История

Агио­со­ри­ти́сса (греч. ἡ Ἁγιοσορίτισσα, про­ис­хо­дит от на­зва­ния ча­сов­ни Агиа Со­рос — свя­той Ра­ки при Хал­ко­пра­тий­ском хра­ме Бо­го­ро­ди­цы в Кон­стан­ти­но­по­ле), Свя­то­ра­чи­ца, Хал­ко­пра­тий­ская — один из ти­пов изо­бра­же­ния Бо­го­ро­ди­цы без Мла­ден­ца, обыч­но в по­во­ро­те три чет­вер­ти с мо­лит­вен­ным же­стом рук.

Ико­но­гра­фия вос­хо­дит к изо­бра­же­нию Бо­го­ма­те­ри в со­ста­ве де­и­сис­ной ком­по­зи­ции. В гре­че­ской тра­ди­ции по­доб­ные ико­ны име­ну­ют­ся Па­рак­ле­сис (Про­си­тель­ни­ца), ча­ще все­го этот эпи­тет при­сво­ен изо­бра­же­ни­ям Бо­го­ро­ди­цы, дер­жа­щей в ру­ках сви­ток с тек­стом Сво­е­го мо­ле­ния к Сы­ну.

Тип Агио­со­ри­ти́сса был ши­ро­ко рас­про­стра­нен в ви­зан­тий­ской, бал­кан­ской и от­но­си­тель­но мень­ше в рус­ской ико­но­пи­си. Сре­ди са­мых ран­них изо­бра­же­ний Агио­со­ри­ти́ссы на Ру­си со­хра­ни­лись Бо­го­люб­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, ХII в. (пред­по­ло­жи­тель­но пер­во­на­чаль­но на иконе не бы­ло свит­ка), и изо­бра­же­ние на вра­тах со­бо­ра Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в Суз­да­ле, кон. ХII в.

Случайный тест