Перечень заболеваний для получения инвалидности

Перечень заболеваний для получения инвалидности

(100 голосов3.2 из 5)

Инвалидность есть состояние человека с невозможностью осуществления умственной, физической или психической деятельности. Процедура установления инвалидности в РФ производится соответствующими органами, и при этом несет собой медицинское и юридическое значение. Установление инвалидности дает право на получение ряда льгот и пенсионных выплат, притом, что лицо, получившее определенную степень инвалидности, не может осуществлять трудовую деятельность частично либо полностью. В современном обществе понятие «инвалид» принято считать более корректным термином «лицо с ограниченными возможностями».

Рекомендуем также “Дадут ли инвалидность: условия признания человека инвалидом”

Статус инвалидности определяется по нескольким группам:

  • по заболеваниям двигательных функций;
  • по заболеваниям кровообращения;
  • по заболеваниям пищеварительной и дыхательной систем;
  • по нарушениям обменных процессов;
  • по нарушениям функций органов чувств, в частности зрения, слуха, обоняния и осязания;
  • по нарушениям психического состояния.

Вместе с тем, среди россиян бытует мнение о том, что существует перечень заболеваний, в соответствии с которым можно получить определенный статус инвалидности. Однако, не все болезни, перечисленные в этом списке, дают право на получение инвалидности. Так, к примеру, человек с онкологическим заболеванием, после прохождения всех курсов долговременной реабилитационной терапии, может быть направлен на освидетельствование для получения статуса инвалида определенной степени, и уже комиссией будет решать вопрос либо о продлении больничного листа без установления группы инвалидности, либо определить статус инвалида 2й группы сроком на один год, по истечении которого после повторного освидетельствования, инвалидность снимается или вновь продляется. Считается, что продолжительность беспрерывного больничного листа не должна превышать 4 месяцев, с перерывами – 6 месяцев.

Существует перечень лиц, которые вправе получить инвалидность на бессрочной основе, куда относятся:

  • инвалиды мужского пола старше 60 лет и женского старше 50 лет, а также инвалиды с назначением повторного медосвидетельствования по срокам после наступления указанного возраста;
  • инвалиды 1й и 2й групп, степень инвалидности у которых не изменялась либо изменялась в худшую сторону в течение 15 лет;
  • инвалиды ВОВ 1й и 2й групп, а также граждане, защищающие родину с инвалидностью, полученной до ВОВ;
  • инвалиды-военнослужащие лица, получившие статус инвалидности по ранениям и заболеваниям, полученным в период прохождения службы.

Кроме того, существует перечень заболеваний для получения инвалидности на бессрочной основе, куда относятся:

  • злокачественные опухоли разной формы и локализации;
  • доброкачественные опухоли головного мозга;
  • умственные заболевания, не поддающиеся лечению;
  • заболевания нервной системы, влияющие на изменения в моторике и работе чувствительных органов;
  • тяжелые формы нервных заболеваний;
  • дегенеративные процессы головного мозга;
  • тяжелые заболевания внутренних органов с прогрессирующим течением;
  • дефекты нижних и верхних конечностей, в частности ампутация;
  • полное отсутствие зрения и слуха.

Условия установления инвалидности определены критериями и классификацией, регламентированными Приказом Минздравсоцразвития РФ № 1013н от 23 декабря 2009 г. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».  (см. ниже)

Главная

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н “Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы”

Министерство здравоохранения

и социального развития

Российской Федерации

Приказ

от 23 декабря 2009 г. N 1013н

Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

В соответствии с подпунктом 5.2.100.32 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 3, ст. 378; N 2, ст. 244; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088), приказываю:

1. Утвердить классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласноприложению.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 535 “Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2005 г. N 6998).

Министр

Т.А.ГОЛИКОВА

Приложение

к Приказу

Министерства здравоохранения

и социального развития

Российской Федерации

от 23 декабря 2009 г. N 1013н

КЛАССИФИКАЦИИ И КРИТЕРИИ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

I. Общие положения

1. Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления групп инвалидности (категории “ребенок-инвалид”).

II. Классификации основных видов нарушений функций

организма и степени их выраженности

3. К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

4. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:

  • 1 степень — незначительные нарушения,
  • 2 степень — умеренные нарушения,
  • 3 степень — выраженные нарушения,
  • 4 степень — значительно выраженные нарушения.

III. Классификации основных категорий жизнедеятельности

человека и степени выраженности ограничений этих категорий

5. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

  • способность к самообслуживанию;
  • способность к самостоятельному передвижению;
  • способность к ориентации;
  • способность к общению;
  • способность контролировать свое поведение;
  • способность к обучению;
  • способность к трудовой деятельности.

6. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:

а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

  • 1 степень — способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;

б) способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

  • 1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) способность к ориентации — способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

  • 1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
  • 2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г) способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

  • 1 степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи; при изолированном поражении органа слуха способность к общению с использованием невербальных способов и услуг по сурдопереводу;
  • 2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д) способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

  • 1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
  • 2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
  • 3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е) способность к обучению — способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

  • 1 степень — способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
  • 2 степень — способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
  • 3 степень — неспособность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

  • 1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
  • 2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;
  • 3 степень — неспособность к любой трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) любой трудовой деятельности.

7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

IV. Критерии установления групп инвалидности

8. Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

  • способности к самообслуживанию третьей степени;
  • способности к передвижению третьей степени;
  • способности к ориентации третьей степени;
  • способности к общению третьей степени;
  • способности контролировать свое поведение третьей степени;
  • способности к обучению третьей степени;
  • способности к трудовой деятельности третьей степени.

9. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

  • способности к самообслуживанию второй степени;
  • способности к передвижению второй степени;
  • способности к ориентации второй степени;
  • способности к общению второй степени;
  • способности контролировать свое поведение второй степени;
  • способности к обучению второй степени;
  • способности к трудовой деятельности второй степени.

10. Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

  • способности к самообслуживанию первой степени;
  • способности к передвижению первой степени;
  • способности к ориентации первой степени;
  • способности к общению первой степени;
  • способности контролировать свое поведение первой степени;
  • способности к обучению первой степени.

11. Категория “ребенок-инвалид” определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

Источник: pravo-med.ru

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки