Не всегда посетитель понимает, какое образование у человека в белом халате за прилавком аптеки. В результате часть клиентов относится к фармацевту, как к продавцу, другая же часть ждёт консультации врачебного уровня. Происходит это от недостатка информации о самой профессии. Кроме того, фармация за последние десятилетия изменилась до неузнаваемости. Раньше аптека действительно выглядела, как медицинская организация: за витриной с не очень яркими готовыми препаратами скрывались таинственные производственные отделы, в которых «крутили» порошки, изготавливали микстуры, капли, мази и свечи, инъекционные растворы, проводили качественный и количественный анализ приготовленного, стерилизовали… Сейчас таких аптек практически не осталось.
Современная аптека выглядит скорее, как магазин. Но суть её осталась прежней: быть рядом, когда человеку нужно лекарство. Как и раньше за прилавком мы видим фармацевта-первостольника, который имеет соответствующее образование и сертификат специалиста (подтверждается каждые 5 лет). Профессию фармацевта нельзя сравнить с профессией врача. Поэтому заменять приём доктора аптечной консультацией крайне опасно: нельзя требовать от работника аптеки того, чему он не обучен (за это фармацевт может понести ответственность вплоть до уголовной). Хотя определённые вещи подсказать первостольник не только вправе, но это входит в его основные обязанности.
По новым правилам, которые регламентируются приказом МЗ № 647н от 31.08.2016, все фармацевты первого стола должны консультировать покупателя абсолютно любого товара аптечного ассортимента о том, каково его терапевтическое действие, как его применять или использовать, дозировать, хранить. Также обязательно предупреждение о взаимодействиях препаратов с пищей и другими лекарствами, противопоказаниях и правилах отпуска покупаемого средства — по рецепту/ без рецепта и пр. Если раньше фармацевт мог это делать от случая к случая или если сам покупатель вопрошает, то теперь абсолютно любая покупка в аптеке должна сопровождаться информированием покупателя.
Что запрещается скрывать фармацевту, так это международное непатентованное название покупаемого препарата (МНН), наличие лекарств с этим названием в аптеке и их цены. К примеру, всем известный спазмолитический препарат Но-шпа имеет МНН Дротаверин. Конечно, о качестве более дешёвых дженериков под таким названием можно долго рассуждать, спорить об эффективности. Однако, фармацевт не имеет права «прятать» дженерики под прилавком, пусть даже они в сотню раз менее эффективны.
Приказ МЗ № 403н от 11.07.2017 ещё более конкретизирует фармконсультацию в отношении именно лекарственных препаратов. Он содержит краткий перечень информации, доносимой до покупателя: режим и дозы приёма лекарственного средства, правила хранения и взаимодействия с другими препаратами. Эту краткую информацию и обязан доносить фармацевт до покупателя абсолютно при любом отпуске препарата.
Особенно важно слушать первостольника, когда говорится о хранении. Ведь так важно не прервать холодовую цепь и донести до дома эффективный препарат, не забывая убрать в холодильник. Если человек покупает иммунобиологический препарат, то фармацевт имеет право отпустить его только если у покупателя есть термоконтейнер.
В аптеке для консультаций даже может быть организована специальная зона, в т.ч. с сидячими местами.
Вообще, область, где фармацевт должен быть, как рыбка в воде — это препараты безрецептурного отпуска. Они составляют около 30% производимых лекарств. Рекомендовать рецептурные препараты (остальные 70%) первостольник права не имеет. Но это всё в теории. Что пациент от врача должен приходить в аптеку с рецептом, выписанным на рецептурном бланке, а не на рекламном квадратике бумажки — тоже теория. Конечно, с более строгими рецептами (теми, что остаются в аптеке, бесплатными, учётными) проще. А вот с самыми простыми рецептурными бланками, которые не остаются в аптеке, после непродолжительных проверок и штрафов всё вернулось в начало: врачи зачастую используют пресловутые листочки, а фармацевты со вздохом производят такой кривой отпуск препаратов, немало рискуя. Об изменениях в этой ситуации мечтают все участники этой печальной традиции. Фармацевтический отпуск в нашей стране в этом плане уникален. В Европе, к примеру, и витаминов без рецепта не купить.
Может ли фармацевт заменить назначенный врачом препарат? Фармацевт может предложить препарат с таким же действующим веществом, в той же дозировке, но другого производителя, если выписанного нет в аптеке. Логично фармацевту было бы указать (а покупателю — спросить), что препарат не оригинальный и эффект от него может быть слабее. Решение принимает сам посетитель аптеки. Настаивать на покупке синонима фармацевт не вправе. Кстати, если брать именно рецептурный отпуск, то по правилам врач должен выписать препарат под МНН. И только в редких случаях при индивидуальной непереносимости доктор может выписать торговое наименование. В этом случае фармацевт — ключевое звено, консультирующее пациента о наличии разных производителей того или иного действующего вещества. Такая тактика должна была исключить предвзятость некоторых врачей в отношении приверженности к определённым производителям препаратов. На практике мы встречаем всё те же назначения на листочках под торговыми наименованиями.
Итак, фармацевт не должен назначать препараты по той причине, что этиология и патогенез заболеваний изучаются специалистами фармацевтической профессии недостаточно глубоко. Фармацевт не врач, а специалист по особенностям дозирования, приёма, хранения товаров аптечного ассортимента. Посоветовать фармацевт может только безрецептурный препарат. Случается, что работник первого стола достаёт инструкцию для уточнения особенностей приёма. Знания такого фармацевта не должны вызывать недоверие у посетителя аптеки, а скорее наоборот. Намного хуже, когда чересчур самоуверенного специалиста подводит память, а открыть инструкцию не позволяет гордость… Всего несколько десятков лет назад ассортимент аптеки исчислялся тремя тысячами наименований препаратов. Сегодня их свыше 20 тысяч! Человеческий мозг не в состоянии хранить столько информации.
Практика подготовки фармацевтических кадров учит будущих фармацевтов разбираться в медицинской терминологии и быстро получать интересующую информацию из инструкций и справочных изданий.
Словом, как и другая медицинская деятельность, профессия фармацевта не является лёгкой и чрезвычайно ответственна. И также заключает в себе немало открытых биоэтических вопросов.
Автор: Екатерина Соловьева
Комментировать