Array ( [_gcl_au] => 1.1.155880987.1713963826 [_ga] => GA1.2.813336582.1713963827 [_gid] => GA1.2.933844814.1713963827 [_ym_uid] => 1713963827995293563 [_ym_d] => 1713963827 [_ym_isad] => 2 [mixbWsjLNlRQaM] => q.Ga0*ndEQ8vSoy [iYLsHzwxJVAh] => p.ndvNoXkaAI [rmcookie] => S:ry8BO5iEhbZ5qbLDfQPC6VmUQAi6gydxF48x5AWT4fH1-tYUb8NYUGaIMecDOKjIYsT9XCXFDu19oJ9S71WPkd04V791nkdcJrWruu6KvAUP5MzxQZh8dlYvs0ThURCrof1h01dTVJG2dMyzvdiCScmeR6mXOc8uL0P9p01i7u2VAxmsz8WM4vaxYZLRfJSEXS9-jCauMtl9kOJ-tMV4kMIHRog5YhwcBUQRgxPCR98hIlv8rtsRtsmk6RbBrqninnd5DkndEjD3e9T9Fcj4doOoBOaQOTEXZJ5VaIyix1enQoPOdqSWfq9nkjMUHt6Fou1jlrmyofsplZKUHCSZ-4eniiNTZTdVizdE1t616-eFkhiQVlwLO-HccTR1-Z4wng0X9By7B-qg3yhY-N0KKUa7r-6eSzzOsuQueVMj8kpzOyKR05RMRaxobGYAVRrUgulzc_eskjBsCmcq-p5M4KMXxnvkDlMT4etN5ZbacoFfuqREVJCH6AmZxMduCp1CTXyxC-1SUv6nq4xRvlSaN6hV-jVQfbJwsChxQV_3tGtVkcAaSixexPKDBVy54q2mgbnUNVQo0vYbUA3uacF_j1RZjefY1um9qZBmYykNMKv1iusg7YrIPoClWxd2fcfJ0Q== [otrid] => S:mry7LKF8zHfaqa6RwK67NtcfRpZs4wdWK-U0eUrhhAnaK8_joqqGTdSokVmDquhmbfki3QHSOS_DUQ2ZFGn90x4D8Nqm4fi-Bq_hWB2RjCiTvF1NbaD5k9NW8CeUrle_0zJGkdA5h4yIj-IYMmRingZBPj-9TsTb1Qk9tvAi01HM-vzCDd7PK4CvFqFuNSYJieNXiWEgIsGjhoK1cruB73aQkTjmkc3E67I= [_ym_visorc] => b [AwzCjFm] => h8ijVDwtU [mtQVRYXlAvcoaHPq] => 5rk.6[*jZi_h [MnsaVwuS] => A.]5Ze8_YN*S )

Херувимская песнь

Литература по теме

Херуви́мская песнь – песнь, которая поется на Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме дней великого Четвертка и Великой Субботы) во время совершения Великого входа. Составлена и введена в употребление в VI в. в Византии.

azsaints 118 - Херувимская песнь

«И́же Херуви́мы та́йно образу́юще, и животворя́щей Тро́ице трисвяту́ю пе́снь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние. Я́ко да Царя́ всех поды́мем, А́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилу́иа».

Прослушать:

03:49

***

диакон Андрей Глущенко

Херувимская песнь. Кладезь трудностей для простых прихожан…. Одна из первых трудностей заключается в том, что слово «херувимы» воспринимается как именительный падеж, хотя на самом деле стоит в винительном (в именительном было бы «херувими», с «и» на конце). Выход: заменить параллельной формой (кстати, допустимой в церковнославянском, сравните параллельное употребление в наших текстах «помилуй ны» и «помилуй нас») – «Иже херувимов тайно образующе…». Нам снова режет слух? Подумаем, отчего.

Кроме того, как ни крути, а в нынешнем переводе Херувимской для правильного понимания просто необходимо сделать еще одно изменение. Вместо славянского «подъимем» поставить славянское же «приимем». Иначе, кроме всего прочего, будет еще и сохраняться нежелательная ассоциация с совершенно неверным толкованием о «ношении на копьях». Hypodechomai, напомним, означает именно «принимать», особенно «принимать у себя гостя», или «принимать в себя». Это – прямое указание на Евхаристию. Речь идет о причащении Тела и Крови Христовых, принятии Евхаристической жертвы, приготовленные дары для которой переносятся на престол на Великом входе во время пения Херувимской песни. Славянское слово «подъяти» имеет такое же значение, как и слово в греческом оригинале – «принять в себя», и перевод, конечно, правильный, однако сейчас это слово просто неотличимо от русского «поднимать», которое нужного значения не имеет вовсе. А «дориносимый», напомним, значит «окруженный телохранителями, копьеносцами», а отнюдь не «поднятый на копьях».

Херувимская песнь поётся вскоре после чтения Евангелия. Обычно она распевается очень сладкозвучно, тягуче. Эта молитва напоминает нам, как ангельские силы на небе служат у престола Божия и основана на видениях пророков Исаии, Иезекииля.

Она является как бы переходом от подготовительной части литургии к главной – к евхаристической, где совершается призывание Духа Святого на дары – хлеб и вино, – сердцу, ядру и вершине Литургии.

«Херувимская песнь» является своего рода музыкальным центром литургии. Это самое красивое песнопение, состоящее из двух частей, которые разделяются Великим входом. Во время Великого входа Святые Дары (хлеб и вино) выносятся из боковых дверей алтаря. Священник останавливается в Царских Вратах и молится за всех, поминая Предстоятеля Церкви, епископа и всех христиан.

«Херувимская песнь» состоит из двух частей. Первая часть – до Великого входа и вторая часть – после Великого входа. Первая часть, как правило, бывает медленной, протяжной, а вторая – торжественной, ликующей. Разделяются эти две части возгласом «Аминь», что значит «истинно» – это ответ хора (или народа) на моления священника.

***

Херувимская песнь поётся на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, за исключением Великого Четверга и Великой Субботы:

  • В Великий Четверг совершается песнопение:
    Ве́чери Твоея́ та́йныя днесь, Сы́не Бо́жий, прича́стника мя прими́: не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м, ни лобза́ния Ти дам, я́ко Иу́да, но я́ко разбо́йник испове́даю Тя: помяни́ мя, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м.
    Перевод: Сын Божий, прими меня сегодня как причастника Твоей Тайной вечери. Не предам тайны Твоим врагам, не поцелую Тебя, как Иуда. Но подобно (благоразумному) разбойнику исповедаю Тебя: Помяни меня, Господи, во Царствии Твоём.
  • В Великую Субботу:
    Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча, и да стои́т со стра́хом и тре́петом, и ничто́же земно́е в себе́ да помышля́ет: Царь бо ца́рствующих, и Госпо́дь госпо́дствующих, прихо́дит закла́тися и да́тися в снедь ве́рным.
    Предхо́дят же Сему́ ли́цы А́нгельстии со вся́ким Нача́лом и Вла́стию, многоочи́тии Херуви́ми, и шестокрила́тии Серафи́ми, ли́ца закрыва́юще, и вопию́ще песнь: Аллилуи́а, аллилуи́а, аллилуи́а.
    Перевод: Да молчит всякая плоть человеческая и да стоит со страхом и трепетом и ни о чём земном в себе не помышляет: ибо Царь царствующих и Господь господствующих идёт на заклание отдать Себя в пищу верным.
    Предваряют Его сонмы Ангелов со всеми Началами и Властями: многоочитые Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица свои и воспевая песнь: Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа.
  • На Литургии Преждеосвященных Даров вместо Херувимской используется следующая песнь:
    Ны́не Си́лы Небе́сныя с на́ми неви́димо слу́жат, се бо вхо́дит Царь Сла́вы, се Же́ртва та́йная соверше́на дорино́сится.
    Ве́рою и любо́вию присту́пим, да прича́стницы Жи́зни ве́чныя бу́дем.
    Перевод: Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, ибо вот, входит Царь Славы, вот Жертва, таинственная, совершенная, ими сопровождается.
    С верою и любовию приступим, чтобы стать нам причастниками жизни вечной.

Цитаты о херувимской песне

«И Херувимская, и песнь Великой субботы выражают общую для всего Востока идею, которую ввел в обиход Дионисий Ареопагит: земная литургия есть отражение в соответствующих символах литургии небесной; там Христа сопровождают ангелы, здесь хлеб и вино – диаконы».
Х. Уайбру

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka