Дни памяти
14 июля (переходящая) - Собор Белорусских святых
Житие
Диони́сий Полоцкий (? — 1184) — полоцкий епископ. Канонизирован Русской Православной Церковью в лике святителя. Довольно мало имеется сведений о Дионисии, в том числе о его происхождении.
До принятия епископского сана Дионисий, как утверждает большинство исследователей, был монахом Киево-Печерского монастыря. Другие историки полагают, что Дионисий происходил из ромеев (греков) и приехал в Полоцкое княжество из далёкой Византии. Ведь до этого Полоцкую кафедру возглавлял упомянутый епископ Косьма, родом из Византии. Да и преемником Дионисия тоже стал византиец — епископ Николай. После победы грекофильской партии в Киеве, епископами на Руси становились греки. Поэтому, вероятнее всего, что он был греком.
Дионисий стал во главе епископской кафедры в Полоцке примерно между 1156/1157 и 1166/1167 годами. Прежний полоцкий епископ Косьма в последний раз в источниках упоминается в 1156 году. Впервые в качестве епископа Дионисий фигурирует в Житии Евфросинии Полоцкой в связи с пострижением им двух её племянниц в монашество. Это произошло зимой 1166—1167 годов, перед тем как Евфросиния Полоцкая отправилась в паломничество во Святую Землю:
«… блаженная же Еуфросиния, пославши, призва епископа, тогда стол правяща святое Софеи нарицаемаго Дионисия, и введши ю в церковь, и повеле острищи ю, и нарече имя Кироанне Агафия, а Ольге — Еуфимия…».
— Житие Евфросинии Полоцкой
Перед тем как отправиться в Иерусалим, княжна-игумения Евфросиния получила благословения от епископа Дионисия. Там её земной путь и закончился. По его благословению были составлены Житие и Служба преподобной Евфросинии.
О смерти епископа Дионисия сообщает Ипатьевская летопись под 6691 годом (1184 год):
«Въ то же лѣто преставися епископъ Полотьскій, именемъ Діонисій».
— Ипатьевская летопись
Однако если обратиться к летописной статье за 6690 годом [1183], то Дионисий среди архиереев, которые должны были принять монашеский постриг нового настоятеля Киево-Печерского монастыря после смерти 24 июня прежнего игумена Поликарпа, не упоминается. Полоцким епископом назван Николай. Предполагается, что Дионисий в 1183 году мог оставить полоцкую кафедру, либо Николай был в качестве будущего епископа, а также новым настоятелем мог быть избран через год после смерти Поликарпа.
Время не сохранило страницы жития самого святителя Дионисия. Также не сохранились предания ни о духовном делании святого, ни о явленных при его мощах чудотворениях. Сокрыто и место упокоения святого Дионисия. Неведомо, когда он был причислен к лику святых. Но память Полоцкого владыки издревле почитается в народе. И это свидетельствует о неизвестных нам проявлениях благодати Святого Духа на этом благочестивом святителе.
Литература:
Мельников А. А., Левшун Л. В., Русецкая А. М. Дионисий // Православная энциклопедия. — М.: Православная энциклопедия, 2007. — Т. 15. — С. 247—248.
Мельников А. А. Путь непечален. Исторические свидетельства о святости Белой Руси. — Мн.: Белорусская Православная Церковь, 1992. — 242 с.
Источник: Википедия
Богослужения
Случайный тест
- Пояснения к календарю
- Что такое время
- Что такое жизнь
- Лики святости
- История календарей
- Календарные циклы
- О постах
- Календарь постов
- Великий пост 2024
- Многодневные посты
- Однодневные посты
- Православные посты
- Великий Пост
Расчёт 3, 9, 40 дней
Христианин живет праздником. Это проявляется прежде всего в живом славословии и благодарении, т.е. в непрерывной хвале: "Пою Богу моему, дондеже есмь... Аз же возвеселюся о Господе" (Пс.103:33-34). Евхаристического человека постоянно зовут к участию в небесной трапезе, в празднике веры, невзирая на то, заслуживает он этого или нет.
Проф. Иоанн Панагопулос