Тайны родословия Христова

про­то­и­е­рей Олег Сте­няев

«Родо­сло­вие Иисуса Христа, Сына Дави­дова, Сына Авра­амова» (Мф.1:1).

Такими сло­вами начи­на­ется Родо­сло­вие Хри­стово.

Это Еван­ге­лие, по пре­да­нию, писа­лось для хри­стиан Пале­стины, и пер­во­на­чально было напи­сано на ара­мей­ском («сирий­ском») языке. Все евреи про­ис­хо­дили от Авра­ама, посему было важно под­черк­нуть, что Иисус и из Дома Дави­дова. Евреи не при­знали бы такого Мессию, Кото­рый не про­ис­хо­дил бы от Давида и Авра­ама. Евреи знали и о том, что истин­ный Мессия (Хри­стос) должен был родиться в том самом городе, где и родился царь Давид (Мф.2:6).

«Сын» Он для них только по плот­скому про­ис­хож­де­нию. Но есть и скры­тый, духов­ный смысл в этих словах: «сын Дави­дов», «сын Авра­амов».

Дей­стви­тель­ный сын Давида Соло­мон построил первый в мире Храм, посвя­щен­ный Богу, и Хри­стос, в Теле Своем, создал ХРАМ Церкви Божией; дей­стви­тель­ный сын Авра­ама Исаак был при­но­сим Богу в жертву, но Сам Бог оста­но­вил этот акт. А Сын Божий Иисус Хри­стос точно был при­не­сен в жертву и тоже именно Своим Отцом, как и ска­зано: «Ибо так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего Еди­но­род­ного, дабы всякий веру­ю­щий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

С другой сто­роны, само слово «Христос»означает, по истол­ко­ва­нию древ­них Отцов, и «царя» и «пер­во­свя­щен­ника» (архи­ерея) и про­рока. Вели­ким царем у иудеев был царь Давид, а вели­ким пат­ри­ар­хом-пер­во­свя­щен­ни­ком Авраам. При этом и Давид и Авраам были про­ро­ками Бога.

Но цар­ское досто­ин­ство Христа выше любого чело­ве­че­ского (цар­ского досто­ин­ства). Ска­зано: «Кто сей Царь славы? – Гос­подь креп­кий и силь­ный, Гос­подь…» (Пс.23:8); и еще: «ибо Гос­подь есть Бог вели­кий и Царь вели­кий над всеми богами» (Пс.94:3).

Хри­стос был и истин­ным про­ро­ком, и истин­ным пер­во­свя­щен­ни­ком, – ибо, как Само Боже­ствен­ное Слово, Он воз­ве­щал буду­щее и вершил суд. Ска­зано: «А Гос­подь – во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв.2:20).

В Пра­во­слав­ном дог­ма­ти­че­ском бого­сло­вии (Мака­рий), дела­ется акцент на Цар­ском, Пер­во­свя­щен­ни­че­ском и Про­ро­че­ском слу­же­нии Гос­пода Христа Иисуса.

Конечно для нас хри­стиан, Он прежде всего Бог вопло­тив­шийся на земле. Но во Христе Истин­ное Боже­ство и Истин­ное Чело­ве­че­ство в единой Ипо­стаси (не раз­дельно, нераз­лучно, неиз­менно но и нес­ли­янно). И в дея­тель­но­сти Христа рас­кры­ва­ются аспекты и чело­ве­че­ского слу­же­ния и дей­ствия Боже­ства.

Отве­чая на вопрос: «почему вна­чале гово­рится о «родо­сло­вии», надо отме­тить, что само гре­че­ское слово гене­сеос, пере­ве­ден­ное у нас как «родо­сло­вие», более озна­чает «про­ис­хож­де­ние» и «посте­пен­ное воз­ник­но­ве­ние». Иначе говоря, Хри­стос «мно­го­кратно и мно­го­об­разно гово­рив­ший издревле отцам в про­ро­ках» (Евр.1:1), и ранее, как Боже­ствен­ный Логос про­яв­лял здесь на Земле Свое при­сут­ствие.

Первое: Он (Сын Божий) и создал этот мир. Ска­зано: «ибо Им создано все, что на небе­сах и что на земле, види­мое и неви­ди­мое: пре­столы ли, гос­под­ства ли, началь­ства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (Кол.1:16).

Второе: именно Его Словом создано Боже­ствен­ное Откро­ве­ние (книг Вет­хого Завета). Ска­зано: «К сему-то спа­се­нию отно­си­лись изыс­ка­ния и иссле­до­ва­ния про­ро­ков, кото­рые пред­ска­зы­вали о назна­чен­ной вам бла­го­дати, иссле­ды­вая, на кото­рое и на какое время ука­зы­вал сущий в них Дух Хри­стов…» (1Пет.1:10–11).

Третье: Он и есть обе­то­ван­ный еще в Раю Спа­си­тель мира. Ска­зано было о Нем: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семе­нем твоим и между семе­нем ее; оно будет пора­жать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15).

Наи­бо­лее точно этот про­цесс явле­ния в мир Христа Спа­си­теля пере­дает сле­ду­ю­щее про­ро­че­ство из Пяти­кни­жия Мои­се­ева: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Вос­хо­дит звезда от Иакова и вос­стает жезл от Изра­иля…» (Чис.24:17).

Итак, родо­сло­вие Иисуса Христа:

«Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и бра­тьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Ами­на­дава; Ами­на­дав родил Наас­сона; Наас­сон родил Сал­мона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соло­мона от бывшей за Уриею; Соло­мон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иоса­фата; Иоса­фат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манас­сию; Манас­сия родил Амона; Амон родил Иосию…» (Мф.1:2–10).

Обычно, когда чита­ются родо­сло­вия Библии, то чита­ю­щий спешит побыст­рее про­бе­жать эти тексты гла­зами, даже не дога­ды­ва­ясь о тех духов­ных тайнах, кото­рые скры­ва­ются в самих этих родо­сло­виях. — Как известно, все имена Библии, это «гово­ря­щие» имена!

«…Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехо­нию и бра­тьев его, перед пере­се­ле­нием в Вави­лон. По пере­се­ле­нии же в Вави­лон, Иехо­ния родил Сала­фи­иля; Сала­фи­иль родил Зоро­ва­веля; Зоро­ва­вель родил Авиуда; Авиуд родил Ели­а­кима; Ели­а­ким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Еле­азара; Еле­азар родил Мат­фана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Кото­рой родился Иисус, назы­ва­е­мый Хри­стос» (Мф.1:11–16).

По самому родо­сло­вию Гос­пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа воз­ни­кает три основ­ных вопроса:

1. Почему, кроме имени Пре­свя­той Девы Марии, в родо­сло­вии даются имена только тех женщин, кото­рые допу­стили сек­су­аль­ную нечи­стоту, или были близки к этому?

Эти жен­щины –

  1. Фамарь (пальма),
  2. Рахав (широ­кая),
  3. Руфь (кра­си­вая) и
  4. Вир­са­вия (дочь клятвы).

2. Почему родо­слов­ная раз­де­лена на три части?

3. Почему ска­зано: от Вави­лона до Христа 14 родов; счи­таем, нахо­дим только 13.

Отве­чая на первый вопрос – о при­сут­ствии в родо­сло­вии Иисуса Христа неко­то­рых греш­ных женщин, – надо вспом­нить, что, как известно, Иисус Хри­стос пришел в этот мир спа­сать не пра­вед­ни­ков, а греш­ни­ков (Мф.9:13), что прямо и сле­дует из Его соб­ствен­ного родо­сло­вия (Мф.1:1–17).

Бла­жен­ный Иеро­ним, писал, что «в родо­сло­вии Спа­си­теля не упо­мя­нуты святые жены, но — только осуж­да­е­мые Писа­нием, дабы Тот, Кто пришел ради греш­ни­ков, родив­шись от греш­ни­ков, мог уни­что­жить вся­че­ский грех» (Тол­ко­ва­ние на Еван­ге­лие от Матфея).

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст пред­ла­гает сле­ду­ю­щее истол­ко­ва­ние того обсто­я­тель­ства, что родо­сло­вие раз­де­лено на три части:

«…от Авра­ама до Давида четыр­на­дцать родов; и от Давида до пере­се­ле­ния в Вави­лон четыр­на­дцать родов; и от пере­се­ле­ния в Вави­лон до Христа четыр­на­дцать родов» (Мф.1:17).

Зла­то­уст пояс­няет: «Еван­ге­лист раз­де­лил все родо­сло­вие на три части, желая тем пока­зать, что Иудеи с пере­ме­ною прав­ле­ния не дела­лись луч­шими; но и во вре­мена ари­сто­кра­тии, и при царях, и во время оли­гар­хии пре­да­ва­лись тем же поро­кам: под управ­ле­нием судей, свя­щен­ни­ков и царей не ока­зали ника­кого успеха в доб­ро­де­тели» (Беседы на Еван­ге­лие от Матфея).

В наше время многие слиш­ком много зна­че­ния при­дают разным формам поли­ти­че­ского устро­е­ния обще­ства. Однако мы видим, и это оче­видно, – с пере­ме­ною прав­ле­ния люди лучше не ста­но­вятся. Гре­шили иудеи и при пат­ри­ар­хах (время от Авра­ама до Давида) – общинно-родо­вой, или наци­о­на­ли­сти­че­ский период управ­ле­ния. Гре­шили и при царях (от Давида до Вави­лона) – монар­хи­че­ский период управ­ле­ния. Гре­шили и при власти разных рели­ги­оз­ных оли­гар­хи­че­ских партий – период поли­ти­че­ского плю­ра­лизма. И все равно Гос­поду Иисусу Христу потре­бо­ва­лось прийти в этот мир, потому что ника­кие поли­ти­че­ские и наци­о­на­ли­сти­че­ские спе­ку­ля­ции не могут обез­опа­сить и спасти чело­века от власти греха, власти дья­вола и страха смерти.

Третий вопрос: почему ска­зано у Матфея, что от Вави­лона до Христа четыр­на­дцать родов; счи­таем, нахо­дим только три­на­дцать родов. Зла­то­уст пояс­няет: «мне кажется, что он (то есть еван­ге­лист Матфей – О.С.) при­чис­ляет к родам время пле­не­ния (пле­не­ния гре­хов­ного – О.С.), и самого Иисуса Христа, всюду сово­куп­ляя Его с нами» (Там же). Иными сло­вами, Хри­стос по Боже­ству вошел в этот мир, а по Чело­ве­че­ству – вышел из него. Он соеди­нился и все­цело срод­нился с нами и стал, таким обра­зом, одним из нас. Апо­стол Павел писал: «Он, будучи обра­зом Божиим… уни­чи­жил Себя Самого, приняв образ раба, сде­лав­шись подоб­ным чело­ве­кам и по виду став как чело­век; смирил Себя, быв послуш­ным даже до смерти, и смерти крест­ной» (Флп.2:6–8).

Итак, из всего родо­сло­вия Хри­стова ста­но­вится оче­вид­ным, что Сын Божий не гну­ша­ется нашей испор­чен­но­сти и осквер­нен­но­сти (вспом­ним осквер­нен­ных женщин). Если Гос­подь не погну­шался их, это значит, что Он не погну­ша­ется и нас с вами. С другой сто­роны, то обсто­я­тель­ство, что в начале Еван­ге­лия от Матфея даны имена осквер­нен­ных женщин, есть сви­де­тель­ство, что и само все это Еван­ге­лие напи­сано для тех, кто счи­тает себя греш­ным и осквер­нен­ным. Сле­до­ва­тельно, если вы счи­та­ете себя пра­вед­ным, то и не читайте его и не слу­шайте истол­ко­ва­ния его. «Пра­вед­ным» и Хри­стос не нужен. Ска­зано: «Вы, оправ­ды­ва­ю­щие себя зако­ном, оста­лись без Христа, отпали от бла­го­дати, а мы духом ожи­даем и наде­емся пра­вед­но­сти от веры» (Гал.5:4); и еще: «Ибо Христос…в опре­де­лен­ное время умер за нече­сти­вых. Ибо едва ли кто умрет за пра­вед­ника…» (Рим.5:6–7).

Он один, источ­ник воз­мож­ных поло­жи­тель­ных пере­мен в жизни всего рода чело­ве­че­ского, о чем мы каж­до­дневно и испра­ши­ваем в молитве: «да при­и­дет Цар­ствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на Небе» (Мф.6:10). И ника­кие чело­ве­че­ские поли­ти­че­ские спе­ку­ля­ции не смогут обес­пе­чить для всех нас счаст­ли­вую и достой­ную жизнь. Сия про­блема реша­ется только с наступ­ле­нием Его Цар­ствия «и на земле, как на Небе».

А соеди­нив Себя Самого, срод­нив с нами, Он соеди­нил нас и с Самим Отцом Своим небес­ным. Ска­зано: «Бог, бога­тый мило­стью, по Своей вели­кой любви, кото­рою воз­лю­бил нас, и нас, мерт­вых по пре­ступ­ле­ниям, ожи­во­тво­рил со Хри­стом, – бла­го­да­тью вы спа­сены, – и вос­кре­сил с Ним, и поса­дил на небе­сах во Христе Иисусе, дабы явить в гря­ду­щих веках пре­и­зобиль­ное богат­ство бла­го­дати Своей в бла­го­сти к нам во Христе Иисусе» (Еф.2:4–7); и еще: «Как от Боже­ствен­ной силы Его (т.е. Иисуса Христа – О.С.)… через позна­ние При­звав­шего нас славою и бла­го­стию, кото­рыми даро­ваны нам вели­кие и дра­го­цен­ные обе­то­ва­ния, дабы вы через них соде­ла­лись при­част­ни­ками Боже­ского есте­ства…» (2Пет.1:3–4).

Как учит святая Цер­ковь о Сыне Божием: Он сошел на землю, чтобы нас воз­не­сти на Небеса, – сде­лался чело­ве­ком, чтобы нас сде­лать бого­по­доб­ными. То есть, «при­част­ни­ками Боже­ского есте­ства» не по при­роде, но по бла­го­дати!

Здесь рас­смот­рим духов­ный смысл (пере­вод) всех имен родо­сло­вия Хри­стова в их оче­ред­но­сти по 14 родов. Как известно, биб­лей­ские имена дава­лись под воз­дей­ствием про­ро­че­ского духа и, как пра­вило, явля­лись харак­те­ри­сти­кой для целого поко­ле­ния:

  • Авраам – «отец мно­же­ства»;
  • Исаак – «смех»;
  • Иаков (Изра­иль) – «обман­щик» («воин Бога»);
  • Иуда – «хва­ли­мый»;
  • Фарес – «брешь», «отвер­стие»;
  • Есром – «цве­ту­щий»;
  • Арам – «высо­кий»;
  • Ами­на­дав – «щедрый»;
  • Наасон – «чаро­дей»;
  • Салмон – «темный»;
  • Вооз – «ост­ро­ум­ный»;
  • Овид – «покло­ня­ю­щийся»;
  • Иессей – «богат­ство»;
  • Давид – «брат отца», «воз­люб­лен­ный».

Общая духов­ная харак­те­ри­стика пери­ода от Авра­ама да Давида полу­ча­ется сле­ду­ю­щая:

(Авраам) – бла­го­сло­ве­ние чрез одного дается многим; (Исаак) – это бла­го­сло­ве­ние обо­ра­чи­ва­ется радо­стью, но и недо­уме­нием для потом­ков; (Иаков) – воз­ло­жен­ные на потом­ков надежды ока­за­лись обман­чи­выми, но со вре­ме­нем (Изра­иль) – поло­же­ние изме­ни­лось в лучшую сто­рону; (Иуда) – про­слав­ле­ние Бога про­дол­жа­лось; (Фарес) – но брешь от соде­ян­ных грехов уже обра­зо­ва­лась; (Есром) – цве­те­ние духов­но­сти про­дол­жа­лось; (Арам) – высоты духов­ные манили; (Ами­на­дав) – и щедрая милость изли­ва­лась; (Наасон) – духов­ность не могла оста­но­вить чаро­дей­ство и вол­хо­ва­ние, двое­ве­рие, магизм и еди­но­бо­жие сосу­ще­ство­вали; (Салмон) – от подоб­ного сосу­ще­ство­ва­ния и раз­дво­ен­но­сти тьма спус­ка­лась в этот мир; (Вооз) – но разум под­ска­зы­вал другое направ­ле­ние; (Овид) – покло­не­ние Богу сохра­ня­лось; (Иессей) – и оно при­но­сило богат­ства духов­ной жизни; (Давид) – как плод богат­ства духов­ной жизни любовь воз­рас­тала.

Сле­ду­ю­щие 14 родов:

  • Давид – «брат отца», «воз­люб­лен­ный»;
  • Соло­мон – «про­цве­та­ние», «бла­го­ден­ствие», «мир»;
  • Ровоам – «уве­ли­чи­ва­ю­щий народ»;
  • Авия – «(мой) отец – Ягве»;
  • Аса – «врач»;
  • Иоса­фат – «Ягве судит»;
  • Иорам – «Ягве воз­вы­шает»;
  • Озия – «сила моя Ягве»;
  • Иоафам – «Ягве совер­шен­ный»;
  • Ахаз – «он схва­тил»;
  • Езекия – «Ягве укре­пит»;
  • Манас­сия – «дающий забыть»;
  • Амон – «мастер»;
  • Иосия – «Ягве под­дер­жи­вает».

Духов­ная харак­те­ри­стика поко­ле­ний от Давида до Вави­лона была сле­ду­ю­щей:

(Давид) – бра­то­лю­бие про­цве­тало; (Соло­мон) – от сего мир и бла­го­ден­ствие воца­ря­лись в мире; (Ровоам) – народ воз­рас­тал и креп как духовно, так и физи­че­ски; (Авия) – осо­зна­ние сынов­ства Богу про­цве­тало; (Аса) – и это вра­че­вало сердца народа; (Иоса­фат) – надо было не забы­вать о судах­Бо­жьих; (Иорам) – надо было пом­нить о том, что под­лин­ное вели­чие (воз­вы­ше­ние) – только от Бога; (Озия) – искать под­лин­ную силу можно было только в Боге; (Иоафам) – совер­шен­ство надо было обре­тать только в Боге, не наде­ясь на свои соб­ствен­ные силы; (Ахаз) – враг мог завла­деть душою каж­дого; (Езекия) – укре­пить мог только Бог; (Манас­сия) – Он (Бог) пре­да­вал забве­нию грехи каю­щихся; (Амон) – чудес­ным обра­зом Творец про­яв­лял Свою заботу; (Иосия) – таким обра­зом, Бог под­дер­жи­вал жизнь целых поко­ле­ний.

Послед­ние 14 имен:

  • Иехо­ния – «утвер­жден­ный Ягве»;
  • Сала­фиил – «я просил Бога»;
  • Зоро­ва­вель – «родив­шийся в Вави­лоне»;
  • Авиуд – «(мой) отец – это Он»;
  • Ели­а­ким – «Бог утвер­дил»;
  • Азор – «помош­ник»;
  • Садок – «Он (Бог) пока­зал Себя пра­вед­ным»;
  • Ахим – «брат»;
  • Елиуд – «Бог вос­хва­ля­е­мый»;
  • Еле­азар – «Бог помо­гает»;
  • Матфан – «дар»;
  • Иаков – «обман­щик»;
  • Иосиф – «Он при­ба­вит»;
  • Иисус – «Ягве спа­сает».

Духов­ная харак­те­ри­стика поко­ле­ний от Вави­лона до Христа была такова:

(Иехо­ния) – наде­яться на стой­кость и утвер­жде­ние можно было только в Боге; (Сала­фиил) – поэтому необ­хо­димо было умно­жать моле­ния; (Зоро­ва­вель) – ведь дух Вави­лона про­дол­жал жить в народе; (Авиуд) – но надо было пом­нить о Духе Бога; (Ели­а­ким) – ведь только Он (Гос­подь) мог утвер­дить в истине; (Азор) – и помощь могла прийти только от Него; (Садок) – Он (Гос­подь) утвер­ждал и в пра­вед­но­сти; (Ахим) – веру­ю­щий ста­но­вился братом для дру­гого веру­ю­щего; (Елиуд) –вос­хва­ле­ние Бога объ­еди­няло веру­ю­щих; (Еле­азар) – помощь от Бога при­бли­жа­лась; (Матфан) – обе­щан­ный от Бога дар спа­се­ния при­бли­жался; (Иаков) – вера истин­ная могла поме­нять судьбу и имя каж­дому; (Иосиф) – Бог Сам мог вос­пол­нить все; (Иисус) – спа­се­ние от Бога пришло.

Напрасно неко­то­рые думают, что родо­сло­вие Христа – есть сухой и бес­смыс­лен­ный пере­чень имен. Во-первых, мы уже убе­ди­лись, что имена четы­рех греш­ных женщин даны в родо­сло­вии, чтобы дать надежду и другим греш­ни­кам на спа­се­ние. Кроме того, зна­ме­на­тель­ным явля­ется то обсто­я­тель­ство, что имена трех царей, сле­до­вав­ших за Иора­мом, про­пу­щены. Эти цари цар­ство­вали с 884 по 810 г.г. до Р. Х.; их имена – Охозия, Иоас и Амасия. Эти цари, в отли­чие от при­ве­ден­ных выше греш­ных женщин, были нерас­ка­ян­ными греш­ни­ками и не удо­сто­и­лись, чтобы их имена были упо­мя­нуты в родо­сло­вии Хри­сто­вом. Поис­тине, един­ствен­ный непро­сти­тель­ный грех, как учат святые Отцы, – это нерас­ка­ян­ный грех. Так что родо­сло­вие Хри­стово имеет более рели­ги­оз­ное и менее исто­ри­че­ское зна­че­ние. Хотя Хри­стос и есть под­лин­ный смысл всей чело­ве­че­ской исто­рии!

Радо­неж
8 января 2016 г.

http://www.pravoslavie.ru

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки