Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 24-25 доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет. Сия в притчах глаголах вам: но приидет час, егда ктому в притчах не глаголю вам, но яве о Отце возвещу вам

Доселе не просисте ничесоже (Ин. 16, 24). Этим опять показывает, что Ему лучше отойти, так как до того времени они ничего не просили, а тогда получат всё, о чем ни попросят. Хотя Я уже не буду вместе с вами, – вы не думайте, что вы оставлены: имя Мое даст вам большее дерзновение. Так как эти слова были прикровенны, то Он говорит: сия в притчах глаголах вам; но приидет час, егда ктому в притчах не глаголю вам (ст. 25). Будет время, когда вы все ясно уразумеете. Это Он говорит о времени воскресения. Тогда яве о Отце возвещу вам (ст. 25). И действительно, в продолжение сорока дней Он был и беседовал с ними, вместе вкушая пищу и глаголя яже о Царствии Божии (Деян. 1, 3). Теперь, будучи в страхе, вы не внимаете словам Моим: тогда же, увидев Меня воскресшим и пребывая со Мною, вы безбоязненно узнаете все, потому что Сам Отец возлюбит вас, когда ваша вера в Меня сделается твердою.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 25-28 Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас; ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу

Притча есть речь, объясняющая какой-нибудь предмет косвенно, прикровенно и сравнительно. Так как Господь многое говорил прикровенно, и речь о женщине и рождении была приточная же, то Он говорит: «доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце». Ибо по воскресении, явив Себя живым, в продолжение сорока дней сообщил им об Отце познания таинственнейшие и подробнейшие (Деян. 1, 3). А прежде они думали, что Бог Ему Отец так же, как и нам, по благодати. Снова ободряя их, что они в искушениях получат помощь свыше, говорит: «будете просить во имя Мое», и уверяю, что Отец настолько любит вас, что вы уже не будете иметь нужды в Моем посредничестве. Ибо Сам Он любит вас. Потом, чтобы они не отстали от Христа, так как не имеют уже нужды в Нем и состоят в непосредственной любви Отца, говорит: «Отец любит вас», за то, «что вы возлюбили Меня». Посему, если отпадете от любви Моей, то немедленно отпадете и от Отца. А как слух о том, что Он исшел от Бога и опять идет к Богу, в разных отношениях утешал их, то Он часто говорит об этом. Посему и сами они, получив пользу от слуха об этом и воодушевившись, что говорят?

Евфимий Зигабен (†1118)

Сия в притчах глаголах вам

т.е. прикровенно, не вполне ясно, потому что вы от страха и печали не можете быть внимательными и глубже вникать в то, что вам говорится.

Но приидет час, егда ктому в причтах не глаголю вам, но яве о Отце возвещу вам

Наступает время, разумеется – Воскресения Моего, когда Я буду учить вас неприкровенно, прямо, потому что тогда наступит для вас радость. И действительно, Иисус Христос по Воскресении Своем в продолжение сорока дней являлся ученикам и говорил им о Царствии Божием, как повествует книга Деяний (Деян. 1, 3).

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст 25-27. Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. 

В этих стихах раскрывается та же мысль, что и в двух предшествующих, несколько подробнее и положительнее.
– Доселе (с подлинника – сие)  
– Я говорил вам притчами: сие, т. е. то, о чём Его спрашивали теперь ученики (Ин.16.17 и далее) и что Он ответил им на сие (Ин.16.20 и далее), именно – об отшествии Его, о новом пришествии к ним, об обстоятельствах и следствиях сего. Об этом Он говорил им притчами, т. е. приточными, не собственными, иносказательными выражениями (см. прим. к Ин.10:6; ср. Мк.12:1).
 Но наступает время и пр.: по воскресении и, особенно, по просвещении их духа Духом Святым, такая приточная не собственная речь о Боге прекратится и тайны божественные возвестятся им прямо. Ибо они тогда способны будут понимать эту истину и не под покровом образа, притчи, не собственной речи (ст. Ин.16:12-13). Речь здесь относительная, а не безусловная; она не значит, что образная речь не будет иметь места в устах апостолов, а значит только, что их ведение о Боге и тайнах божественных, по сошествии на них Святого Духа, будет полнее, совершеннее, точнее, определительнее, многое теперь непонятное будет ясно.
– В тот день: см. прим. к ст. Ин.16:23 и Ин.14:20.
 Будете просить: см. прим. к Ин.16:24 и Ин.14:13-14.
– Не говорю вам, что Я буду просить Отца за вас и пр.: изречение не значит, что Господь не будет просить Отца об услышании и исполнении молитв их, а значит только, по связи речи, что Отец Небесный становится Сам к вам в столь близкое отношение, что Моё личное посредство становится как бы уже не нужным. Прошение во имя Господа само собою уже предполагает посредство Его, но новое личное посредство Его при каждой их молитве делается при таких их отношениях к Богу Отцу как бы ненужным, хотя, конечно, сим оно и не исключается. «Отец настолько любит вас, что вы не будете уже иметь нужды в Моём посредничестве» (Феофил.). Изречение это не противоречит другому: Я умолю Отца (Ин14:16; ср. Ин.17:9); в последнем изречении говорится о молитве Господа прежде сошествия Святого Духа на учеников и именно о ниспослании Его, а здесь о молитве после уже сошествия Святого Духа. И при сем Господь всегда остаётся ходатаем за всех верующих в Него и прибегающих к Нему (ср. 1Ин.2:1; Рим.8:34; Евр.7:25). – Причина, почему Господь может не просить Отца об услышании и исполнении молитвы учеников, та, что Сам Отец любит их, и по этой любви к ним исполнит всякое их прошение во имя Христово (см. прим. к Ин.14:21,23). Причина же, по которой Сам Отец любит вас, – та, что вы возлюбили Меня: ибо Отец не может не любить того, кто любит вечный предмет Его любви – Сына Его Единородного (Ин.14:21,23).
– И уверовали, что Я исшёл от Бога, как посланный от Отца в мир (Ин.16:13 и парал.), т. е. уверовали, что Я обетованный и пришедший в мир Мессия. В этой вере в Господа как Мессию – содержание всей христианской веры (ср. Ин.20:31).

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

   Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.

   Св. Иоанн Златоуст в бесед. 79 на Евангелие от Иоанна указывает на слова евангелиста Луки в Деян.1:3-4, говорящего о том, что Господь в продолжение сорока дней по воскресении Своем и до вознесения Своего беседовал с учениками, «и говоря о Царствии Божием»(Деян.1:3). Слова Ин.16:25 наст. главы св. Иоанна Златоустого считает прямо относящимися к этому радостному времени, когда Господь во плоти даже вкушал пищу, чтобы убедить учеников, что Он не призрак, а Бог, восприявший плоть человеческую. Тогда то ученики услышали, что Господь глаголал им «возвещу вам об Отце». А когда Господь вознесся на небо, то послал Духа Святого, Который наставил их на всякую истину и «прославлял Господа»(Ин.16:14) утверждая в сердцах учеников глаголы Господни, говоренные Им во плоти.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 25-27 Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога

Речь Господа подходит к концу. Господь говорит, что все доселе сказанные Им во время прощальной беседы изречения (например, Ин.13:32, 14:2 и др.) имели характер притчи, т. е. были похожи на притчи, выслушав которые, ученики обыкновенно обращались ко Христу с просьбою разъяснить эти притчи (ср. Мф.13:36). Скоро наступит, однако, такое время, когда Господь будет «прямо» сообщать апостолам то, что им нужно знать, так что не потребуется, чтобы Христос сопровождал Свою речь особыми пояснениями. Kакое, однако, время Христос здесь имеет в виду? Тот ли сравнительно небольшой период, который прошел от Его воскресения до вознесения на небо, или же все время существования на земле Его Церкви? Так как речь эта имеет в виду прежде всего апостолов – им ведь пришлось сначала все узнавать под некоторым приточным покровом – то лучше видеть в обещании Христа указание только на Его личное обращение с апостолами по Своем воскресении, когда Он «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк.24:45).

«Не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас». Это не значит, что ходатайство Христа за апостолов прекратится: любовь, как говорит апостол, никогда не прекращается (1Кор.13:8) и всегда продолжает ходатайствовать за любимых. Но Господь этим хочет сказать, что сами апостолы станут в новые близкие отношения к Богу, за свою любовь ко Христу и веру в Него они удостоятся любви со стороны Отца.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Ин.16:22-30

О радостях христианина.

Здесь разумеется и радость учеников о Воскресении Христа, имевшая место во время явлений Воскресшего: Ин.20:20; и радость о соединении с Ним: Ин.14:23, особенно через таинство св. Евхаристии: Ин.6:51,56; тогда, и особенно по смерти, для истинных последователей Христа не будет притчи, не будет гадания: 1Кор.13:12;2:9-10.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible