Регент Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев).
До конца XVII века православная церковная культура пронизывала все сферы жизни русского общества. Церковь была организующим началом не только духовной жизни, но и общественных отношений, быта русского человека.
Одним из бытовых песенных жанров были «стихи покаянные», «умилительные» или «слезные». Мотивы бренности земного существования, подготовки к переходу в мир иной, сердечного раскаяния и умиления звучат в большинстве этих песнопений. В своих истоках покаянные стихи связаны с богослужебными песнопениями Великопостного периода, но отличаются от них более ярким и непосредственным выражением личного, индивидуального начала.
Отдельные образцы таких песен встречаются уже в XVI веке, но широкое развитие этот жанр получает в XVII столетии, когда он становится одним из любимых видов домашнего пения. Покаянные стихи начинают записываться в отдельных сборниках, которые получают широкое распространение. Стилистической основой покаянных стихов остается знаменный роспев, вместе с тем мелодика их испытывает частичное воздействие народной песни и жанров светской бытовой музыки, прививающихся в это время на русской почве. В некоторых образцах духовного стиха формируется варьированная повторность куплетного типа.
-
1. Благовест и ирмос, глас 601:10
-
2. Кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, глас 602:44
-
3. «Приидите все рустии собори…», глас 103:43
-
4. «Наг изыдох на плач сей…», глас 503:38
-
5. «Блудно расточих…», глас 405:23
-
6. «Симеон глаголаше…», глас 204:14
-
7. «Егда родихся…», глас 806:37
-
8. «На путь бо иду…», глас 602:11
-
9. «Аще бы ведала, душе…», глас 704:23
-
10. «Приидите вси человецы…», глас 304:30
-
11. «Братия моя возлюбленная…», глас 605:48
-
12. «Очистим себе, братие…», глас 102:23
-
13. «Кто тя, брате…», глас 602:31
-
14. «Уже пророчество совершится…», глас 704:10
-
15. «Восплачи, яко Петр…», глас 502:18
-
16. «Приими мя, пустыня…», глас 804:38
Комментировать