Священномученик Алекса́ндр Никольский, пресвитер
Дни памяти
4 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
15 сентября (переходящая) - Собор Нижегородских святых
Житие
Священномученик протоиерей Александр родился 1 ноября 1870 года в селе Кладбищи Сергачского уезда Нижегородской губернии в многодетной семье священника Николая Никольского. Он приходился младшим братом священномученику Иоанну Никольскому, священнику Спасо-Преображенской Карповской церкви.
В 1891 году Александр Николаевич окончил курс обучения в Нижегородской Духовной семинарии по первому разряду и был определен на священническое место в село Степаново Арзамасского уезда. Здесь молодой священник наряду с пастырским служением исполнял обязанности законоучителя в церковно-приходской и земской школах, которые находились в приходской деревне Бундаково.
Спустя два года, в 1894 году, отец Александр был перемещен к Знаменской церкви в селе Кечасово Сергачского уезда, где также являлся не только настоятелем в храме, но и заведующим и преподавателем в местной церковно-приходской школе.
В 1902 году батюшка был назначен на должность следователя по Духовному ведомству, а через два года выбран благочинным по второму округу Сергачского уезда. С 1906 года он занимал должность уездного наблюдателя за церковно-приходскими школами, одновременно являясь членом училищного совета и попечительства о народной трезвости, депутатом уездных земских собраний.
В 1913-м году отец Александр стал преподавать Закон Божий в Екатерининском земском училище, которое размещалось в Арзамасе.
Семья отца Александра состояла из восьми человек. Вместе с матушкой Ираидой Ивановной он воспитывал семерых детей: шесть дочерей и сына. Единственный сын отца Александра первоначально решил продолжить священническую династию и до революции учился в Нижегородской семинарии.
В 1914 году отец Александр по личному прошению был перемещен в нижегородскую Варварскую церковь вторым священником. И уже через год на него вновь были возложены обязанности по духовному ведомству: должность следователя приходских церквей Нижнего Новгорода и членство в правлении Сергиевского мужского училища.
За многолетнее ревностное служение Церкви отец Александр был награжден многими церковными наградами и возведен в сан протоиерея. В 1913 году по благословению Святейшего Синода он был награжден золотым наперсным крестом, а в 1916 году ко дню Святой Пасхи — орденом Святой Анны III степени.
С 1924 года, после национализации властями дома причта Варварского храма, священник Александр Никольский и настоятель протоиерей Евгений Яковлев вместе снимали квартиру.
В ночь с 6 на 7 августа 1937 года отец Александр был арестован и заключен в спецкорпус Горьковской тюрьмы. Одновременно были арестованы и многие другие священнослужители нижегородских храмов. Обвинение, предъявленное отцу Александру и другим пастырям, было стандартным: участник церковно-фашистской подпольной террористической группы во главе с митрополитом Феофаном (Туляковым). Лишь спустя три недели после ареста, 2 сентября 1937 года, состоялся единственный допрос престарелого отца Александра.
— Вы, Никольский, обвиняетесь в контрреволюционной агитации против советской власти. Скажите, кто состоит в вашей организации и какие организационные мероприятия были организованы для борьбы.
— Я, Никольский, ни в какой контрреволюционной организации никогда не состоял и не состою. Каких-либо организационных мероприятий названной вами организации не знаю.
— Скажите, бывал ли у вас на квартире митрополит Феофан, если да, то что за разговоры были между вами.
— У нас на квартире, в которой мы живем со священником Яковлевым, митрополит Феофан никогда не был. В 1936 году митрополит Феофан служил в нашей церкви 6 раз, а в 1937 году 4 раза. Для службы в нашей церкви митрополита приглашала староста Харитонова Александра Ивановна. Приглашение было через Харитонову от имени церковного совета. Последние три службы Феофан в нашей церкви назначал лично.
— Скажите, Никольский, после службы Феофана верующие угощали его? Если да, то где и кто присутствовал на этом угощении.
— Было несколько угощений в помещении церковной сторожки, угощение состояло из чая и легкой закуски. Присутствовали с Феофаном священник Яковлев, я, Никольский, Харитонова Александра Ивановна и Арефьева Вера Ивановна, протодиакон Иванов.
— Скажите, какие указания и на какую тему давал вам Феофан.
— Митрополит Феофан давал указания о исповеди во время Великого поста и церковной службы во время 1-го мая, так как мимо церкви должны проходить демонстранты. Кроме этого, митрополит Феофан посвятил нас в его канцелярские дела, которые его загромоздили. Ему, как начальнику духовному, представлено право разбирать всякие нарушения, совершенные священнослужителями.
— Скажите, Никольский, где останавливался митрополит Феофан, когда приезжал в г. Горький?
— Митрополит Феофан, когда приезжал, останавливался для ночлега на Трудовой улице.
— Скажите, кто из священников сообщался с Феофаном и по каким вопросам.
— По этому вопросу, кроме благочинного Лаврова, никого показать не могу.
— Скажите, что за переписку имел Лавров с Феофаном.
— Лавров мне говорил, что переписка происходила исключительно по вопросам и указаниям с их стороны по службе в церкви и отчислениях от доходов церковной лепты в пользу митрополита Сергия, Феофана и его канцелярии и благочинному Лаврову.
— Больше показать по настоящему делу ничего не могу, протокол написан с моих слов верно и вслух мне прочитан.
21 сентября 1937 года особая Тройка НКВД приговорила священника Александра Никольского к расстрелу. 4 октября 1937 года, в один день со своим родным братом священномучеником Иоанном Никольским, протоиерей Александр был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле на одном из расстрельных полигонов Горьковского НКВД.
По книге «Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». — Нижний Новгород, 2015. Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Дамаскин (Орловский), О.В. Дёгтева.
Священномученики иерей Иоанн Ромашкин, иерей Николай Хвощев, иерей Александр Никольский, иерей Петр Лебединский; мученики Василий Ежов, Петр Лонсков, Стефан Митюшин (Митюшкин) и Александр Блохин
8 сентября 1937 года были арестованы священнослужители и православные миряне Гагинского района Нижегородской области, всего десять человек. Никто из арестованных не признал себя виновным. Их обвиняли в том, что они 6 июля организовали торжественную службу, в которой участвовало четыре священника и множество верующих. И хотя после службы проповеди на политическую тему произнесено не было, самой церковной службе было придано значение антигосударственного мероприятия, потому что она отрывала крестьян от работы в колхозе. 17 сентября 1937 года восемь человек были приговорены к расстрелу и расстреляны. Их имена сохранились в следственных делах: священник Иоанн Дмитриевич Ромашкин (родился в 1891 году в крестьянской семье, первый раз арестован в 1928 году и приговорен к трем годам ссылки; служил в селе Субботино); священник села Сорочки Петр Иванович Лебединский (родился в 1881 году в семье священника, в 1935 году за проповеди был приговорен к двум годам ссылки); священник села Юсупово Николай Александрович Хвощев (родился в 1883 году в семье священника); священник села Панова-Осанова Александр Семенович Никольский (родился в 1883 году в семье священника); крестьяне села Покров Александр Иванович Блохин (1879 года рождения, из крестьян), Петр Васильевич Лонсков (крестьянин, родился в 1881 году), Стефан Семенович Митюшин (крестьянин, родился в 1874 году) и Василий Киреевич Ежов (родился в 1867 году в селе Покров Нижегородской губернии и происходил из крестьянской семьи. В 1930 году он был арестован за неуплату налогов и приговорен к 5 годам ИТЛ).
По материалам: Православная энциклопедия Т.7, С.60; Иеромонах Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 1. - Тверь: "Булат", 1992 год, стр. 168–212.
Источник: http://pstgu.ru
Богослужения
Случайный тест
- Пояснения к календарю
- Что такое время
- Что такое жизнь
- Лики святости
- История календарей
- Календарные циклы
- О постах
- Календарь постов
- Великий пост 2024
- Многодневные посты
- Однодневные посты
- Православные посты
- Великий Пост
Расчёт 3, 9, 40 дней
Христианин живет праздником. Это проявляется прежде всего в живом славословии и благодарении, т.е. в непрерывной хвале: "Пою Богу моему, дондеже есмь... Аз же возвеселюся о Господе" (Пс.103:33-34). Евхаристического человека постоянно зовут к участию в небесной трапезе, в празднике веры, невзирая на то, заслуживает он этого или нет.
Проф. Иоанн Панагопулос