Многоуважаемый Петр Васильевич, почтенные члены профессорско-преподавательской корпорации, досточтимое студенчество!
Благодарю вас за высокую честь быть избранным почетным доктором Гродненского государственного медицинского университета.
Поскольку врачевание душ человеческих было и остается одной из основных миссий Церкви Христовой, постольку я как служитель Церкви также имею определенные основания относить себя к числу врачевателей.
Ваше доверие и признание моих скромных трудов побуждает меня поделиться с вами некоторыми мыслями о взаимопроникновении таких областей служения людям, какими являются христианская духовная нива и медицинское поприще.
Медицина как наука о здоровье
Медицина как наука о здоровье уделяет внимание человеку в его болезненном состоянии. От нее также неотъемлемо постоянное попечение о предупреждении болезней.
Медицина обращается прежде всего к телу человека, то есть к физическому организму. Но в не меньшей степени науку интересует душевная сторона человеческой жизни, ибо она чем дальше тем больше сталкивается с расстройствами психики и нервной системы человека.
Медицина имеет отношение и к сфере человеческого разума, поскольку ей приходится сталкиваться с травмами или аномалиями деятельности головного мозга. Иначе говоря, медицинская наука как таковая обращена ко всей совокупности жизненных проявлений человека, к “целому” существу, которое единственное в природе имеет тройственный состав: дух, душу и тело.
Сегодня профессиональная и научная специализация в медицине многократно возросла, но вместе с тем можно говорить и о другой особенности этого рода деятельности. Человек все больше рассматривается не только как биологический механизм, который призваны ремонтировать врачи, заменяя или исправляя отдельные детали и узлы. Все чаще причины многих болезней человека специалисты пытаются обнаружить в сфере сознания и воли, то есть в том, что составляет его духовные основания. Именно в нынешнем технологичном мире человек при всей сложности его трехсоставной природы требует отношения к себе именно как к взаимосвязанному и единому целому, в котором физические, психические и духовные начала невозможно рассматривать в качестве неких изолированных областей жизнедеятельности. Следовательно, и лечение его уже не может иметь сугубо местного характера.
Исходя из такого совокупного взгляда на человека, хочу поделиться некоторыми соображениями относительно важности и полезности религиозного понимания человеческого феномена и видения человека с точки зрения богословской антропологии.
Но сначала несколько слов о взаимоотношении религии и медицины.
Оставить комментарий