Дни памяти:

4 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

14 марта

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 9 ап­ре­ля 1896 го­да в по­сел­ке Су­дак Та­ври­че­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сандра Иоаки­мо­ви­ча Ильен­ко­ва. Алек­сандр окон­чил Та­ври­че­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и уехал к от­цу, ко­то­рый по­сле 1917 го­да вме­сте с се­мьей пе­ре­ехал в се­ло Чер­ни­гов­ку Бер­дян­ско­го уез­да. Здесь Алек­сандр по­зна­ко­мил­ся со сво­ей бу­ду­щей же­ной Па­рас­ке­вой.
В се­мье у них впо­след­ствии ро­ди­лось трое де­тей. Алек­сандр Алек­сан­дро­вич ре­шил при­нять сан свя­щен­ни­ка в то вре­мя, ко­гда уже на­ча­лись же­сто­кие го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Узнав об этом, его же­на вос­про­ти­ви­лась и ста­ла от­го­ва­ри­вать от неосмот­ри­тель­но­го, по ее мне­нию, ша­га, но тот был непре­кло­нен, и в 1924 го­ду епи­скоп Сер­гий (Зве­рев) ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка и на­пра­вил слу­жить в се­ло Но­во­пав­лов­ку. Сво­им ис­то­вым и бла­го­леп­ным слу­же­ни­ем отец Алек­сандр быст­ро за­во­е­вал ав­то­ри­тет сре­ди при­хо­жан, для ко­то­рых цер­ков­ная служ­ба оста­ва­лась в то вре­мя за­ча­стую един­ствен­ным уте­ше­ни­ем в го­рест­ной жиз­ни.
В 1930 го­ду пья­ные ком­со­моль­цы по­пы­та­лись раз­гро­мить дом свя­щен­ни­ка. По­дой­дя к до­му вплот­ную, угро­жая и кри­ча, они вы­стре­ли­ли в ок­но. Пу­ля по­па­ла в са­мо­вар. Некая жен­щи­на, ви­дя про­ис­хо­дя­щее, за­кри­ча­ла: «Ба­тюш­ку уби­ли, иро­ды!» Ком­со­моль­цы ис­пу­га­лись шу­ма на ули­це и раз­бе­жа­лись.
В трид­ца­тых го­дах под ви­дом рас­ку­ла­чи­ва­ния на­ча­лось раз­граб­ле­ние кре­стьян­ских хо­зяйств. Кре­стьяне и в эту труд­ную по­ру, ко­гда бы­ло тя­же­ло им са­мим, не оста­ви­ли свя­щен­ни­ка и при­во­зи­ли к нему до­мой про­дук­ты и зер­но. Вско­ре к от­цу Алек­сан­дру при­шли в дом с обыс­ком и, най­дя два меш­ка зер­на, ста­ли их за­би­рать, но свя­щен­ник вос­про­ти­вил­ся это­му, за­явив, что у него боль­шая се­мья. То­гда пред­ста­ви­те­ли вла­стей ста­ли его бить и тас­кать за бо­ро­ду. Отец Алек­сандр не вы­дер­жал, бро­сил меш­ки, зер­но вы­сы­па­лось на зем­лю, и свя­щен­ни­ка об­ви­ни­ли в том, что он рас­сы­па­ет и гно­ит кол­хоз­ное доб­ро; он тут же был аре­сто­ван и на неде­лю по­са­жен в тюрь­му. Через пол­го­да по­сле слу­чив­ше­го­ся храм в се­ле был за­крыт, и свя­щен­ни­ку с се­мьей при­шлось уехать в Бер­дянск. Слу­жил отец Алек­сандр вме­сте с дру­ги­ми остав­ши­ми­ся без мест свя­щен­ни­ка­ми в По­кров­ской церк­ви, за­ра­ба­ты­вая на про­пи­та­ние се­мьи то в ка­че­стве сто­ро­жа, то раз­но­ра­бо­че­го, то груз­чи­ка. Ино­гда он на­ни­мал­ся на по­ден­ную ра­бо­ту, ко­то­рая за­клю­ча­лась в чист­ке об­ще­ствен­ных туа­ле­тов.
Ле­том 1937 го­да все свя­щен­ни­ки, объ­еди­няв­ши­е­ся во­круг По­кров­ско­го хра­ма, бы­ли аре­сто­ва­ны, и вме­сте с ни­ми отец Алек­сандр Ильен­ков. Пер­вое вре­мя он вме­сте с дру­ги­ми свя­щен­ни­ка­ми си­дел в тюрь­ме в Бер­дян­ске, где на до­про­сах его же­сто­ко из­би­ва­ли сле­до­ва­те­ли, до­би­ва­ясь, чтобы он под­пи­сал лже­сви­де­тель­ства. Но на все во­про­сы отец Алек­сандр от­ве­чал од­но­слож­но, что ви­нов­ным се­бя не при­зна­ет. По­сле до­про­сов и за­вер­ше­ния след­ствия от­ца Алек­сандра пе­ре­ве­ли в тюрь­му в За­по­ро­жье. 29 ок­тяб­ря 1939 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сандра к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ла­герь, и он был от­прав­лен в Усоль­лаг, на­хо­див­ший­ся непо­да­ле­ку от го­ро­да Со­ли­кам­ска Перм­ской об­ла­сти. Свя­щен­ник Алек­сандр Ильен­ков скон­чал­ся в за­клю­че­нии 14 мар­та 1942 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле. В это вре­мя его дочь на­хо­ди­лась в немец­ком конц­ла­ге­ре, ни­че­го не зная о судь­бе от­ца. В ночь с 13 на 14 мар­та она уви­де­ла сон, буд­то на небе рас­пу­стил­ся кра­си­вый бу­тон и из него по­явил­ся лик Спа­си­те­ля, а ря­дом был ее ко­ле­но­пре­кло­нен­но мо­ля­щий­ся отец в го­лу­бом об­ла­че­нии с ро­зо­вы­ми пе­ре­ли­ва­ми. Мно­го лет спу­стя она узна­ла, что это сно­ви­де­ние сов­па­ло с днем смер­ти от­ца.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Март».
Тверь. 2006. С. 41-45

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Случайный тест

(6 голосов: 5 из 5)