Дни памяти:

19 июля – Собор Радонежских святых

Житие

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний (Мед­ве­дев) (1792–1877), ар­хи­манд­рит, на­мест­ник Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры, был рож­ден 6 ок­тяб­ря 1792 го­да в се­мье воль­но­от­пу­щен­но­го кре­стья­ни­на гра­фи­ни Е.И. Го­ло­ви­ной, слу­жив­ше­го по­ва­ром у кня­зя Е.А. Гру­зин­ско­го в се­ле Лы­с­ко­ве. На­ре­чен в Кре­ще­нии Ан­дре­ем. Отец умер, ко­гда ему бы­ло 4 го­да, в се­мье оста­лось чет­ве­ро де­тей. Мать да­ла маль­чи­ку хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние, он обу­чил­ся гра­мо­те и стал уче­ни­ком ап­те­ка­ря при боль­ни­це в Лы­с­ко­ве, впо­след­стии князь Гру­зин­ский по­ру­чил ему за­ве­до­ва­ние боль­ни­цей. Об­ла­дая пре­крас­ным го­ло­сом, Ан­дрей пел в цер­ков­ном хо­ре. В 1812 го­да, из-за недо­стат­ка вра­чей при­ко­ман­ди­ро­ван­ный к Ни­же­го­род­ско­му опол­че­нию, А.Г. Мед­ве­дев по­лу­чил офи­ци­аль­ное раз­ре­ше­ние на вра­чеб­ную прак­ти­ку.

Под вли­я­ни­ем на­сто­я­тель­ни­цы Ар­за­мас­ской Алек­се­ев­ской жен­ской об­щи­ны игу­ме­нии Олим­пи­а­ды (Стри­галё­вой) ре­шил при­нять мо­на­ше­ство. По ука­за­нию явив­ше­го­ся ему во сне пре­по­доб­но­го Ан­дрея Крит­ско­го, его небес­но­го по­кро­ви­те­ля, 27 июля 1818 го­да он стал по­слуш­ни­ком в Са­ро­ве. Про­быв око­ло по­лу­то­ра лет в Са­ров­ской пу­сты­ни, он вер­нул­ся в Ар­за­мас и по­сту­пил в Вы­со­ко­гор­скую пу­стынь.

27 июня 1822 го­ду при­нял мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем в честь пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ки­е­во-Пе­чер­ско­го. 20 июля епи­ско­пом Ни­же­го­род­ским Мо­и­се­ем был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а 22 июля то­го же го­да – во иеро­мо­на­ха. Игу­ме­ния Олим­пи­а­да оста­ва­лась ду­хов­ной на­став­ни­цей Ан­то­ния до сво­ей кон­чи­ны в 1828 го­ду.

9 июля 1826 го­да епи­ско­пом Ни­же­го­род­ским Ме­фо­ди­ем Ан­то­ний был опре­де­лен стро­и­те­лем Вы­со­ко­гор­ской пу­сты­ни и при­сут­ству­ю­щим в Ар­за­мас­ском ду­хов­ном прав­ле­нии. Бла­го­да­ря усерд­ным тру­дам но­во­го стро­и­те­ля пу­стынь вско­ре ста­ла про­цве­та­ю­щей. Лич­ность на­сто­я­те­ля, его слу­же­ние и дар сло­ва при­вле­ка­ли из Ар­за­ма­са и окрест­но­стей мно­гих бо­го­моль­цев, ко­то­рые об­ра­ща­лись к нему с прось­бой быть их ду­хов­ным от­цом.

При вступ­ле­нии Ан­то­ния в долж­ность стро­и­те­ля пу­сты­ни в ней бы­ло 20 че­ло­век бра­тии, при пе­ре­хо­де его в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру – 90 че­ло­век.

Ан­то­ний неод­но­крат­но ез­дил в Са­ров для бе­се­ды со стар­ца­ми, осо­бен­но с пре­по­доб­ным Се­ра­фи­мом.

23 фев­ра­ля 1831 го­да скон­чал­ся на­мест­ник Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры ар­хи­манд­рит Афа­на­сий (Фё­до­ров). За 2 ме­ся­ца до его кон­чи­ны пре­по­доб­ный Се­ра­фим пред­ска­зал на­зна­че­ние Ан­то­ния сле­ду­ю­щим Лавр­ским на­мест­ни­ком, и, дей­стви­тель­но, 26 фев­ра­ля мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, свя­ти­тель Фила­рет пред­ло­жил Ан­то­нию при­нять это слу­же­ние.

10 мар­та 1831 го­да Ан­то­ний при­был в Моск­ву, 15 мар­та был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та в церк­ви пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го на Тро­иц­ком Су­ха­рев­ском по­дво­рье в Москве и 19 мар­та при­е­хал в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру.

При Ан­то­нии в Лав­ре был ос­но­ван Геф­си­ман­ский муж­ской скит (освя­щен 28 сен­тяб­ря 1844 го­да), из «хо­лод­ных» хра­мов ста­ли отап­ли­ва­е­мы­ми Тро­иц­кий со­бор, Ни­ко­нов­ская, Ду­хов­ская, Смо­лен­ская церк­ви, бы­ла по­стро­е­на Вар­ва­рин­ская цер­ковь и ка­пи­таль­но от­ре­мон­ти­ро­ва­на кре­пост­ная сте­на. В 1832 го­ду из брат­ских кел­лий в Дон­ском (Вар­ва­рин­ском) кор­пу­се бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на стран­но­при­им­ная муж­ская боль­ни­ца, за сте­на­ми Лав­ры – жен­ская боль­ни­ца и бо­га­дель­ня.

В 1838 го­ду на ме­сте сго­рев­шей го­сти­ни­цы был со­здан дом при­зре­ния, где раз­ме­сти­лись бо­га­дель­ня, боль­ни­ца и до­мо­вая цер­ковь. В Уг­ло­вой (Пят­ниц­кой) башне ор­га­ни­зо­ва­но учи­ли­ще и при­ют для си­рот на 100 че­ло­век, ко­то­рые жи­ли и учи­лись на пол­ном со­дер­жа­нии мо­на­сты­ря, еще 100 уче­ни­ков при­хо­ди­ли учить­ся и обе­дать; ор­га­ни­зо­ва­но пи­та­ние для стран­ни­ков.

В 1861 го­ду учи­ли­ще и при­ют бы­ли пе­ре­ве­де­ны в дом при­зре­ния, маль­чи­ки-си­ро­ты обу­ча­лись ре­мес­лам, из спо­соб­ных к пе­нию был ор­га­ни­зо­ван хор. Ар­хи­манд­рит Ан­то­ний устро­ил в Лав­ре ико­но­пис­ную ма­стер­скую, шко­лу ико­но­пи­са­ния (1839), ли­то­гра­фи­че­скую ма­стер­скую (1844).

Ис­клю­чи­тель­ное вни­ма­ние на­мест­ник уде­лял за­клю­чен­ным в сер­ги­е­во-по­сад­ской пе­ре­сыль­ной тюрь­ме. В 1871–1873 го­дах по про­ек­ту ар­хи­тек­то­ра И.А. Ма­лы­ше­ва, штат­но­го слу­жи­те­ля Лав­ры, бы­ло по­стро­е­но но­вое тю­рем­ное зда­ние, бо­лее по­ло­ви­ны сум­мы на стро­и­тель­ство по­жерт­во­ва­ли ду­хов­ные де­ти Ан­то­ния. На сред­ства Лав­ры в тюрь­ме бы­ла устро­е­на цер­ковь в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Уто­ли моя пе­ча­ли», бо­го­слу­же­ния в ко­то­рой со­вер­ша­ли Лавр­ские мо­на­хи; Лав­ра по­мо­га­ла в обес­пе­че­нии за­клю­чен­ных про­до­воль­стви­ем.

Ан­то­ний по­кро­ви­тель­ство­вал так­же част­ным ли­цам, на­зна­чая из средств, вве­рен­ных ему бла­го­тво­ри­те­ля­ми, по­со­бия нуж­да­ю­щим­ся.

Ан­то­ний про­яв­лял боль­шую за­бо­ту о ду­хов­ной жиз­ни ино­ков. Пом­ня за­по­ведь пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма: «Будь не от­цом, а ма­те­рью бра­тии», сле­до­вал на­став­ле­нию пре­по­доб­но­го: не бра­нить за по­рок, но ис­прав­лять его. Ан­то­ний был ду­хов­ни­ком мно­гих ми­рян; тор­же­ствен­но­стью со­вер­ша­е­мых им бо­го­слу­же­ний и да­ром сло­ва он снис­кал лю­бовь и ува­же­ние бо­го­моль­цев. Ан­то­ний со­би­рал пе­ре­во­ды ас­ке­ти­че­ских со­чи­не­ний пре­по­доб­но­го Па­и­сия Ве­лич­ков­ско­го, по­мо­гал оп­тин­ским мо­на­хам в из­да­нии книг, с боль­шим вни­ма­ни­ем от­но­сил­ся к лавр­ским стар­цам.

Сво­и­ми тру­да­ми на бла­го Лав­ры и ду­хов­ной муд­ро­стью Ан­то­ний рас­по­ло­жил к се­бе свя­ти­те­ля мит­ро­по­ли­та Фила­ре­та, ко­то­рый из­брал его ду­хов­ным от­цом и неред­ко по­сы­лал к нему лю­дей, нуж­дав­ших­ся в на­зи­да­нии или уте­ше­нии. С одоб­ре­ния мит­ро­по­ли­та бы­ли на­пе­ча­та­ны от­дель­ной бро­шю­рой «Мо­на­стыр­ские пись­ма», в ко­то­рых Ан­то­ний опи­сал раз­ные слу­чаи осо­бо­го про­яв­ле­ния бла­го­да­ти Бо­жи­ей и яв­ле­ний из ми­ра ду­хов­но­го. По­сле кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Ан­то­ний взял на се­бя за­бо­ты о Ди­ве­ев­ской об­щине. Бла­го­да­ря сов­мест­ным тру­дам Ан­то­ния и мит­ро­по­ли­та Фила­ре­та в 1841 го­ду бы­ло на­пе­ча­та­но со­став­лен­ное ар­хи­манд­ри­том Сер­ги­ем пер­вое «Жи­тие пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма».

7 ав­гу­ста 1859 го­да ука­зом Си­но­да Ан­то­нию бы­ла при­сво­е­на сте­пень пер­во­класс­но­го ар­хи­манд­ри­та.

В 1872 го­ду Ан­то­ний про­сил у мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия уволь­не­ния от долж­но­сти по ста­ро­сти, но тот от­кло­нил прось­бу.

В 1873 у от­ца Ан­то­ния был лег­кий ин­сульт, по­сле ко­то­ро­го он силь­но осла­бел и оста­вал­ся при­ко­ван­ным к по­сте­ли. Свя­ти­тель Ин­но­кен­тий бла­го­сло­вил устро­ить до­мо­вую цер­ковь при кел­ли­ях ар­хи­манд­ри­та, где он из­ред­ка со­вер­шал ли­тур­гию.

Управ­ле­ние Лав­рой бы­ло пе­ре­да­но ду­хов­но­му со­бо­ру, к Ан­то­нию об­ра­ща­лись за со­ве­том лишь в наи­бо­лее важ­ных де­лах.

В 1876 го­ду, по­сле на­ча­ла вой­ны с Тур­ци­ей, Ан­то­ний при мо­щах пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го бла­го­сло­вил ве­ли­ко­го кня­зя Ни­ко­лая Ни­ко­ла­е­ви­ча, ко­ман­до­вав­ше­го рус­ски­ми вой­ска­ми, а в ян­ва­ре 1877 го­да, со­брав по­след­ние си­лы, при­вет­ство­вал им­пе­ра­то­ра Алек­сандра II и ав­гу­стей­шую се­мью.

Ан­то­ний скон­чал­ся, по­про­щав­шись с бра­ти­ей, на­пут­ство­ван­ный Та­ин­ства­ми Еле­освя­ще­ния и При­ча­ще­ния. От­пе­ва­ние Ан­то­ния со­вер­ши­ли епи­скоп Иоанн (Мит­ро­поль­ский) и епи­скоп Мо­жай­ский, ви­ка­рий Мос­ков­ской епар­хии Иг­на­тий в со­слу­же­нии бо­лее 60 свя­щен­но­слу­жи­те­лей при огром­ном сте­че­нии на­ро­да. Ар­хи­манд­рит Ан­то­ний был по­гре­бен с во­сточ­ной сто­ро­ны Свя­то-Ду­хов­ско­го со­бо­ра Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры.

По­чи­та­ние ар­хи­манд­ри­та Ан­то­ния осо­бо вы­ра­зи­лось в обя­за­тель­ном и усерд­ном по­ми­но­ве­нии его в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре на всех за­упо­кой­ных ек­те­ни­ях. Пре­по­доб­ный Ан­то­ний был про­слав­лен как мест­но­чти­мый свя­той 16 ок­тяб­ря 1998 го­да по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Алек­сия II, ко­то­рый сам воз­гла­вил тор­же­ство про­слав­ле­ния. Ко вре­ме­ни про­слав­ле­ния мо­щи свя­то­го Ан­то­ния бы­ли об­ре­те­ны и по­ме­ще­ны в Ду­хов­ском со­бо­ре.

Молитвы

Тропарь преподобному Антонию Радонежскому, глас 3

Во́лю Бо́жию в жи́тий твое́м взыску́я,/ предрече́ние преподо́бнаго Серафи́ма/ и Небе́сное призва́ние чрез святи́теля Филаре́та/ на служе́ние в Ла́вру вели́кую прия́л еси́./ И́стинный храни́тель заве́тов а́ввы Се́ргия быв,/ и́ноков наста́вник богому́дрый/ и Ла́вры благоукраси́тель иску́сный яви́лся еси́./ Ны́не же, предстоя́ Престо́лу Святы́я Тро́ицы,/ преподо́бне о́тче Анто́ние,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобному Антонию Радонежскому, глас 2

Вы́шних жела́я улучи́ти, блаже́нне,/ от ю́ности Христу́ после́довал еси́,/ по́двигом и нра́вом святы́х оте́ц ревну́я,/ благода́ть ду́ха ми́рна стяжа́л еси́./ Сего́ ра́ди мно́жеству и́ноков/ и всем притека́ющим к тебе́/ ми́лостивый оте́ц яви́лся еси́./ Те́мже с любо́вию вопие́м ти:/ ра́дуйся, Анто́ние,// Ла́вры Се́ргиевы похвале́ и Це́ркве Росси́йския украше́ние.

показать все

Молитва преподобному Антонию Радонежскому

О, преподо́бне о́тче Анто́ние, вели́каго а́ввы Се́ргия досто́йный прее́мниче, наставле́ний преподо́бнаго Серафи́ма исполни́телю, святи́теля Филаре́та дру́же и сотаи́нниче, и́ноков и всех ревни́телей благоче́стия учи́телю!
Моли́ всеми́лостиваго Христа́ Бо́га на́шего и Его́ Пречи́стую Ма́терь Це́ркви и Оте́честву на́шему в ми́ре и тишине́ пребыва́ти, оби́тели Се́ргиевой, иде́же прославля́ется вели́кое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, непоколебимой сохрани́тися, учи́лищу духо́вному, в ней пребыва́ющему, в правосла́вней ве́ре утверди́тися.
Испроси́ нам моли́твами твои́ми у Пресвяты́я Тро́ицы благода́ть во́лю Бо́жию взыска́ти и исполня́ти, житие́ в по́двизех покая́ния провожда́ти, ско́рби, боле́зни и искуше́ния с благодаре́нием терпе́ти, дух ми́рен стяжа́ти и иска́ти пре́жде Ца́рствия Бо́жия, в не́мже ты прославля́еши со все́ми святы́ми Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Случайный тест