил за его пре­де­лами, кото­рые могли бы вме­ши­ваться в про­ис­хо­дя­щие внутри него собы­тия.

Тезис первый под­твер­жда­ется всем нашим опытом — мир упо­ря­до­чен, более того, упо­ря­до­чен строго таким обра­зом, что в нем воз­можна жизнь. Все­лен­ная выгля­дит уди­ви­тельно слож­ной и при этом тща­тельно сба­лан­си­ро­ван­ной и точно настро­ен­ной, чтобы под­дер­жи­вать усло­вия, необ­хо­ди­мые для нашего суще­ство­ва­ния.

Из этой упо­ря­до­чен­но­сти, однако, никак не сле­дует тезис номер два (мир закрыт от вме­ша­тельств извне). Не суще­ствует ника­кой логи­че­ской связи между упо­ря­до­чен­но­стью и закры­то­стью. «Чудес не бывает» — это просто миро­воз­зрен­че­ская уста­новка, и мы не можем ее дока­зать или опро­верг­нуть, ссы­ла­ясь на данные есте­ствен­ных наук, поскольку есте­ствен­ные науки в прин­ципе имеют дело с упо­ря­до­чен­ными, повто­ря­ю­щи­мися явле­ни­ями, а не с экс­тра­ор­ди­нар­ными внеш­ними вме­ша­тель­ствами. Чудеса не про­ти­во­ре­чат науке и не под­твер­жда­ются ей. Они просто нахо­дятся вне сферы ее ком­пе­тен­ции. Можно ска­зать, что упо­ря­до­чен­ность мира скорее побуж­дает к при­зна­нию воз­мож­но­сти чудес – сами законы при­роды ука­зы­вают на Зако­но­да­теля, и нет ничего несо­об­раз­ного в том, чтобы при­знать, что тот же, Кто явля­ется Твор­цом порядка, явля­ется и Твор­цом чудес.

***

Если при­ве­сти ана­ло­гию из про­грам­ми­ро­ва­ния, то Богом была создана система, в кото­рой у людей права поль­зо­ва­те­лей, а у Него Самого — права супер­поль­зо­ва­теля. И то, что выгля­дит для чело­века, как нару­ше­ние зако­нов при­роды не гово­рит о том, что Бог про­ти­во­ре­чит Сам Себе, когда решает напря­мую вме­шаться в те или иные собы­тия (вос­поль­зо­ваться пра­вами супер­поль­зо­ва­теля). 
Евге­ний Михай­лов

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки