Обновление образа Спаса Нерукотворного в Свято-Борисо-Глебском монастыре

История возникновения Образа Спаса Нерукотворного и обновления сея иконы в Свято-Борисо-Глебском монастыре 20 июля 1997 г.

spas_nerukotvornyi

Ис­то­ри­че­ское пре­да­ние о свя­том Неру­ко­твор­ном Об­ра­зе по­вест­ву­ет о том, что в дни мис­си­ан­ской про­по­ве­ди Хри­ста, в си­рий­ском го­ро­де Эдес­се пра­вил князь Ав­гарь, ко­то­ро­го по­стиг­ла страш­ная бо­лезнь про­ка­за. Слух о див­ных чу­де­сах Бо­же­ствен­но­го Спа­си­те­ля рас­про­стра­нил­ся и по всей Си­рии /Мф.4:24/, до­шел и до Ав­га­ря. Не ви­дя Хри­ста, Ав­гарь уве­ро­вал в Него, как в Сы­на Бо­жия, и через жи­во­пис­ца Ана­нию по­слал пись­мо Хри­сту с прось­бой раз­ре­шить на­пи­сать изо­бра­же­ние Его Бо­же­ствен­но­го Ли­ца. Не имея воз­мож­но­сти про­брать­ся через тол­пы ко Хри­сту, Ана­ний из­да­ле­ка стал пи­сать Об­раз Иису­са Хри­ста, но это ему не уда­ва­лось.
Вдруг, Спа­си­тель Сам по­до­шел к Ана­нии, убла­жил ве­ру Ав­га­ря, по­же­лав­ше­го иметь Его Об­раз, и по­про­сил при­не­сти во­ду и убрус /по­ло­тен­це/; умыл Свое Ли­цо, отер его убру­сом, на ко­то­ром чу­дес­ным мгно­ве­ни­ем от­пе­ча­тал­ся Его Бо­же­ствен­ный Лик.
Сей Неру­ко­твор­ный Об­раз Спа­си­те­ля Ана­ний при­нес пра­ви­те­лю Ав­га­рю, ко­то­рый при­нял необык­но­вен­ную свя­ты­ню Бо­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния с ве­ли­чай­шим по­чте­ни­ем и с бла­го­го­ве­ни­ем, и по твер­дой ве­ре в Гос­по­да, как Сы­на Бо­жи­его, ис­це­лил­ся от по­стиг­шей его тя­же­лой бо­лез­ни.
Та­ким див­ным бла­го­во­ле­ни­ем, Гос­подь оста­вил ми­ру Свой Неру­ко­твор­ный Бо­же­ствен­ный Лик, на ко­то­ром св. ап. Фад­дей /один из 70-ти апо­сто­лов/, при по­се­ще­нии пра­ви­те­ля Ав­га­ря, на­пи­сал сле­ду­ю­щие сло­ва: «Хри­сте Бо­же, вся­кий, упо­вая на Те­бя, не по­сты­дит­ся».
Впо­след­ствии чу­до­дей­ствен­ные про­яв­ле­ния Бо­го­на­чер­тан­но­го Об­ра­за осо­бо бла­го­дат­ство­ва­ли ми­ру в 392 го­ду, за­тем – 545 го­ду, а так­же око­ло 1261 го­да, при по­хи­ще­нии этой Свя­ты­ни кре­сто­нос­ца­ми из Кон­стан­ти­но­по­ля.
И вот, на­ка­нуне ве­ли­ко­го юби­лея – 2000-ле­тия со дня Рож­де­ния Хри­сто­во­го, – неча­ян­но для нас, но во Все­бла­гом Про­мыс­ле Бо­жи­ем о на­шем спа­се­нии, со­вер­ша­ет­ся непо­сти­жи­мое че­ло­ве­че­ским ра­зу­мом – Бо­же­ствен­ное и чу­дес­ное Об­нов­ле­ние Пре­свя­то­го Ли­ка Спа­са Неру­ко­твор­но­го. И с мо­мен­та это­го див­но­го про­яв­ле­ния, свя­тая ико­на пять дней под­ряд из­ли­ва­ла на весь храм незем­ное бла­го­уха­ние в убо­гой, ни­чем не при­ме­ча­тель­ной, толь­ко что на­чи­на­ю­щей свою по­движ­ни­че­скую жизнь, на­шей Свя­то-Бо­ри­со-Глеб­ской жен­ской оби­те­ли, по­доб­но то­му, как Гос­подь из­во­лил во­пло­ти­ти­ся не в цар­ских па­ла­тах, а в убо­гой пе­ще­ре Виф­ле­ем­ских пас­ту­хов.
Не ме­нее зна­ме­на­тель­но и от­рад­но то, что Об­нов­лен­ную свя­тую ико­ну Спа­са Неру­ко­твор­но­го по обо­им сто­ро­нам укра­ша­ют два чи­но­на­чаль­ни­ка Небес­ных Сил: Ар­хан­гел Ми­ха­ил и Ар­хан­гел Ра­фа­ил, по­бе­див­шие и низ­верг­шие пре­гор­до­го ден­ни­цу со всем бо­го­про­тив­ным во­ин­ством его во тьму адскую, что озна­ме­но­ва­ло­тор­же­ство по­бе­ды добра над злом, Бо­же­ствен­но­го Све­та над веч­ным мра­ком, Воз­си­яв­ше­го в зем­ном уде­ле – виф­ле­ем­ских яс­лях, – Солн­ца свет­лей­ше­го.
Свер­шив­шу­ю­ся ве­ли­кую тай­ну на на­шей Сло­бод­ской зем­ле труд­но по­стиг­нуть ра­зу­мом, ее мож­но объ­ять толь­ко ве­рою пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на, – с бла­го­дар­но­стью воз­люб­лен­но­му Спа­си­те­лю на­ше­му за Его про­яв­ле­ние Люб­ви и по­пе­че­ния о на­шей Свя­той Пра­во­слав­ной Церк­ви и на­шем Сло­бо­жан­ском бо­го­лю­би­вом на­ро­де.
По слу­чаю это­го див­но­го свер­ше­ния, на­шим бла­го­сло­ве­ни­ем бы­ла со­зда­на епар­хи­аль­ная ко­мис­сия в со­ста­ве: на­сто­я­те­ля Свя­то-Пет­ро-Пав­лов­ско­го хра­ма г. Харь­ко­ва, ин­спек­то­ра Харь­ков­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии про­то­и­е­рея Ан­дрея По­ли­ко­пы, сек­ре­та­ря Харь­ков­ско­го Епар­хи­аль­но­го Управ­ле­ния про­то­и­е­рея Ни­ко­лая Тер­но­вец­ко­го, клю­ча­ря Свя­то-Бла­го­ве­щен­ско­го Ка­фед­раль­но­го Со­бо­ра г. Харь­ко­ва про­то­и­е­рея Алек­сандра Ка­по­ва, вра­ча Харь­ков­ско­го об­ласт­но­го нар­ко­ло­ги­че­ско­го дис­пан­се­ра Ло­ти­на Алек­сандра Вла­ди­ми­ро­ви­ча и сек­ре­та­ря ко­мис­сии, бла­го­чин­но­го 5-го окру­га Харь­ков­ской епар­хии, про­то­и­е­рея Лео­ни­да Му­шин­ско­го; в при­сут­ствии на­сто­я­тель­ни­цы Свя­то-Бо­ри­со-Глеб­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в се­ле Во­дя­ное Зми­ев­ско­го рай­о­на Харь­ков­ской об­ла­сти ма­туш­ки Се­ра­фи­мы /Сан­та­ло­вой/, игу­ме­на Се­ва­сти­а­на /Щер­ба­ко­ва/ – ду­хов­ни­ка оби­те­ли, жи­тель­ни­цы се­ла Крас­ная По­ля­на Зми­ев­ско­го рай­о­на Проску­ри­ной Алек­сан­дры Леон­тьев­ны, по­жерт­во­вав­шей в мо­на­стырь эту, Бо­гом обла­го­дат­ство­ван­ную, свя­ты­ню, по­но­ма­ря оби­те­ли – Пе­сту­но­ва Ан­дрея Алек­сан­дро­ви­ча, при­хо­жан оби­те­ли – Маль­ко Ири­ны Ва­си­льев­ны, За­брод­ско­го Ни­ко­лая Ста­ни­сла­во­ви­ча, Ка­нон­ни­ко­вой Ксе­нии Мат­ве­ев­ны, при­сут­ство­вав­ших за Бо­го­слу­же­ни­ем, во вре­мя ко­то­ро­го спо­до­би­лись ви­деть лу­че­зар­ный свет, Об­но­вив­ший эту Свя­тую Ико­ну, и дру­гих лиц, ко­то­рые со­ста­ви­ли на­сто­я­щий акт о ни­же­сле­ду­ю­щем:
Се­го дня, ко­мис­сия на ме­сте об­сле­до­ва­ла со­бы­тие об­нов­ле­ния ико­ны Спа­са Неру­ко­твор­но­го.

Уста­нов­ле­но: Ико­на Спа­са Неру­ко­твор­но­го 45x36 см. на де­ре­ве, пись­ма Ви­зан­тий­ско­го сти­ля 18-го ве­ка.
Со слов сви­де­те­лей, 20 июля 1997 го­да в жен­ском мо­на­сты­ре во имя св. мчч. Бо­ри­са и Гле­ба, с. Во­дя­ное Зми­ев­ско­го рай­о­на, во вре­мя Бо­же­ствен­ной Ли­тур­гии, ко­то­рую со­вер­шал игу­мен Се­ва­сти­ан /Щер­ба­ков/, про­изо­шло чу­дес­ное Об­нов­ле­ние ико­ны Неру­ко­твор­но­го об­ра­за Спа­си­те­ля.
Быв­шая вла­де­ли­ца ико­ны – Проску­ри­на Алек­сандра Леон­тьев­на, про­жи­ва­ю­щая в с. Крас­ная По­ля­на Зми­ев­ско­го рай­о­на.
Ико­на древ­няя, ви­зан­тий­ско­го сти­ля, на­пи­са­на на де­ре­вян­ной дос­ке, до­ста­лась ей от ро­ди­те­лей. Во вре­мя Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны по се­лу про­хо­ди­ла ли­ния фрон­та, по­это­му Проску­ри­на А. Л. все ико­ны опу­сти­ла в по­греб до­ма с дру­ги­ми ве­ща­ми, а са­ма ушла в с. Мохнач, спа­сая жизнь.
По­сле воз­вра­ще­ния в род­ное се­ло, она за­ста­ла от сво­е­го до­ма лишь ру­и­ны; все ве­щи и ико­ны в по­гре­бе по­стра­да­ли, оста­лась толь­ко ку­ча пеп­ла, и див­но, что в этом пеп­ле свя­тая ико­на Спа­са Неру­ко­твор­но­го оста­лось невре­ди­мой от ог­нен­но­го пла­ме­ни, уни­что­жив­ше­го все. От по­жа­ра, небла­го­при­ят­ных усло­вий ико­на по­тем­не­ла, и в та­ком ви­де на­хо­ди­лась у вла­де­ли­цы до Рож­де­ства Хри­сто­ва 1997 го­да. 9 ян­ва­ря бо­го­лю­би­вая ра­ба Бо­жия Проску­ри­на Алек­сандра пе­ре­да­ла свою лю­би­мую свя­ты­ню в храм свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба.Там она бы­ла уста­нов­ле­на на гор­нем ме­сте, где и на­хо­ди­лась до вре­ме­ни сво­е­го Бо­же­ствен­но­го Об­нов­ле­ния.
20 июля, в вос­крес­ный день, при со­вер­ше­нии Бо­же­ствен­ной Ли­тур­гии, во вре­мя чте­ния Св. Еван­ге­лия при от­кры­тых Цар­ских вра­тах, при­хо­жан­ки хра­ма – Ка­нон­ни­ко­ва Ксе­ния, Маль­ко Ири­на Ва­си­льев­на и дру­гие, – уви­де­ли си­я­ние яр­ко­го зо­ло­ти­сто­го све­та в ви­де вспыш­ки и ощу­ти­ли как бы дви­же­ние воз­душ­ной вол­ны с ти­хим ше­ле­стом. Про­изо­шло это мгно­вен­но и бы­ло яв­но ощу­ти­мо. Ду­ша их при этом яв­ле­нии на­пол­ни­лась глу­бо­ким ми­ром, бла­го­го­вей­ным стра­хом и они ре­ши­ли ис­по­ве­ды­вать­ся, чтобы не впасть в за­блуж­де­ние ду­ха пре­ле­сти.
Об­нов­ле­ние Св. Ико­ны впер­вые уви­де­ли во вре­мя пе­ния Хе­ру­вим­ской пес­ни по­но­марь Пе­сту­нов Ан­дрей и де­вя­ти­лет­ний от­рок Ни­ко­лай За­брод­ский.
По их сло­вам, ико­на бли­ста­ла яр­ким, зо­ло­ти­стым све­че­ни­ем, по­сле че­го про­сту­пи­ли ра­нее нераз­ли­чи­мые над­пи­си, а по бо­кам, в зер­ка­лах, ста­ли вид­ны ли­ки Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла и Ар­хан­ге­ла Ра­фа­и­ла. От ико­ны на­ча­ло рас­про­стра­нять­ся бла­го­уха­ние, дер­жав­ше­е­ся пять дней, по ис­те­че­ние ко­то­рых, на­ча­ло уга­сать.
По­зо­ло­та ико­ны при­об­ре­ла свет­лый вид.
Дей­стви­тель­ность со­вер­шив­ше­го­ся Об­нов­ле­ния Свя­той Ико­ны под­твер­жда­ют: Игу­ме­нья Се­ра­фи­ма /Сан­та­ло­ва/; Игу­мен Се­ва­сти­ан /Щер­ба­ков/; Проску­ри­на Алек­сандра Леон­тьев­на; Ино­ки­ня Алек­сандра /Коб­ля­ко­ва/; Пе­сту­нов Ан­дрей Алек­сан­дро­вич; Маль­ко Ири­на Ва­си­льев­на; За­брод­ский Ни­ко­лай Ста­ни­сла­во­вич; Ка­нон­ни­ко­ва Ксе­ния Мат­ве­ев­на;
Чле­ны ко­мис­сии: Сек­ре­тарь Харь­ков­ско­го Епар­хи­аль­но­го Управ­ле­ния про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Тер­но­вец­кий;
Ин­спек­тор Харь­ков­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии про­то­и­е­рей Ан­дрей По­ли­ко­па;
Клю­чарь Свя­то-Бла­го­ве­щен­ско­го Ка­фед­раль­но­го Со­бо­ра г. Харь­ко­ва про­то­и­е­рей Алек­сандр Ка­пов;
Врач Харь­ков­ско­го об­ласт­но­го нар­ко­ло­ги­че­ско­го дис­пан­се­ра Ло­тин Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич;
Сек­ре­тарь ко­мис­сии, на­сто­я­тель Свя­то-Ва­си­льев­ско­го хра­ма пгт. Пе­со­чин про­то­и­е­рей Лео­нид Му­шин­ский.

Источник: Православна Харкiвщина

Случайный тест

(3 голоса: 5 из 5)