Дни памяти

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

19 июля – Собор Радонежских святых

Житие

Пре­по­доб­ный Епи­фа­ний Пре­муд­рый из­ве­стен как со­ста­ви­тель жи­тий Сер­гия Ра­до­неж­ско­го и Сте­фа­на Перм­ско­го. Жил в кон­це XIV – на­ча­ле XV ве­ка. Ро­дил­ся пред­по­ло­жи­тель­но в Ро­сто­ве. Све­де­ния о нем из­вле­ка­ют­ся толь­ко из его соб­ствен­ных со­чи­не­ний. В мо­ло­до­сти жил со Сте­фа­ном Перм­ским в Ро­сто­ве в мо­на­сты­ре Гри­го­рия Бо­го­сло­ва, име­ну­е­мом «За­твор». Изу­чил там гре­че­ский язык и хо­ро­шо усво­ил биб­лей­ские, свя­то­оте­че­ские и агио­гра­фи­че­ские тек­сты. Воз­мож­но, по­бы­вал в Кон­стан­ти­но­по­ле, на Афоне, в Иеру­са­ли­ме. Ве­ро­ят­но, в 1380 го­ду Епи­фа­ний ока­зал­ся в Тро­иц­ком мо­на­сты­ре под Моск­вой в ка­че­стве уче­ни­ка уже зна­ме­ни­то­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. За­ни­мал­ся кни­го­пис­ной де­я­тель­но­стью. По­сле смер­ти Сер­гия в 1392 го­ду пе­ре­брал­ся в Моск­ву на служ­бу к мит­ро­по­ли­ту Ки­при­а­ну. Близ­ко со­шел­ся с Фе­о­фа­ном Гре­ком. В 1408 го­ду во вре­мя на­па­де­ния на Моск­ву ха­на Еди­гея бе­жал в Тверь, где по­дру­жил­ся с ар­хи­манд­ри­том Спа­со-Афа­на­сье­ва мо­на­сты­ря Кор­ни­ли­ем, в схи­ме Ки­рил­лом, с ко­то­рым впо­след­ствии пе­ре­пи­сы­вал­ся; в од­ном из сво­их по­сла­ний вы­со­ко от­зы­вал­ся о ма­стер­стве и ра­бо­тах Фе­о­фа­на Гре­ка, его уме и об­ра­зо­ван­но­сти. В этом пись­ме он и се­бя на­зы­ва­ет «изо­гра­фом».

Ему при­над­ле­жат «Жи­тие пре­по­доб­но­го Сер­гия», ма­те­ри­а­лы к ко­то­ро­му он на­чал со­би­рать уже через год по­сле смер­ти пре­по­доб­но­го, а кон­чил на­пи­са­ние око­ло 1417–1418 го­дов, через 26 лет по смер­ти Сер­гия. Оно ис­поль­зо­ва­но, ча­сто бук­валь­но, в «Жи­тии Сер­гия» ар­хи­манд­ри­та Ни­ко­на. В спис­ках XV ве­ка это жи­тие встре­ча­ет­ся очень ред­ко, а боль­шей ча­стью – в пе­ре­дел­ке Па­хо­мия Сер­ба. Так­же на­пи­сал «Сло­во по­хваль­но пре­по­доб­но­му от­цу на­ше­му Сер­гию» (со­хра­ни­лось в ру­ко­пи­си XV и XVI ве­ков).

Вско­ре по­сле смер­ти Сте­фа­на Перм­ско­го в 1396 го­ду Епи­фа­ний за­кон­чил «Сло­во о жи­тии и уче­нии свя­то­го от­ца на­ше­го Сте­фа­на, быв­ша­го в Пер­ми епи­ско­па». Из­вест­но по­ряд­ка пя­ти­де­ся­ти спис­ков XV–XVII ве­ков. Епи­фа­нию Пре­муд­ро­му при­пи­сы­ва­ет­ся так­же «Ска­за­ние Епи­фа­ния мни­ха о пу­ти в свя­той град Иеру­са­лим», вве­де­ние к Твер­ской ле­то­пи­си и пись­мо твер­ско­му игу­ме­ну Ки­рил­лу.

В 1410-е го­ды Епи­фа­ний вновь по­се­лил­ся в Тро­и­це-Сер­ги­е­вом мо­на­сты­ре, за­няв вы­со­кое по­ло­же­ние сре­ди бра­тии: «бе ду­хов­ник в Ве­ли­цей Лав­ре все­му брат­ству». Умер око­ло 1420 го­да (не поз­же 1422 го­да) в сане иеро­мо­на­ха.

Случайный тест