5-я седмица Великого поста

Иные седмицы Великого поста

• 1-я седмица • 2-я седмица

• 3-я седмица • 4-я седмица

• 6-я седмица • Страстная


Осо­бен­но­сти бо­го­слу­же­ний

В сре­ду пя­той сед­ми­цы на ве­черне, от­но­ся­щей­ся к чет­вер­гу, кро­ме обыч­ных сти­хир на «Гос­по­ди, воз­звах», по­ют­ся 24 по­ка­ян­ных сти­хи­ры Ве­ли­ко­го ка­но­на – тво­ре­ние свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го. Все сти­хи­ры име­ют окон­ча­ние: «Гос­по­ди! Преж­де да­же до кон­ца не по­гиб­ну, спа­си мя».

В чет­верг пя­той сед­ми­цы на утре­ни чи­та­ют весь, пол­но­стью Ве­ли­кий ка­нон свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го и Жи­тие пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской (V–VI вв.) из без­дны по­ро­ка вос­шед­шей пу­тем по­ка­я­ния на та­кую вы­со­ту со­вер­шен­ства и свя­то­сти, что она упо­до­би­лась бес­плот­ным ан­ге­лам. Это бо­го­слу­же­ние по­это­му на­зы­ва­ет­ся ина­че Ма­ри­и­ным (или ре­же: Ан­дре­евым) сто­я­ни­ем. В прак­ти­ке оно со­вер­ша­ет­ся в сре­ду ве­че­ром.

В чет­верг ра­ди чте­ния Ве­ли­ко­го ка­но­на со­вер­ша­ет­ся ли­тур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров и ко­ло­коль­ный звон бы­ва­ет не ве­ли­ко­пост­ный.

Суб­бо­та пя­той сед­ми­цы на­зы­ва­ет­ся Суб­бо­той Ака­фи­ста, а са­ма служ­ба по­лу­чи­ла на­зва­ние «По­хва­лы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы». В этот день (обычно в пятницу вечером) на утре­ни чи­та­ет­ся Ака­фист Бо­жи­ей Ма­те­ри в па­мять Ее за­ступ­ле­ния и из­бав­ле­ния Кон­стан­ти­но­по­ля в дни по­ста от на­ше­ствия ино­пле­мен­ни­ков в VII в.


Пя­тая сед­ми­ца Ве­ли­ко­го по­ста

прот. Гри­го­рий Де­боль­ский

Непре­стан­но ру­ко­вод­ствуя пра­во­слав­ных хри­сти­ан в про­дол­же­ние Че­ты­ре­де­сят­ни­цы в освя­ти­тель­ных по­дви­гах по­ста и по­ка­я­ния, Цер­ковь при бо­го­слу­же­нии в пя­тую сед­ми­цу уте­ша­ет и одоб­ря­ет по­стя­щих­ся тем, что они про­шли уже по­ло­ви­ну по­ста, и по­буж­да­ет, чтобы мы, «пре­по­ло­вив­ше свя­щен­ный по­ще­ния путь, ра­дост­но тек­ли к бу­ду­ще­му вос­кре­се­нию»[1]. Усу­губ­ляя при кон­це пост­но­го по­при­ща по­буж­де­ния к неослаб­но­му бо­го­угод­но­му жи­тию, Цер­ковь и в пя­тую сед­ми­цу про­дол­жа­ет на­по­ми­нать нам, что мы впа­ли в гре­хи, по­доб­но впав­ше­му в раз­бой­ни­ки, и вну­ша­ет ожи­дать ми­ло­сер­дия от Гос­по­да. «Возо­пи Хри­сту Бо­гу за тя рас­пен­ше­му­ся, – го­во­рит Цер­ковь, – и ра­ны во­лею при­ем­ше­му: по­пе­кись о мне, Гос­по­ди, и спа­си мя». Свя­щен­ные пес­но­пе­ния, ныне воз­но­си­мые при бо­го­слу­же­нии пя­той сед­ми­цы, пре­да­ны Церк­ви в 7 и 8 ве­ках св. Со­фро­ни­ем Иеру­са­лим­ским, Ан­дре­ем Крит­ским, Иоси­фом и Фе­о­до­ром Сту­ди­та­ми.

«Да не бу­дут лю­ди ле­ни­вы к ду­хов­ным по­дви­гам», Цер­ковь в три дня пя­той сед­ми­цы, в чет­вер­ток, суб­бо­ту и день вос­крес­ный пред­ла­га­ет осо­бен­ные для ве­ру­ю­щих по­буж­де­ния к по­дви­гам бла­го­че­стия. В чет­вер­ток на утрен­нем бо­го­слу­же­нии Цер­ковь про­из­но­сит весь Ве­ли­кий ка­нон св. Ан­дрея Крит­ско­го и жи­тие св. пре­по­доб­ныя Ма­рии Еги­пет­ской. По­се­му со­вер­ше­ние ка­но­на св. Ан­дрея Крит­ско­го в чет­вер­ток пя­той сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста на­зы­ва­ет­ся ино­гда сто­я­ни­ем Ма­рии Еги­пет­ской.

Чет­вер­ток сед­ми­цы. Ве­ли­кий ка­нон

Уми­ле­ния, Хри­сте мой, об­ра­зы даждь
По­ю­щим ныне ка­нон Те­бе ве­ли­кий.

Эти­ми сло­ва­ми на­чи­на­ет­ся си­нак­сарь в чет­вер­ток пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы и го­во­рит: «Ве­ли­кий ка­нон уми­ле­ние неис­чет­но имущ: вся­кую бо Вет­хо­го и Но­во­го за­ве­та по­весть снис­кав и со­брав, от Ада­ма да­же до са­мо­го Хри­сто­ва воз­не­се­ния и апо­столь­ския про­по­ве­ди, на­уча­ет вся­кую ду­шу бла­гим рев­но­ва­ти и под­ра­жа­ти по си­ле: злых же от­бе­га­ти и прис­но к Бо­гу во­с­те­ка­ти по­ка­я­ни­ем, сле­за­ми, ис­по­ве­да­ни­ем и иным бла­го­уго­жде­ни­ем. Этот ка­нон то­ли­ко есть ши­ро­кий и слад­ко­глас­ный, как и са­му же­сто­чай­шую ду­шу до­во­лен умяг­чи­ти и к бод­ро­сти бла­гой воз­двиг­ну­та, аще точ­но с со­кру­шен­ным серд­цем и вни­ма­ни­ем по­ет­ся».

Ве­ли­ким ка­нон на­зы­ва­ет­ся по мыс­лям и вос­по­ми­на­ни­ям в нем со­дер­жа­щим­ся, ибо пло­до­вит тво­рец его, сло­жив его от­лич­но от про­чих ка­но­нов, ко­то­рые за­клю­ча­ют в се­бе по 30 и немно­го бо­лее тро­па­рей, а этот 250 тро­па­рей, из ко­то­рых каж­дый ис­то­ча­ет неиз­ре­чен­ную сла­дость. По­се­му этот Ве­ли­кий ка­нон, при­но­ся­щий ве­ли­кое уми­ле­ние, и про­из­но­сит­ся в ве­ли­кой Че­ты­ре­де­сят­ни­це[2]; и про­из­но­сит­ся два­жды на по­ве­че­ри­ях пер­вой сед­ми­цы раз­дель­но, в че­ты­ре пер­вые дня ее, а в чет­вер­ток пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы на утрене весь в пол­ном его со­ста­ве со­во­куп­но с ка­но­ном это­го дня.

«Ве­ли­кий ка­нон гла­го­лем кос­но, – го­во­рит Цер­ковь, – и с со­кру­шен­ным серд­цем и гла­сом, тво­ря­ще на кийж­до тро­парь ме­та­ния (зем­ные по­кло­ны) три».

Св. Ма­рия Еги­пет­ская

Вме­сте с Ве­ли­ким ка­но­ном для обод­ре­ния ду­хов­но труж­да­ю­щих­ся, Цер­ковь про­из­но­сит пол­ное жи­тие св. пре­по­доб­ныя Ма­рии Еги­пет­ской, по­ка­зы­вая в ней об­ра­зец ис­тин­но­го по­ка­я­ния и при­ме­ром ее на­зи­дая ве­ру­ю­щих, «це­ло­муд­рен­ны па­ки бы­ти тво­рить, и к Бо­гу воз­дви­жет, и не нис­па­да­ти ни­же от­ча­я­ти­ся ес­ли ино­гда неки­ми пре­гре­ше­нии улов­ле­ны бу­дем». По­вест­во­ва­ние о пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской по­ка­зы­ва­ет об­ра­зец ис­тин­но­го по­ка­я­ния и неиз­ре­чен­но­го че­ло­ве­ко­лю­бия Бо­жия к ис­крен­но хо­тя­щим об­ра­тить­ся от пре­гре­ше­ний сво­их[3].

Ма­рия Еги­пет­ская в жиз­ни сво­ей со­еди­ни­ла и яви­ла две про­ти­во­по­лож­но­сти, – без­дну гре­ха и вы­со­ту бла­го­че­стия и доб­ро­де­те­ли. В ле­тах юно­сти, увле­чен­ная со­блаз­на­ми по­ро­ка, она 17 лет про­ве­ла в без­за­ко­ни­ях, но си­лой бла­го­да­ти Бо­жи­ей, как за­блуд­шая ов­ца, опять воз­вра­ще­на Церк­ви[4]. По гла­су ее, Ма­рия, не ве­дая бо­же­ствен­ных за­по­ве­дей, по­мра­чи­ла в се­бе об­раз Бо­жий, бо­же­ствен­ным же про­мыс­лом и бла­го­дат­но об­но­ви­лась.

Со­фро­ний, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский, жив­ший в на­ча­ле 7 ве­ка, со­ста­вил по­дроб­ное жиз­не­опи­са­ние пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской, сей­час чи­та­е­мое Цер­ко­вью при бо­го­слу­же­нии[5]. А св. пре­по­доб­ный Ан­дрей Крит­ский, име­ну­е­мый и иеру­са­лим­ским по ино­че­ским по­дви­гам в Иеру­са­ли­ме, при­слан­ный от иеру­са­лим­ско­го пат­ри­ар­ха Фе­о­до­ра на ше­стой Все­лен­ский Со­бор, в 691 го­ду при­нес жиз­не­опи­са­ние пре­по­доб­ной Ма­рии вме­сте с ка­но­ном сво­им, из­вест­ным под име­нем Ве­ли­ко­го, в Кон­стан­ти­но­поль. С тех пор Пра­во­слав­ная Ка­фо­ли­че­ская Цер­ковь до сих пор со­вер­ша­ет этот ка­нон и по­ста­но­ви­ла про­из­но­сить жи­тие пре­по­доб­ной в чет­вер­ток пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, а в вос­крес­ный день этой сед­ми­цы со­вер­ша­ет по­сле­до­ва­ние в честь пре­по­доб­ной, пред­став­ляя в ней об­раз ис­тин­но­го по­ка­я­ния.

Тру­да же ра­ди бден­но­го, Цер­ковь со­вер­ша­ет в чет­вер­ток Ли­тур­гию пре­ждео­свя­щен­ных да­ров и об­лег­ча­ет пост.

Суб­бо­та сед­ми­цы. Ака­фист Бо­го­ро­ди­цы

В суб­бо­ту пя­той сед­ми­цы Цер­ковь со­вер­ша­ет мо­леб­ное по­сле­до­ва­ние Ака­фи­ста, или по­хва­лы «Оди­гит­рии» Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на­чи­ная ска­за­ние на этот день сти­ха­ми:

Пес­ня­ми неусып­ны­ми бла­годар­ствен­но
Град в бра­нех бод­рую по­ет Пред­ста­тель­ни­цу.

По ска­за­нию древ­не­го пре­да­ния[6], по воз­не­се­нии Гос­по­да, св. еван­ге­лист Лу­ка, знав­ший ико­но­пи­са­ние, на­чер­тал об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри и по­ка­зал ей. Узрев­ши изо­бра­же­ние свое, она вспом­ни­ла преж­нее свое про­ре­че­ние: «от­ныне убла­жат Мя вси ро­ди», и ска­за­ла: «бла­го­дать Моя с сею ико­ною да бу­дет». Св. Лу­ка по­слал ико­ну в Ан­тио­хию к дер­жав­но­му Фе­о­фи­лу (Лк.1:3), ко­то­ро­му на­пи­сал и по­слал он свое Еван­ге­лие и кни­гу Де­я­ний Апо­столь­ских. Из Ан­тио­хии, где ве­ру­ю­щие с ве­ли­ким бла­го­го­ве­ни­ем по­чи­та­ли бла­го­дат­ную ико­ну, по про­ше­ствии мно­гих лет, она пе­ре­не­се­на бы­ла в Иеру­са­лим; по­том. Ев­до­ки­ей, су­пру­гой гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия 2 (408–450), ко­то­рая пу­те­ше­ство­ва­ла на по­кло­не­ние св. ме­стам, из Иеру­са­ли­ма при­сла­на в Кон­стан­ти­но­поль, сест­ре су­пру­га ее св. Пульхе­рии, в зна­ме­ние ми­ра и люб­ви[7]. В Кон­стан­ти­но­по­ле об­раз Вла­ды­чи­цы, с бла­го­го­ве­ни­ем и ра­дост­но при­ня­тый Пульхе­ри­ей, по­став­лен был ею во Влахерн­ской церк­ви, где хра­ни­лась и чест­ная ри­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы[8], и сде­лал­ся из­ве­стен под име­нем Влахерн­ско­го[9]. Бла­го­че­сти­вая Пульхе­рия учре­ди­ла во Влахерн­ском хра­ме еже­не­дель­ное мо­ле­ние к Бо­го­ро­ди­це во втор­ник[10].

От св. об­ра­за Бо­го­ма­те­ри, на­пи­сан­но­го еван­ге­ли­стом Лу­кой и пре­бы­вав­ше­го в Кон­стан­ти­но­поль­ском хра­ме, со­вер­ши­лись мно­гие бла­го­дат­ные зна­ме­ния. Явясь од­на­жды двум слеп­цам, Бо­го­ма­терь при­ве­ла их во Влахерн­скую цер­ковь, к об­ра­зу Сво­е­му, и по­да­ла им со­вер­шен­ное про­зре­ние. По это­му бла­го­дат­но­му зна­ме­нию этот чу­до­твор­ный об­раз ста­ли име­но­вать «Оди­гит­риа», т. е. пу­те­во­ди­тель­ни­ца, за­ступ­ни­ца и по­мощ­ни­ца. Это на­зва­ние чу­до­твор­но­го об­ра­за Бо­го­ма­те­ри со­хра­ни­лось по­том на­все­гда и утвер­ди­лось трое­крат­ным из­бав­ле­ни­ем Кон­стан­ти­но­по­ля от силь­ных вра­гов, ко­то­рое Цер­ковь до­стой­но при­пи­сы­ва­ет неви­ди­мо­му за­ступ­ле­нию «Оди­гит­рии»[11].

Пер­вое бы­ло при им­пе­ра­то­ре Ирак­лии в 626 го­ду от пер­сов и ава­ров или ски­фов[12]. Спу­стя 36 лет по­сле пер­во­го из­бав­ле­ния, Кон­стан­ти­но­поль вто­рич­но спа­сен был за­ступ­ле­ни­ем «Оди­гит­рии» при Кон­стан­тине По­го­на­те (668–685) от са­ра­цин, ко­то­рые семь лет оса­жда­ли Ви­зан­тию. Боль­шая часть ко­раб­лей и 30000 непри­я­те­лей, по мо­лит­вам Церк­ви и пред­ста­тель­ству Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по­гиб­ли пред сте­на­ми го­ро­да от гре­че­ско­го ог­ня и ко­раб­ле­кру­ше­ния.

На­ко­нец, в тре­тий раз Кон­стан­ти­но­поль со­хра­нен был за­ступ­ле­ни­ем Оди­гит­рии при Льве Ис­ав­ре (716–741) от са­ра­цин. В цар­ство­ва­ние Льва Ис­ав­ря­ни­на са­ра­ци­ны окру­жи­ли Кон­стан­ти­но­поль на 1800 су­дах в на­деж­де рас­хи­тить его. Жи­те­ли го­ро­да, взяв все­чест­ное дре­во Кре­ста Гос­по­да и Спа­си­те­ля и св. ико­ну «Оди­гит­рии», со­вер­ши­ли по сте­нам го­ро­да крест­ный ход со сле­за­ми уми­ло­стив­ляя Гос­по­да. Флот са­ра­ци­нов по­чти весь по­гиб от чрез­вы­чай­ной бу­ри в Эгей­ском мо­ре, и ед­ва де­сять ко­раб­лей оста­лись це­лы; тру­пы вра­гов гру­да­ми по­кры­ва­ли ост­ро­ва, бе­ре­га и вхо­ды к при­ста­ням[13].

Див­ную по­мощь «Оди­гит­рии», бла­го­дат­но по­дан­ную ве­ру­ю­щим, Цер­ковь вспо­ми­на­ет и про­слав­ля­ет в суб­бо­ту пя­той неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста, по­то­му что пер­вое из­бав­ле­ние Кон­стан­ти­но­по­ля по­мо­щью «Оди­гит­рии» бы­ло око­ло это­го вре­ме­ни. При­том Ма­терь Бо­жия есть спо­спеш­ни­ца и по­ка­я­нию. Ее со­дей­стви­ем пра­во­слав­ные по­беж­да­ют вра­гов ви­ди­мых и неви­ди­мых. Ее по­мо­щью гре­ки мно­го­крат­но по­беж­да­ли неве­ру­ю­щих, а Ма­рия Еги­пет­ская, вос­по­ми­на­е­мая в чет­вер­ток пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы и в сле­ду­ю­щий вос­крес­ный день, по­бе­ди­ла грех свой.

Бо­го­слу­же­ние, со­вер­ша­е­мое в суб­бо­ту пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы в честь Бо­го­ро­ди­цы, на­зы­ва­ет­ся по­хва­лой и сто­я­ни­ем, по­то­му что хва­леб­ные пес­ни Бо­го­ро­ди­це пер­во­на­чаль­но при­не­се­ны бы­ли ве­ру­ю­щи­ми стоя, в про­дол­же­ние но­чи. От­че­го хва­леб­ное пе­ние в честь «Оди­гит­рии», до­се­ле со­вер­ша­е­мое Цер­ко­вью, на­зы­ва­ет­ся Ака­фи­стом, или сто­я­ни­ем. «Не се­даль­ный же (Ака­фист) ре­че­ся, зане про­сто сто­я­ще то­гда вси лю­дие, Ма­те­ри Сло­ва песнь вос­пе­ша»[14].

К уте­ше­нию и обод­ре­нию по­стя­щих­ся, Пра­во­слав­ная Цер­ковь и в пя­тую неде­лю Че­ты­ре­де­сят­ни­цы на Ли­тур­гии чте­ни­ем Апо­столь­ским вну­ша­ет о спа­си­тель­ном дей­ствии крест­ной жерт­вы за нас Сы­на Бо­жия: Хри­стос же при­шед ар­хи­ерей гря­ду­щих благ ни кро­вию коз­лею, ни­же тель­чею, но сво­ею кро­вию вни­де еди­ною во свя­тая, веч­ное ис­куп­ле­ние об­ре­тый (Евр.9:11-14). А чте­ни­ем Еван­ге­лия пред­ва­ри­тель­но на­по­ми­на­ет по­стя­щим­ся о при­бли­жа­ю­щей­ся ра­до­сти вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, про­ро­че­ствен­ны­ми сло­ва­ми Иису­са Хри­ста, чи­та­е­мы­ми в Ли­тур­гий­ном Еван­ге­лии неде­ли: се вос­хо­дим во Иеру­са­лим, и Сын Че­ло­ве­че­ский пре­дан бу­дет ар­хи­ереом и книж­ни­ком: и по­ру­га­ют­ся ему, и уяз­вят его, и оплю­ют его, и убьют его, и в тре­тий день вос­креснет (Мк.10:35-46).

Из кн. «Дни бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной
Ка­фо­ли­че­ской Во­сточ­ной Церк­ви»


При­ме­ча­ния

[1] Цер­ков­ная служ­ба в пя­тую сед­ми­цу Че­ты­ре­де­сят­ни­цы.

[2] Си­нак­сарь в чет­вер­ток 5 неде­ли Че­ты­ре­де­сят­ни­цы.

[3] Си­нак­сарь в чет­вер­ток пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы.

[4] Чет. Мин. 1 ап­ре­ля. Жиз­не­опи­са­ние Ма­рии Еги­пет­ской.

[5] Ни­ки­фор. ис­тор. кн. 17, гл. 5.

[6] Theodor. lector, lib. Чет. Мин. 26 июня. Сти­хи­ры ли­тии 26 ав­гу­ста в служ­бе Бо­го­ма­те­ри Вла­ди­мир­ской ико­ны.

[7] Socrat. Lib. 7, cap. 46.

[8] Theodor. lector. Lib. 1. Чет. Мин. 10 сен­тяб­ря. Ни­ки­фор. Цер­ков­ная ис­то­рия, кн. 14, гл. 2.

[9] О Влахерне см. день по­ло­же­ния ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

[10] Фе­о­дор-чтец, кн. 1,? 1.

[11] Си­нак­сарь в суб­бо­ту пя­той неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста. Чет. Мин. 26 июня. Ка­рам­зин, ис­то­рия, т. 1, прим. 284.

[12] Там же.

[13] Си­нак­сарь в суб­бо­ту пя­той сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы. Ком­бе­фи­зий. Auctores incerti, т. 2, с. 805.

[14] Си­нак­сарь на Ака­фист.

Случайный тест

(3 голоса: 5 из 5)