Блаже́нны –
1) евангельские стихи о блаженствах, обетованных Господом Иисусом Христом за различные добродетели (Мф.5:3-12);
2) литургический термин – тропари или стихиры, имеющие перед собой эти стихи и исполняемые вслед за ними на Божественной Литургии, согласно Уставу. Блаженны поются третьим антифоном Литургии в воскресенья и некоторые из праздников, на изобразительных и некоторых других службах.
Заповедей о блаженстве девять:
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф.5:3–12).
В каждом изречении о блаженстве можно видеть: учение (заповедь), а также обещание награды.
1. Блаженство обещается тем, кто является нищим духом. Нищета духовная, по объяснению ряда отцов Церкви, присуща людям, стяжавшим добродетель смиренномудрия. Нищета телесная может способствовать стяжанию нищеты духовной, если христианин изберет её добровольно, по вере в Бога, ради угождения Богу, во славу Божию. Свт. Василий Великий утверждал по этому поводу следующее: «”Нищие духом” суть те, которые обнищали не по другой какой причине, но по учению Господа, сказавшего: ”пойди, продай имение твое и раздай нищим” (Мф.19:21; Лк.18:22). Но если кто, приняв и как ни есть приключившуюся ему нищету, управит собою по воле Божией, как Лазарь; то и сей не чужд блаженства».
2. Блаженны те, кто плачут о своих грехах, а также те, кто безропотно переносят различные скорби, обиды от людей.
3. Блаженны кроткие, то есть христиане, которые имеют мирное расположение духа и не ропщут когда происходит что-либо против их желаний. По слову епископа Хроматия Аквилейского, «кротки люди спокойные, смиренные и скромные, простые в вере и терпеливые ко всякой обиде, те, кто, наставленные в евангельском учении, подражают кротостью примеру Господа, который говорит в Евангелии: ”Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (Мф.11:29)».
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, то есть те, которые, по выражению свт. Афанасия Великого, «творят правду с усердием и сильным желанием». Те, кто желают благодатного оправдания через Иисуса Христа.
5. Блаженны те, кто милостив к другим людям. Согласно объяснению епископа Михаила (Лузина), под милостивыми здесь подразумеваются «те, которые, будучи тронуты несчастьями, бедствиями и вообще страданиями прочих, помогают им чем могут: своими стяжаниями, или советами, или благоснисхождением к их немощам, или вообще тем, в чем ближний имеет нужду».
6. Блаженны чистые сердцем, то есть, по наставлению епископа Хроматия Аквилейского, те, «кто, отвергнув скверну греха, очистил себя от всей нечистоты плоти и стал угоден Богу делами веры и праведности», целомудренные.
7. Блаженны миротворцы, то есть те, кто сами избегают поводов к вражде и стараются примирить врагов между собой.
8. Блаженны изгнанные за правду, то есть те, кто страдает за правду Божию, «гонимые, как отмечает свт. Иоанн Златоуст, за добродетель, за покровительство другим, за благочестие».
9. Блаженны пострадавшие за имя Христово – исповедники, мученики и прочие страдальцы за веру. По оценке блж. Феофилакта Болгарского, «не просто поносимый блажен, но только поносимый за Христа и ложно. В противном же случае он несчастен, потому что для многих служит соблазном».
Относительно добрых дел, за которые Христом обещаны блаженства, в «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (Ч. 2, вопрос 63) сказано:
«Во-первых, эти добрые дела так соединены между собой, что если кто имеет одну добродетель, в собственном и истинном смысле, тот имеет и все другие; также кто вовсе не стяжал ни одной добродетели, тот лишен и всех прочих. Во-вторых, так должно мыслить о добрых делах, о которых сказали, что исполняющие их не только на небесах насладятся вечным блаженством; но они и в сем мире, наслаждаясь временными благами по благоволению Божию, бывают блаженны».
Цитаты о блаженных
«Заповеди Блаженств – своего рода декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. И по тому, как он относится к этим заповедям, можно безошибочно судить о его духовном состоянии. Если они вызывают неприятие, отторжение и ненависть, если между внутренним миром человека и этими заповедями не находится ничего общего, созвучного, то это является показателем тяжкого духовного недуга. Но если возникает интерес к этим странным, тревожащим словам, если появляется желание проникнуть в их смысл, то это свидетельствует о внутренней готовности к слышанию и пониманию Слова Божия».
святейший Патриарх Кирилл
Литература по теме
- Заповеди блаженства
- Блаженны Богословско-литургический словарь
- Заповеди блаженства Энциклопедия изречений
- Заповеди Блаженства Св. Евангелие от Матфея с толкованием св. Отцов
- О блаженствах свт. Петр Могила
- Учение о блаженстве свт. Филарет Московский (Дроздов)
- О евангельских блаженствах свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Заповеди блаженства в истолковании свт. Иоанна Златоуста Т. Миллер
- Заповеди Блаженства С.М. Зарин
- Заповеди Блаженства С. Успенский
- Евангельские заповеди блаженства Г.И. Шиманский
- О заповедях Блаженств Патриарх Кирилл
- Заповеди Блаженств прот. Александр Глебов
- Опыт построения исповеди по Заповедям блаженства архим. Иоанн (Крестьянкин)
- Девять заповедей блаженства, без исполнения коих нельзя достигнуть небесного царствия – главного предмета христианской надежды прот. Григорий Дьяченко
- Евангельские Блаженства А.Д. Троицкий
- Евангельский закон. Заповеди блаженства
- Ноты для хора: Суточный круг, Литургия
- Тропари на Блаженны
- Третий антифон; Блаженны
- К изобразительным прибавляются блаженны архиеп. Вениамин (Краснопевков-Румовский)
- Блаженны. Содержание М.Н. Скабалланович
Комментировать