Родословная Иисуса Христа

Литература по теме

Родосло́вная Иису́са Христа́ – перечень предков Иисуса Христа, содержащийся в Евангелии от Матфея (Мф.1:1-16) и Евангелии от Луки (Лк.3:23-38). Родословная Иисуса имеет своей целью показать не только Его мессианское достоинство, но и Его действительную принадлежность к человеческому роду.

rodoslovnaja iisusa hrista – Родословная Иисуса Христа

Почему евангелист Матфей начинает свое повествование об Иисусе Христе с длинного перечня имен?

Длинный перечень предков в родословных – не редкость. Поскольку апостол Матфей писал свое Евангелие для читателей из иудеев, ему было важно продемонстрировать происхождение Иисуса именно от тех людей, в роду которых, согласно ветхозаветным пророчествам, и должен был родиться обетованный Мессия, в частности: от Авраама (Быт.12:1-3), Исаака (Быт.26:1-4), Иакова (Быт.28:10-14), Иуды (Быт.49:9-11), Иессея (Ис.11:1-5), из рода царя Давида (Пс.15:9-11; ср.: Деян.2:25-27). Начиная свое Евангелие с родословной, апостол Матфей тем самым подчёркивает, что служение Иисуса Христа является не только продолжением ветхозаветной истории, но и процессом реализации мессианских пророчеств. Выполнив эту задачу, он переходит к повествованию о Рождестве Христовом.

Почему в родословии Христа «рождают» детей мужчины, а не женщины?

Это особенность ветхозаветных родословий – они всегда велись по мужской линии.

Почему Матфей упоминает в родословной нескольких женщин?

Евангелист Матфей упоминает, помимо Пресвятой Богородицы, нескольких женщин – Фамарь, Рахаву (предположительно – это блудница Раав из Иерихона), Руфь и Вирсавию. Существует несколько предположений, объясняющих их упоминание.

Согласно первой точке зрения, введение в родословие Господа женщин, как язычниц, так и грешниц, сделано с целью назидания. Бог, не возгнушавшийся причислить к избранному роду таких женщин, не гнушается призывать язычников и грешников в Свое Царство.

Блж. Иероним Стридонский пишет по данному поводу: «Необходимо обратить внимание на то, что в родословной Спасителя не указывается ни одной святой женщины (за исключением Марии – прим. ред.), а упоминаются только такие из них, которых порицает Священное Писание, чтобы показать, что Пришедший ради грешников, происходя от грешников, изгладил грехи всех». Так, Фамарь – позволила себе кровосмешение с тестем (ср. Быт.38:16); Раав была известна как блудница из Иерихона (Нав.2:1); за Руфью отмечают попытку вступления в добрачные отношения (Руф.3:8-9); Вирсавия, бывшая за Уриею совершила грех прелюбодеяния (2Цар.11:3-4).

Другая точка зрения основана на предположении, что, возможно, эти женщины были предметом иудейских споров о Мессии. Но это предположение сложно обосновать в отношении всех четырех имён.

Наконец, согласно третьей точки зрения, кажущейся нам ещё менее правдоподобной, чем вторая, через указание перечисленных выше женских имён евангелист хотел подчеркнуть, что не только Иисус Христос, но и некоторые другие цари – потомки Давида – имели неясности в родословной, и были при этом помазанниками Божьими.

Почему родословная Иисуса Христа в действительности является родословной Иосифа, который не был ему отцом?

Иосиф был обручен с Девой Марией, и принял на себя обязательство по воспитанию Ее будущего Ребенка. Не будучи Его родным отцом, он, тем не менее, считался Его законным отцом, поэтому Иисуса даже в зрелом возрасте продолжали называть «сыном Иосифовым» (Лк.4:22; Ин. 1:45). Вместе с тем, показать, что Иосиф происходит от Авраама, из рода Давидова, значило для евангелиста Матфея подтвердить, что и Дева Мария происходит из этого же рода.

«Почему здесь дается родословие Иосифа, а не Богородицы? – спрашивает блж. Феофилакт Болгарский, и тут же отвечает на свой вопрос – Иосиф не имел никакого участия в рождении Христа, и потому должно было дать родословие Богородицы; но так как был закон – не вести родословие по женской линии (Числ.36: 6), то Матфей и не дал родословия Девы. Кроме того, дав родословие Иосифа, он дал и ее родословие, ибо был закон не брать жен ни из другого колена, ни из другого рода или фамилии, но из того же колена и рода. Так как был такой закон, то ясно, что если дается родословие Иосифа, то тем самым дается и родословие Богородицы, ибо Богородица была из того же колена и того же рода; если же нет, то как бы она могла быть обручена ему? Таким образом, евангелист соблюл закон, который запрещал вести родословие по женской линии, но, тем не менее, дал родословие Богородицы, дав родословие Иосифа. Мужем же Марии назвал его соответственно общему обыкновению, ибо мы имеем обычай и обручника называть мужем обрученной, хотя брак еще и не совершен».

Почему в родословной, приведенной Матфеем, отсутствует несколько имен, которые приводятся в ветхозаветных книгах?

При сопоставлении родословной из Евангелия от Матфея с ветхозаветными книгами, повествующими об истории иудейских царей, обращает на себя внимание опущение Матфеем трех царей между Иоарамом и Озией – Охозии, Иоаса и Амасии. Некоторые исследователи полагают, что это опущение было сделано с целью достичь числа 14 при перечислении поколений между Давидом и переселением вавилонским, так как в данном случае для евангелиста Матфея символизм чисел имел большее значение, чем историческая последовательность имен. Предполагается, что желание достичь числа 14 в каждом хронологическом отрезке, было связано с тем, что числовое значение еврейских букв, при помощи которых записывается имя «Давид», в сумме составляло 14. Между тем, существует версия, согласно которой, если пропуск этих имён был «сделан не случайно, по ошибке переписчика, а намеренно, то причину исключения из родословия трех названных царей следует искать в том, что евангелист считал их недостойными быть исчисленными в ряду наследников Давида и предков Иисуса Христа» (Толковая Библия под ред. А.П. Лопухина. Толкование на Евангелие от Матфея).

В чем смысл разделения родословной на три части, каждая по четырнадцать родов?

Свт. Иоанн Златоуст дает такое объяснение: «Евангелист разделил все родословие на три части, желая там показать, что иудеи с переменою правления не делались лучшими; но и во времена аристократии, и при царях, и во время олигархии предавались тем же порокам: под управлением судей, священников и царей не оказали никакого успеха в добродетели». Митрополит Иларион (Алфеев) пишет: «Матфей не случайно делит родословную на отрезки от Авраама до Давида, от Давида до переселения в Вавилон и от переселения в Вавилон до Христа. В этой конструкции Авраам, Давид и Христос становятся своего рода опорными столпами, именами-символами, на которых держится все здание».

Проблема двух родословных

Наибольшую загадку для исследователей представляет тот факт, что две родословные Иисуса Христа отличаются одна от другой. Родословные у Матфея и Луки совпадают только в том отрезке, который содержит имена от Авраама до Давида. Далее же Матфей перечисляет царей Иудейских, как они упомянуты в Ветхом Завете, а Лука приводит иную линию. Линии сходятся на Салафииле и Зоровавеле, которые присутствуют в списках обоих евангелистов (Мф.1:12; Лк.3:27), но затем родословные снова расходятся вплоть до Иосифа, мужа Марии. Даже имя отца Иосифа у евангелистов оказывается разным: у Матфея он назван Иаковом, у Луки – Илием (Мф.1:15–16; Лк.3:23).

С древних времен известны попытки согласовать эти разногласия между родословными.

  1. Разногласие объясняется тем, что в некоторых случаях имена приведены с учетом закона левирата. Согласно этому закону, если один из братьев умирал бездетным, другой брат должен был взять его жену, «и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле» (Втор.25:5–6). В Ветхом Завете это называлось «восставить имя брата своего»(Втор.25:7). Согласно такому толкованию, евангелисты приводили иногда имена отцов по плоти, а иногда – имена братьев, которые умерли бездетными (и по закону считались отцами рожденного ребенка от их жены). В таком случае, как утверждают, Иаков приходится настоящим отцом Иосифа, а Илий – его мнимым отцом, который умер бездетным. Отсюда следует, что оба варианта описывают родословную со стороны Иосифа. Такое решение проблемы впервые предложил Юлий Африкан (III в.), с которым соглашаются Евсевий Кесарийский, свт. Григорий Богослов, прп. Иоанн Дамаскин и некоторые другие.
  2. Согласно другой гипотезе, Илий, упоминаемый у Луки сразу после Иосифа, был не отцом Иосифа, а отцом Марии, так что это родословная Девы Марии. Косвенное подтверждение этой гипотезы усматривают в той форме, в какой родословная представлена у Луки. Список имен начинается со слов: «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев» (Лк.3:23). В этом случае, исходя из древнего церковного предания, согласно которому, отца Богоматери звали Иоакимом, полагают, что он имел два имени– Иоакима и Илия. Примечание «как думали» может указывать на то, что Иосиф, как мнимый отец Иисуса, как бы противопоставляется реальным предкам Иисуса по материнской линии. Такое решение проблемы предлагал, в частности, гуманист Анний Виттербосский (1432–1505).

Существенным отличием родословной Луки от родословной Матфея является то, что он доводит ее не до Авраама, а до Адама и Бога. Через это Лука, который писал Евангелие для бывших язычников, подчеркивает универсальный характер служения Иисуса Христа. Примечательно, что у Луки Христос назван Сыном Адама и Сыном Божьим, что может указывать как на человеческую, так и на божественную природу Спасителя.

azsaints 330 – Родословная Иисуса Христа

Цитаты о родословной Иисуса Христа

«Сын безначального Отца, Сын истинный, благоволил назваться Сыном Давидовым, чтобы тебя сделать сыном Божиим, благоволил иметь раба Своим отцом, чтобы тебе, рабу, сделать отцом Владыку. Видишь, какое благовестие уже в самом начале? Если же сомневаешься в своем богосыновстве, то уверься в нем, слыша, что было с Ним. Ведь по человеческому рассуждению гораздо труднее Богу стать человеком, нежели человеку сделаться сыном Божиим. Итак, когда слышишь, что Сын Божий есть Сын Давидов и Авраамов, то не сомневайся уже, что и ты, сын Адамов, будешь сыном Божиим».
свт. Иоанн Златоуст

Комментировать

Загрузка формы комментариев...
Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka